СТАТЬИ
Что делать, если во время намаза зазвонил телефон?
Вопрос: Уважаемый муфтий, не могли бы вы ответить на следующие три срочных вопроса. Во-первых, если во время намаза срабатывает рингтон, ...
Что делать, если во время намаза зазвонил телефон?
Вопрос: Уважаемый муфтий, не могли бы вы ответить на следующие три срочных вопроса. Во-первых, если во время намаза срабатывает рингтон, как его отключить? Во-вторых, разрешено ли нам ставить рингтоны, напоминающие музыку, или рингтоны, воспроизводящие нашид, азан или даже аяты Корана? В-третьих, разрешается ли имамам напоминать людям перед намазом, чтобы они выключали свои телефоны?
Ответ:
С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Ас-Саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
a) Прежде всего, необходимо быть очень внимательным и предусмотрительным, входя в мечеть, и убедиться, что ваш телефон находится на беззвучном режиме. Это необходимо для того, чтобы не мешать имаму и намазу, поскольку мечеть — священное место, которое заслуживает глубочайшего уважения. Однако если во время намаза ваш телефон случайно зазвонит, то следует незаметно отключить его, положив одну руку в карман и выключив звонок, не вынимая телефон.
б) При выборе рингтона рекомендуется выбрать что-нибудь простое и воздержаться от использования музыки, поскольку она запрещена, и особенно строго, если она звучит в пределах мечети. Также лучше избегать использования в качестве рингтона аятов из Священного Корана, азана или нашидов, так как это может восприниматься как неуважение, создавая впечатление, что этот рингтон служит исключительно для оповещения о входящем звонке.
c) Если имам мечети перед намазов делает напоминание о том, чтобы люди выключили свои телефоны, это не только допустимо, но и уместно.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Ответил: Зейд Имран
Согласовано: Ханиф Юсуф, Ибн Тальха
وَاتَّفَقُوا عَلَى أَنَّ الْكَثِيرَ مُفْسِدٌ وَالْقَلِيلَ لَا لِإِمْكَانِ الِاحْتِرَازِ عَنْ الْكَثِيرِ دُونَ الْقَلِيلِ فَإِنَّ فِي الْحَيِّ حَرَكَاتٌ مِنْ الطَّبْعِ وَلَيْسَتْ مِنْ الصَّلَاةِ فَلَوْ اُعْتُبِرَ الْعَمَلُ مُفْسِدًا مُطْلَقًا لَزِمَ الْحَرَجُ فِي إقَامَةِ صِحَّتِهَا وَهُوَ مَدْفُوعٌ بِالنَّصِّ ثُمَّ اخْتَلَفُوا فِيمَا يُعَيِّنُ الْكَثْرَةَ وَالْقِلَّةَ عَلَى أَقْوَالٍ أَحَدِهَا مَا اخْتَارَهُ الْعَامَّةُ كَمَا فِي الْخُلَاصَةِ وَالْخَانِيَّةِ أَنَّ كُلَّ عَمَلٍ لَا يَشُكُّ النَّاظِرُ أَنَّهُ لَيْسَ فِي الصَّلَاةِ فَهُوَ كَثِيرٌ وَكُلَّ عَمَلٍ يَشْتَبِهُ عَلَى النَّاظِرِ أَنَّ عَامِلَهُ فِي الصَّلَاةِ فَهُوَ قَلِيلٌ قَالَ فِي الْبَدَائِعِ وَهَذَا أَصَحُّ وَتَابَعَهُ الشَّارِحُ والْوَلْوَالِجِيُّ وَقَالَ فِي الْمُحِيطِ إنَّهُ الْأَحْسَنُ وَقَالَ الصَّدْرُ الشَّهِيدُ إنَّهُ الصَّوَابُ
[Аль-Бахр ар-Раик», 2:12: Дар аль-Китаб аль-Ислями»]
(وَالْعَمَلُ الْكَثِيرُ) وَاخْتُلِفَ فِي حَدِّهِ قِيلَ: هُوَ مَا يَحْتَاجُ إلَى الْيَدَيْنِ، وَقِيلَ: مَا يَشُكُّ النَّاظِرُ أَنَّ عَامِلَهُ فِي الصَّلَاةِ أَوْ لَا وَهُوَ اخْتِيَارُ الْعَامَّةِ، وَقِيلَ مَا يَكُونُ ثَلَاثًا مُتَوَالِيًا حَتَّى لَوْ رَوَّحَ عَلَى نَفْسِهِ بِمِرْوَحَةٍ ثَلَاثًا أَوْ حَكَّ مَوْضِعًا مِنْ جَسَدِهِ ثَلَاثًا تُفْسِدَانِ عَلَى الْوَلَاءِ
[Маджма' аль-Анхур», 1:120, Дар Ихья ат-Турас]
لَا يَقْرَأُ جَهْرًا عِنْدَ الْمُشْتَغِلِينَ بِالْأَعْمَالِ ، وَمِنْ حُرْمَةِ الْقُرْآنِ أَنْ لَا يُقْرَأَ فِي الْأَسْوَاقِ وَمَوَاضِعِ اللَّغْوِ اهـ. « قَوْلُهُ: وَلَوْ كَانَ » أَيْ الْقُرْآنُ. « قَوْلُهُ: وَالْحَمَّامِ » أَيْ لِأَنَّهُ مَوْضِعُ النَّجَاسَاتِ. اهـ
[Табьин аль-Хакаик», 1:58, Аль-Матба' аль-Кубра»]
وَاسْتِمَاعُ ضَرْبِ الدُّفِّ وَالْمِزْمَارِ وَغَيْرِ ذَلِكَ حَرَامٌ وَإِنْ سَمِعَ بَغْتَةً يَكُونُ مَعْذُورًا
[Радд аль-Мухтар»: 6:395, Дар аль-Фикр»]
بَقِيَ فِي الْمَكْرُوهَاتِ أَشْيَاءُ أُخَرُ ذَكَرَهَا فِي الْمُنْيَةِ وَنُورِ الْإِيضَاحِ وَغَيْرِهِمَا: مِنْهَا الصَّلَاةُ بِحَضْرَةِ مَا يَشْغَلُ الْبَالَ وَيُخِلُّ بِالْخُشُوعِ كَزِينَةٍ وَلَهْوٍ وَلَعِبٍ، وَلِذَلِكَ كُرِهَتْ بِحَضْرَةِ طَعَامٍ تَمِيلُ إلَيْهِ نَفْسُهُ
[Радд аль-Мухтар»: 1:654, Дар аль-Фикр»]
[Аль-Бахр ар-Раик», 2:12: Дар аль-Китаб аль-Ислями»]
(وَالْعَمَلُ الْكَثِيرُ) وَاخْتُلِفَ فِي حَدِّهِ قِيلَ: هُوَ مَا يَحْتَاجُ إلَى الْيَدَيْنِ، وَقِيلَ: مَا يَشُكُّ النَّاظِرُ أَنَّ عَامِلَهُ فِي الصَّلَاةِ أَوْ لَا وَهُوَ اخْتِيَارُ الْعَامَّةِ، وَقِيلَ مَا يَكُونُ ثَلَاثًا مُتَوَالِيًا حَتَّى لَوْ رَوَّحَ عَلَى نَفْسِهِ بِمِرْوَحَةٍ ثَلَاثًا أَوْ حَكَّ مَوْضِعًا مِنْ جَسَدِهِ ثَلَاثًا تُفْسِدَانِ عَلَى الْوَلَاءِ
[Маджма' аль-Анхур», 1:120, Дар Ихья ат-Турас]
لَا يَقْرَأُ جَهْرًا عِنْدَ الْمُشْتَغِلِينَ بِالْأَعْمَالِ ، وَمِنْ حُرْمَةِ الْقُرْآنِ أَنْ لَا يُقْرَأَ فِي الْأَسْوَاقِ وَمَوَاضِعِ اللَّغْوِ اهـ. « قَوْلُهُ: وَلَوْ كَانَ » أَيْ الْقُرْآنُ. « قَوْلُهُ: وَالْحَمَّامِ » أَيْ لِأَنَّهُ مَوْضِعُ النَّجَاسَاتِ. اهـ
[Табьин аль-Хакаик», 1:58, Аль-Матба' аль-Кубра»]
وَاسْتِمَاعُ ضَرْبِ الدُّفِّ وَالْمِزْمَارِ وَغَيْرِ ذَلِكَ حَرَامٌ وَإِنْ سَمِعَ بَغْتَةً يَكُونُ مَعْذُورًا
[Радд аль-Мухтар»: 6:395, Дар аль-Фикр»]
بَقِيَ فِي الْمَكْرُوهَاتِ أَشْيَاءُ أُخَرُ ذَكَرَهَا فِي الْمُنْيَةِ وَنُورِ الْإِيضَاحِ وَغَيْرِهِمَا: مِنْهَا الصَّلَاةُ بِحَضْرَةِ مَا يَشْغَلُ الْبَالَ وَيُخِلُّ بِالْخُشُوعِ كَزِينَةٍ وَلَهْوٍ وَلَعِبٍ، وَلِذَلِكَ كُرِهَتْ بِحَضْرَةِ طَعَامٍ تَمِيلُ إلَيْهِ نَفْسُهُ
[Радд аль-Мухтар»: 1:654, Дар аль-Фикр»]
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Можно ли в Исламе убивать пауков и комаров?
Вопрос: Можно ли в Исламе убивать пауков и комаров и убирать паутину в доме? Ответ дан согласно шариатским постановлениям ханафитского ма...
Как соблюдать справедливость по отношению к нескольким жёнам
Вопрос: Читал о справедливости в полигамном браке. В Коране и хадисах справедливость и равенство в отношениях между женами, казало...
Комментарии: 0
Правила форума