Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)
Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)
Сегодня многие стараются воспрепятствовать совершать акты поклонения, достоверность которых не вызывает сомнения, как, например, салят ат...
7 817
6 ноября, 20

Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)

7 817
6 ноября, 20
АВТОР ЦИКЛА
Достоверность практики совершения саляту т-тасбих (намаза тасбих)
Мухаммад Абасумар
Автор:
МУХАММАД АБАСУМАР
Муфтий
Al-miftah.com
Источник:
AL-MIFTAH.COM

Blog by Moulana Muhammad

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Достоинства намаза тасбих и способ его совершения
Печально, что в наши дни, когда многие мусульмане пренебрегают следованием религии, некоторые люди, наоборот, стараются воспрепятствовать им совершать желательные и похвальные действия поклонения, достоверность которых не должна вызывать сомнения. И что еще хуже, это делается якобы ради защиты Ислама. К этим действиям поклонения относится салят ат-тасбих (намаз тасбих), дозволенность совершения которого некоторые люди в наше время пытаются подвергнуть сомнению.
 
Согласно мнению ученых-ханафитов совершение намаза тасбих является не только дозволенным, но и желательным (Ибн Абидин, том 2, с. 27). О его совершении говорится в большом хадисе:
 
Прежде чем научить своего дядю, как совершать этот намаз, наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал ему:
 
يَا عَبَّاسُ، يَا عَمَّاهُ، أَلَا أُعْطِيكَ، أَلَا أَمْنَحُكَ، أَلَا أَحْبُوكَ، أَلَا أَفْعَلُ بِكَ عَشْرَ خِصَالٍ، إِذَا أَنْتَ فَعَلْتَ ذَلِكَ غَفَرَ اللَّهُ لَكَ ذَنْبَكَ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ، قَدِيمَهُ وَحَدِيثَهُ، خَطَأَهُ وَعَمْدَهُ، صَغِيرَهُ وَكَبِيرَهُ، سِرَّهُ وَعَلَانِيَتَهُ
(سنن أبي داود، باب صلاة التسبيح)
 
«О, дядя! Разве я не воздам тебе? Разве я не одарю тебя? Разве я не награжу тебя? Разве я не проявляю [милость] к тебе тем, что, когда ты сделаешь эти десять вещей, Аллах простит твои грехи будущего и прошлого, новые и старые, нечаянные и намеренные, большие и малые, скрытые и явные?»
 
В конце этого хадиса Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) заметил:
 
إِنِ اسْتَطَعْتَ أَنْ تُصَلِّيَهَا فِي كُلِّ يَوْمٍ مَرَّةً فَافْعَلْ، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ جُمُعَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ شَهْرٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ سَنَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ، فَفِي عُمُرِكَ مَرَّةً
 
«Если ты можешь совершать этот намаз каждый день, делай это. А если не можешь – то раз в неделю. Если не можешь – раз в месяц. Если не можешь – то раз в год. Если не можешь [и этого], то [хотя бы] раз в жизни». («Сунан» Абу Дауда)
 
Те люди, которые утверждают, что этот хадис слабый, делают это на основе анализа нескольких его цепочек передачи, которые они изучили. Однако, если проанализировать все его цепи передач, не останется никаких сомнений, что он подлинный.
 
Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни, рахимахуллах, пишет, что иногда мухаддисы называют какой-то хадис слабым или сильно слабым (или даже выдуманным) на основе одного или двух иснадов, которые до них дошли, хотя могут быть другие иснады, на основе которых этот же хадис может быть назван хасан (достоверным) или даже сахих (самым подлинным) (Ан-Нукат, т. 2, с. 848-850).
 
В качестве примера такого хадиса Ибн Хаджар упоминает как раз хадис о достоинстве намаза тасбих – что после анализа всех его цепочек передачи он может считаться либо сахих, либо хасан, но не даиф (слабым) (Там же).
 
Имам Тирмизи (рахимахуллах) сказал, что многие улемы, среди них имам Абдуллах ибн аль-Мубарак (рахимахуллах), признавали достоинства салят ат-тасбих (Тирмизи т. 2; с. 348, хадис 481).
 
Алляма Мунзири (рахимахуллах) упоминает многих мухаддисов, которые признавали его подлинность. Среди них:
 
  • Имам Абу-Бакр аль-Aджурри,
  • Имам Абу Мухаммад аль-Мисри (учитель алламы Мунзири),
  • Хафиз Абуль-Хасан Макдиси (учитель алламы Мунзири),
  • Имам Абу-Дауд
  • и имам Хаким (рахимахумуллах)

(Таргиб, т. 1, с. 468)

 

Аллама Суюты (рахимахуллах) перечислил до 20 больших мухаддисов, которые признавали подлинность этого хадиса. Кроме упомянутых выше, вот еще некоторые из них, имамы:
 
  • Абу-Саид ас-Сам'ани,
  • Аль-Хатыб аль-Багдади,
  • Хафиз ибн Мандах,
  • аль-Байхакы,
  • ан-Навави,
  • ас-Субки,
  • Ибн ас-Саля,
  • Абу Муса аль-Мадини,
  • аль-Алаи,
  • Сираджуддин аль-Булкини,
  • Заркаши и другие (да помилует их всех Аллах).

(аль-Лаль аль-Масну'а, т. 2, с. 40)

 

Ниже приведен список мухаддисов, кто написал подробный разбор этого вопроса:
имамы ад-Дарани, Абу-Муса аль-Мадини, Ибн Мандах, Ибн Насыруддин ад-Димашкы, ас-Суюты и Ибн Тулюн и другие (да помилует их Аллах).

 
Имам аль-Байхакы (рахимахуллах) говорит, что намаз тасбих был практикой 'Абдуллаха ибн аль-Мубарака и многих благочестивых предшественников различных эпох. И это (эти факты) на самом деле придает надежность этой практике (Шуа'буль-Имам, т. 1, с. 427; Ильмийя).
 
Книги ханафитского фикха поддерживают мнение о приемлемости данной практики (См Радд аль-Мухтар, т.2, с. 27). И некоторые шафиитские факихи также одобряли ее, а именно: имам аль-Махалли, имам аль-Джувейни, имам аль-Харамейн, имам Газали, имам Рафи'и и другие. (Аль-Лаяли, т. 2, с. 43; аль-Азкар имама Навави, с. 242).
 
Хатыб Багдади (рахимахуллах) утверждает, что нет никаких оснований для осуждения этой практики.
 
Хафиз ибн Хаджар (рахимахуллах) приводит слова имама Малика, из которых он делает вывод, что она (эта практика) была дозволена в его мазхабе (См Футухат ар-Раббанийя, т. 4, с. 321). Кади Ияд аль-Малики (рахимахуллах) также признавал достоинства этого намаза (Там же).
 
Что касается мнения имама Ахмада ибн Ханбаля (рахимахуллах), то Хафиз ибн Хаджар (рахимахуллах) утверждал, что он воздерживался от решения (по этому вопросу), но, возможно, склонялся к приемлемости (этой практики) позже (Футухат ар-Раббанийя, т. 4, с.3 18, 320).
 
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что не может быть никаких сомнений в том, что намаз ат-тасбих является желательным действием, совершение которого достоверно и приемлемо согласно мнению большого количества знаменитых ученых по хадису, а также ученых по фикху.
 
Имамы Таджуддин Субки и Бадруддин Заркаши (рахимахуллах) заявили, что эта (практика) относится к основам религии, и те, кто отбрасывает ее, несмотря на ее достоинства, находится не на верном пути (Футухат, т. 4, с. 321-322).
 
Наши учителя всегда поощряли эту молитву, совершая ее в особых случаях, таких как: Лейлатуль Кадр, Лейлятуль Бара'а (ночь 15-ого шаабана) и т.д.
 
А Всевышний Аллах знает лучше
 
Мухаммад Абасумар

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 781
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Курбан (жертвоприношение) - его правила, суннаты и адабы
Курбан (жертвоприношение) - его правила, суннаты и адабы
Праздник Ид аль-Адха («Курбан Байрам», «Курбан Айт») – один из двух самых знаменательных дней в Исламе. Самым важным в этот день является...
225 127
2
30 июля, 20
Пост — это самое скрытое поклонение, и поэтому оно так выделено Всевышним Аллахом
Пост — это самое скрытое поклонение, и поэтому оно так выделено Всевышним Аллахом
В этой статье мы постараемся кратко разобрать все виды постов, кроме поста в месяц Рамадан, которые отдельно выделяются в Сунне Посланник...
6 114
1
7 июня, 20