Достоинства намаза тасбих и способ его совершения
Достоинства намаза тасбих и способ его совершения
Намаз тасбих – очень ценная и важная форма намаза. Его ценность очевидна из нескольких хадисов, в которых Посланник Аллаха подчеркивал ег...
90 413
9 ноября, 20

Достоинства намаза тасбих и способ его совершения

90 413
9 ноября, 20
АВТОР ЦИКЛА
Достоинства намаза тасбих и способ его совершения
Al-miftah.com
Источник:
AL-MIFTAH.COM

Blog by Moulana Muhammad

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)

Достоинства намаза тасбих

 
Намаз тасбих — это очень ценная и важная форма намаза. Его ценность очевидна из нескольких хадисов, в которых Посланник Аллаха ﷺ подчеркивал его достоинство и поощрял верующих к его совершению для достижения довольства Аллаха и получения наград от Него. Исходя из этого, многие ученые и праведные люди старались проявлять усердие в его совершении.
 
Сподвижник и дядя Пророка Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что однажды Пророк ﷺ сказал ему:
 
«О, Аббас! Не представить ли мне для тебя, не посоветовать ли мне для тебя, не сообщить ли мне тебе о таком действии (повторение этих слов несколько раз было предназначено для того, чтобы привлечь внимание слушателя и подчеркнуть важность этого намаза – от автора статьи), за совершение которого Аллах Тааля простит тебе все грехи, прежние или новые, намеренные или ненамеренные, большие или малые, явные или тайные?».
 
Далее в хадисе приводится подробное описание метода совершения намаза — которое мы приведем ниже. После описания намаза Пророк ﷺ сказал:
 
«Если возможно, следует совершать этот намаз каждый день, если ты не сможешь совершать его каждый день, то хотя бы совершай его каждую пятницу (еженедельно), в противном случае – раз в месяц, в ином случае – раз в год, или хотя бы раз в жизни». (Хадис приводится в сборнике Абу Дауда, хадис 1297).
 

Статус намаза тасбих и его ценность

 
Имам аль-Хаким (да смилуется над ним Аллах), ученый по хадису, писал:
 
«Достоверность хадиса (в котором говорится о намазе тасбих) подтверждается тем фактом, что, начиная с поколения сподвижников и до наших дней, все великие ученые в различных религиозных науках регулярно совершали этот намаз и советовали людям делать то же самое. Среди ученых, которые постоянно его совершали, были такие великие люди как имам Абдуллах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) – учитель учителей имама Бухари (да смилуется над ним Аллах)».[1]
 
Имам аль-Байхакы (да смилуется над ним Аллах) говорил, что еще до Ибн Мубарака, табиин, имам Абуль-Джауза (да смилуется над ним Аллах), надежный передатчик хадисов, имел обыкновение совершать этот намаз ежедневно. Как только он слышал азан на намаз зухр (обеденный), он отправлялся в мечеть и совершал намаз тасбих до начала намаза зухр.[2]
 
Имам Абдуль-Азиз ибн Аби Раввад (да смилуется над ним Аллах), который был учителем Ибн Мубарака, большой праведник, утверждал:
 
«Тот, кто желает достичь Рая, должен усердствовать в совершении намаза тасбих».[3]
 
Алляма Такиюддин ас-Субки (да смилуется над ним Аллах) писал:
 
«Этот намаз очень важен, так что человеку не следует заблуждаться относительно его статуса, даже если некоторые люди отрицают его важность. Тот, кто пренебрегает его совершением, – даже после того, как услышал о его достоинствах, небрежен в вопросах религии, не подобен добродетельному человеку в своих действиях и не может считаться надежным человеком».[4]
 
Передается, что Абдуллах ибн Аббас (радыАллаху анхума) обычно совершал этот намаз каждую пятницу.[5]
 
Особенно желательно совершать этот намаз во все благоприятные ночи, когда особенно поощряется совершение желательного поклонения – такие, как 15-я ночь месяца Шаабан, ночи месяца Рамадан и т.п.
 
Примечание: Достоверность хадисов о намазе тасбих подтверждается мухаддисами, многие из которых написали подробные работы по этому вопросу. Алляма Суюты (да смилуется над ним Аллах) перечисляет двадцать великих мухаддисов, которые признавали его достоверность («Аль-Лаалиль-маснуа», том 2, с. 40). Согласно принципам науки хадиса, эти хадисы могут считаться, по меньшей мере, надежными – хасан.
 

Метод совершения намаза тасбих

 
Имам Абдуллах ибн Мубарак (да смилуется над ним Аллах) и многие другие ученые передают следующий метод совершения намаза тасбих. Этот метод также передается от Посланника Аллаха ﷺ и является наилучшим методом:
 

«После вступления в намаз (произнесения фразы «Аллаху Акбар») прочитайте дуа сана, а затем – до чтения суры «Аль-Фатиха», повторите 15 раз эти слова:

 

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ ِللهِ وَلاَ اِلَهَ اِلاَ اللهُ وَاللهُ اَكْبَرْ

 

Субханаллах вальхамдулиллях ва ля иляха илляЛЛах ваЛЛаху акбар.
 
Затем произнесите «Аузубиллях» и «Бисмиллях», и, после завершения чтения Фатихи и другой суры, произнесите вышеприведенные слова десять раз перед тем, как вступать в руку’ (поясной поклон), затем десять раз те же слова – во время руку’ и десять раз – после того, как подниметесь из руку’. Потом произнесите те же слова в каждом саджда (земном поклоне), и десять раз – во время сидения между двумя саджда. Таким образом нужно совершить все четыре ракаата намаза. Так что получится, что вы произнесете 75 раз тасбих во время каждого ракаата, итого – 300 раз тасбих в течение всего намаза» (См. «Сунан» Тирмизи, хадис 481).
 

Далее мы приводим краткое описание – сколько раз следует читать тасбих в каждом положении намаза:

 
  • После дуа сана – перед сурой Фатиха – 15 раз,

(Во время второго, третьего и четвертого ракаатов тасбих следует читать перед чтением суры Фатиха).

 

  • Перед совершением руку’ – 10 раз,

 

  • Во время совершения руку’ – 10 раз,

 

  • Во время стояния – после того, как подниметесь из руку’, – 10 раз,

 

  • В первом саджда – 10 раз,

 

  • Во время сидения между двумя саджда – 10 раз,

 

  • Во время второго саджда – 10 раз.

 

Итого, во время одного ракаата – 75 раз.

Во время всего намаза – 300 раз.

 
Не существует какой-то специальной суры, которую следовало бы читать в этом намазе. Можно читать любые суры. Однако Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) однажды спросили:
 
«Есть ли какие-то особые суры, которые следует читать в этом намазе?». Он ответил: «Это сура «ат-Такасур» (102), «аль-Аср» (103), «аль-Кафирун» (109) и «аль-Ихляс» (112)».
 
Некоторые ученые также утверждали, что самыми желательными сурами, которые следует читать в этом намазе, являются суры «аль-Хадид» (57), «аль-Хашр» (59), «ас-Сафф» (61) и «ат-Тагабун» (64) (См. «Радд аль-Мухтар», т. 2, с. 27).
 

Некоторые важные моменты, которые следует иметь в виду:

 
1. Число тасбихов не следует подсчитывать вслух, поскольку это нарушает намаз. Наилучшим способом подсчета является такой метод – пальцы рук остаются на своем месте, но их слегка прижимают один за другим по мере подсчета (См. «Радд аль-Мухтар», том 2, с. 27).
 
2. Этот намаз можно совершать в любое время дня, кроме трех запретных промежутков времени. Однако наиболее подходящим временем является время после полудня (завваль) и любое время в течение дня или ночи («Фадаиль Амаль», Достоинства зикра, с. 245).
 
3. Согласно некоторым хадисам, к вышеприведенным словам тасбиха можно добавить следующие слова:
 

 الْعَلِيِّ الْعَظِيْمْلاَ حَوْلَ وَلا َ قُوَّةَ اِلاَ بِاللهِ 

 
Ля хауля ва ля куввата илля биЛЛяхиль-’Алийиль-’Азым.
 
Поэтому иногда можно произносить их в дополнение к обычным словам тасбиха («Ихья», том 2, с. 267).
 
4. Во время совершения руку’ слова «Субхана Раббияль-'Азым» и во время совершения саджда слова «Субхана Раббияль-А'ля» следует произносить перед словами тасбиха («Ат-Тарших, Либайяни Саляти т-тасбих», с. 22)
 
5. Если человек пропустит чтение тасбиха в каком-либо положении намаза, ему нет необходимости в совершении саджда сахв для компенсации этого упущения. Тем не менее, недостающее число тасбихов следует компенсировать в следующем положении намаза – но не в каума — стоянии после руку’ и не в джальса — сидении между двумя саджда. В этих положениях следует прочесть по десять раз тасбих, а недостаток восполнить в следующем ракаате. Например, если человек пропустил чтение тасбиха во время руку’ или после руку’, нужно восполнить это количество в первом саджда («Раддуль-Мухтар», т. 2, с. 28).
 
6. Во время совершения этого намаза желательно соединять руки, когда вы будете читать тасбих, в каума, стоянии между руку’ и саджда («Ахсануль-Фатава», т. 3, с. 491).
 
Совершайте и передавайте другим этот ценный дар, оставленный нам Посланником Аллаха ﷺ.
 
Текст подготовил: Мауляна Зияд Данка.
 
[1] «Аль-Мустадрак» Хакима, хадис 1196;
 
[2] «Фадаиль Амаль», Достоинства зикра, с. 244;
 
[3] «Ат-Тарших, Либайяни Саляти т-тасбих», с. 33;
 
[4] «Шархуль-ихья», т. 3, с. 794;
 
[5] «Миркатуль-масабих», хадис 1329

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Вопрос: В настоящее время среди разных мечетей проводятся соревнования по крикету. Каждая команда должна заплатить регистрационный взнос ...
1 376
22 марта, 24
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Общие требования к очищению нечистой одежды: Если одежда испачкана нечистотами [наджас] и эти нечистоты видимые, то нечистоты должны быть...
2 214
1 марта, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)
Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)
Сегодня многие стараются воспрепятствовать совершать акты поклонения, достоверность которых не вызывает сомнения, как, например, салят ат...
6 606
6 ноября, 20
Курбан (жертвоприношение) - его правила, суннаты и адабы
Курбан (жертвоприношение) - его правила, суннаты и адабы
Праздник Ид аль-Адха («Курбан Байрам», «Курбан Айт») – один из двух самых знаменательных дней в Исламе. Самым важным в этот день является...
208 512
2
30 июля, 20