Image
Достоинства намаза тасбих и способ его совершения
Намаз тасбих – это очень ценная и важная форма намаза. Его ценность очевидна из нескольких хадисов, в которых Посланник Аллаха (саллаллах...
680
10 ноября, 20

Достоинства намаза тасбих и способ его совершения

680
10 ноября, 20
АВТОР ЦИКЛА
Достоинства намаза тасбих и способ его совершения
Al-miftah.com
Источник:
AL-MIFTAH.COM

Blog by Moulana Muhammad

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)
Достоинства намаза тасбих
 
Намаз тасбих – это очень ценная и важная форма намаза. Его ценность очевидна из нескольких хадисов, в которых Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркивал его достоинство и поощрял верующих к его совершению для достижения довольства Аллаха и получения наград от Него. Исходя из этого, многие ученые и праведные люди старались проявлять усердие в его совершении.
 
Сподвижник и дядя Пророка Аббас (радыАллаху анху) передает, что однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
 
«О, Аббас! Не представить ли мне для тебя, не посоветовать ли мне для тебя, не сообщить ли мне тебе о таком действии (повторение этих слов несколько раз было предназначено для того, чтобы привлечь внимание слушателя и подчеркнуть важность этого намаза – от автора статьи), за совершение которого Аллах Тааля простит тебе все грехи, прежние или новые, намеренные или ненамеренные, большие или малые, явные или тайные?».
 
Далее в хадисе приводится подробное описание метода совершения намаза – которое мы приведем ниже. После описания намаза Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
 
«Если возможно, следует совершать этот намаз каждый день, если ты не сможешь совершать его каждый день, то хотя бы совершай его каждую пятницу (еженедельно), в противном случае – раз в месяц, в ином случае – раз в год, или хотя бы раз в жизни». (Хадис приводится в сборнике Абу Дауда, хадис 1297).
 
 
Статус намаза тасбих и его ценность
 
Имам аль-Хаким (рахимахуллах), который был ученым по хадису, писал: «Достоверность хадиса (в котором говорится о намазе тасбих) подтверждается тем фактом, что, начиная с поколения сподвижников и до наших дней, все великие ученые в различных религиозных науках регулярно совершали этот намаз и советовали людям делать то же самое. Среди ученых, которые постоянно его совершали, были такие великие люди как имам Абдуллах ибн Мубарак (рахимахуллах) – учитель учителей имама Бухари (рахимахуллах). [1]
 
Имам аль-Байхакы (рахимахуллах) говорил, что еще до Ибн Мубарака, табиин, имам Абуль-Джауза (рахимахуллах), надежный передатчик хадисов, имел обыкновение совершать этот намаз ежедневно. Как только он слышал азан на намаз зухр, он отправлялся в мечеть и совершал намаз тасбих до начала намаза зухр. [2]
 
Имам Абдуль-Азиз ибн Аби Раввад (рахимахуллах), который был учителем Ибн Мубарака, большой праведник, утверждал: «Тот, кто желает достичь Рая, должен усердствовать в совершении намаза тасбих». [3]
 
Алляма Такиуддин ас-Субки (рахимахуллах) писал: «Этот намаз очень важен, так что человеку не следует заблуждаться относительно его статуса, даже если некоторые люди отрицают его важность. Тот, кто пренебрегает его совершением, – даже после того, как услышал о его достоинствах, небрежен в вопросах религии, не подобен добродетельному человеку в своих действиях и не может считаться надежным человеком». [4]
 
Передается, что Абдуллах ибн Аббас (радыАллаху анхума) обычно совершал этот намаз каждую пятницу. [5]
 
Особенно желательно совершать этот намаз во все благоприятные ночи, когда особенно поощряется совершение желательного поклонения – такие как 15-я ночь месяца Шаабан, ночи месяца Рамадан и т.п.
 
Примечание: Достоверность хадисов о намазе тасбих подтверждается мухаддисами, многие из которых написали подробные работы по этому вопросу. Алляма Суюты (рахимахуллах) перечисляет двадцать великих мухаддисов, которые признавали его достоверность (аль-Лаалиль-маснуа, т.2, с. 40). Согласно принципам науки хадиса, эти хадисы могут считаться, по меньшей мере, надежными – хасан.
 
 

Метод совершения намаза тасбих

 
Имам Абдуллах ибн Мубарак (рахимахуллах) и многие другие ученые передают следующий метод совершения намаза тасбих. Этот метод также передается от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и является наилучшим методом:
 

«После вступления в намаз (произнесения фразы «Аллаху акбар») прочитайте дуа сана, а затем – до чтения суры Фатиха, повторите 15 раз эти слова:

 

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ ِللهِ وَلاَ اِلَهَ اِلاَ اللهُ وَاللهُ اَكْبَرْ

 

Субханаллах вальхамдулиллях ва ля иляха илляЛЛах ваЛЛаху акбар.
 
Затем произнесите «Аузубиллях» и «Бисмилля», и, после завершения чтения Фатихи и другой суры, произнесите вышеприведенные слова десять раз перед тем, как вступать в руку’ (поясной поклон), затем десять раз те же слова – во время руку’ и десять раз – после того, как подниметесь из руку’. Потом произнесите те же слова в каждом саджда (земном поклоне), и десять раз – во время сидения между двумя саджда. Таким образом нужно совершить все четыре ракаата намаза. Так что получится, что вы произнесете 75 раз тасбих во время каждого ракаата, итого – 300 раз тасбих в течение всего намаза» (См. Сунан Тирмизи, хадис 481).
 
Далее мы приводим краткое описание – сколько раз следует читать тасбих в каждом положении намаза:
 
  • После дуа сана – перед сурой Фатиха – 15 раз,

(Во время второго, третьего и четвертого ракаатов тасбих следует читать перед чтением суры Фатиха).

 

  • Перед совершением руку’ – 10 раз,

 

  • Во время совершения руку’ – 10 раз,

 

  • Во время стояния – после того, как подниметесь из руку’, – 10 раз,

 

  • В первом саджда – 10 раз,

 

  • Во время сидения между двумя саджда – 10 раз,

 

  • Во время второго саджда – 10 раз.

 

Итого, во время одного ракаата – 75 раз.

Во время всего намаза – 300 раз.

 
Не существует какой-то специальной суры, которую следовало бы читать в этом намазе. Можно читать любые суры. Однако, Ибн Аббаса (радыАллаху анхума) однажды спросили: «Есть ли какие-то особые суры, которые следует читать в этом намазе?». Он ответил: «Это сура ат-Такасур (102), аль-Аср (103), аль-Кафирун (109) и аль-Ихляс (112)».
 
Некоторые ученые также утверждали, что самыми желательными сурами, которые следует читать в этом намазе, являются суры аль-Хадид (57), аль-Хашр (59), ас-Сафф (61) и ат-Тагабун (64) (См. Радд аль-Мухтар, т.2, с. 27).
 
Некоторые важные моменты, которые следует иметь в виду:
 
1. Число тасбихов не следует подсчитывать вслух, поскольку это нарушает намаз. Наилучшим способом подсчета является такой метод – пальцы рук остаются на своем месте, но их слегка прижимают один за другим по мере подсчета (См. Радд аль-Мухтар, т.2, с. 27).
 
2. Этот намаз можно совершать в любое время дня, кроме трех запретных промежутков времени. Однако, наиболее подходящим временем является время после полудня (заваль) и любое время в течение дня или ночи (Фадаиль Амаль, Достоинства зикра, с.245).
 
3. Согласно некоторым хадисам, к вышеприведенным словам тасбиха можно добавить следующие слова:
 

 الْعَلِيِّ الْعَظِيْمْلاَ حَوْلَ وَلا َ قُوَّةَ اِلاَ بِاللهِ 

 
Ля хауля ва ля куввата илля биЛЛяхиль-’Алийиль-’Азым.
 
Поэтому иногда можно произносить их в дополнение к обычным словам тасбиха (Ихья, т.2, с.267).
 
4. Во время совершения руку’ слова «Субхана Раббиуль-Азым» и во время совершения саджда слова «Субхана Раббиуль-Аля» следует произносить перед словами тасбиха (ат-Тарших, Либайяни Саляти т-тасбих, с. 22)
 
5. Если человек пропустит чтение тасбиха в каком-либо положении намаза, ему нет необходимости в совершении саджда сахв для компенсации этого упущения. Тем не менее, недостающее число тасбихов следует компенсировать в следующем положении намаза – но не в каума, стоянии после руку’ и не в джальса, сидении между двумя саджда. В этих положениях следует прочесть по десять раз тасбих, а недостаток восполнить в следующем ракаате. Например, если человек пропустил чтение тасбиха во время руку’ или после руку’, нужно восполнить это количество в первом саджда (Раддуль-Мухтар, т.2, с. 28).
 
6. Во время совершения этого намаза желательно соединять руки, когда вы будете читать тасбих, в каума, стоянии между руку’ и саджда (Ахсануль-Фатава, т. 3, с.491).
Совершайте и передавайте другим этот ценный дар, оставленный нам Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
 
Текст подготовил: мауляна Зияд Данка.
 
[1] Аль-Мустадрак Хаким, хадис 1196;
 
[2] Фадаиль Амаль, Достоинства зикра, с. 244;
 
[3] ат-Тарших, Либайяни Саляти т-тасбих, с. 33;
 
[4] Шархуль-ихья, т. 3, с. 794;
 
[5] Миркатуль-масабих, хадис 1329
 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)
Печально, что в наши дни, когда многие мусульмане пренебрегают следованием религии, некоторые люди, наоборот, стараются воспрепятствовать...
732
7 ноября, 20
Image
Когда и как совершаются желательные намазы в течение дня
Вопрос: Расскажите более подробно о желательных намазах в течение дня – когда и как их следует совершать (к примеру, о таких намазах, как...
7 703
3
19 апреля, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)
Печально, что в наши дни, когда многие мусульмане пренебрегают следованием религии, некоторые люди, наоборот, стараются воспрепятствовать...
732
7 ноября, 20
Image
Курбан (жертвоприношение) - его правила, суннаты и адабы
Приближается праздник Ид аль-Адха (Курбан-айт, Курбан-байрам) – один из двух самых знаменательных дней в Исламе. Самым важным действием в...
74 839
30 июля, 20