Благожелательные бизнесмены
Желание добра другому (наставление, насихат) есть неотъемлемая часть нашей религии. В известном достоверном хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит:
«Дин (Ислам) – это насихат (желание добра другому)» (Сахих Муслим, хадис 196).
Тот факт, что Пророк Всевышнего (мир ему и благословение) использовал такое выражение показывает, насколько важно это качество для верующего.
Согласно комментариям имама Навави, этот хадис является ядром, сутью нашей религии: Вся религия основана на принципе желания добра другому (насихат). Это качество управляет всеми аспектами жизни мусульман (Аль-Минхадж, комментарий к хадису 197).
1. Благожелательные торговцы
Желание блага другому – это, без сомнения, то качество, которое необходимо каждому мусульманину без исключения.
Далее приведем хадис, где Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) призывал использовать это качество именно в бизнесе и торговле. Это относится к обеим сторонам любой сделки: обе стороны должны быть внимательными друг к другу, применяя основополагающий принцип благожелательности.
Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний) передает, что Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«Лучший заработок – это заработок того работника, который желает добра (другим)» (Муснад Ахмад, т.2, с. 334).
То есть, порядочного, честного работника – желающего благополучия своему клиенту.
2. Вдохновляющие примеры из жизни сподвижников и праведных предшественников
Известны несколько прекрасных примеров из жизни сахабов и их последователей, которые применяли это прекрасное качество в своих деловых отношениях.
Как поступал сподвижник Джарир ибн Абдуллах (да будет доволен им Всевышний):
Передается о Джарире, что он приказал своему рабу купить ему лошадь за 300 дирхамов. Раб привел к нему владельца лошади, чтобы обсудить цену. Джарир (да будет доволен им Всевышний) сказал владельцу лошади: «Твоя лошадь стоит больше 300 дирхамов, не продашь ли ты ее мне за 400?». Хозяин лошади сказал, что он согласен. Тогда Джарир сказал, что и эта цена будет маленькой для такой лошади, и назвал цену в 500 дирхамов. Затем он продолжал увеличивать цену на 100 дирхамов – и владелец лошади с радостью соглашался – пока цена не возросла до 800 дирхамов, после чего сделка была заключена.
Когда Джарира (да будет доволен им Всевышний) спросили о причине столь странного поведения, он ответил:
«Я поклялся Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) желать блага каждому мусульманину» (Краткое изложение из Аль-Минхадж, комментарий к хадису: 197. Также см. Аль-Му'джамуль Кабир, хадис 2395).
Это было привычкой Джарира (да будет доволен им Всевышний) говорить тому, кому он желал продать что-то или купить у него что-то:
«Я хочу, чтобы ты знал: то, что я получил от тебя, более предпочтительно для меня, чем то, что я тебе дал. Ты можешь выбрать еще раз, если пожелаешь». (Байхаки, Сунануль-Кубра, т.5 стр.271)
3. Пример из жизни другого сахаба
Анас (мир ему и благословение) рассказывает, что он пошел на рынок с одним человеком, где тот увидел, что продается какой-то нужный ему предмет. Анас говорит: «Я спросил о цене – продавец попросил тридцать дирхамов. Мой спутник посмотрел на торговца и сказал: «Я плачу за это сорок дирхамов». Продавец спросил: «Что заставляет тебя делать это (набавлять цену), тогда как я предлагаю тебе это за меньшую плату?». Тот человек посмотрел на него и сказал: «Я беру это за пятьдесят». Продавец опять удивился: «Зачем ты делаешь это, когда я предлагаю тебе это за меньшую цену?». Он ответил: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Вы не уверуете (полной верой), пока не полюбите для своего брата то, что любите для себя».
И я вижу, что эта вещь стоит не меньше пятидесяти дирхамов». (Муснад Баззар, хадис: 7548 и Маджмау з-Заваид, т. 1 стр. 95).
4. Как поступал имам Юнус ибн Убайд (рахимахуллах).
Имам Юнус ибн Убайд (рахимахуллах) был торговцем тканями в Басре. Однажды кто-то пришел, чтобы продать ему шелковый халат. Когда он спросил цену, ему сказали, что его продают за пятьсот дирхамов. Имам Юнус (рахимахуллах) ответил: «Это лучше, чем это» — то есть, эта вещь стоит дороже (предлагаемой цены). Продавец поднял цену до шестисот, на что имам Юнус ответил тем же. Так продолжалось до тех пор, пока он (покупатель) не поднял цену до тысячи дирхамов! (Тазкиратуль-хуффаз, т. 1, стр.145).
5. Имам Абу Ханифа (рахимахуллах)
Однажды купец пришел продать имаму Абу Ханифе (рахимахуллах) шелковую ткань. Купец потребовал за нее сто дирхамов. Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) сказал, что на самом деле она стоит больше. (Опять же, здесь покупатель фактически повышает цену!). Тогда этот человек попросил двести дирхамов за эту ткань. Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) вновь сказал: «Она стоит больше, чем это (твоя цена)!». Тогда купец поднял цену до трехсот дирхамов. На что имам Абу Ханифа (рахимахуллах) дал такой же ответ. Когда цену подняли до четырехсот, он сказал: «На самом деле она (эта вещь) стоит больше, но я готов заплатить четыреста, если ты согласен». (Ибн Абуль-Аввам «Фадаиль Аби Ханифа», т.1, стр.130).
Главный урок, который мы можем извлечь из этих вышеприведенных рассказов, заключается в том, что покупатель должен заботиться о выгоде продавца. При этом мы видим, что и продавец во всех вышеописанных случаях – со своей стороны – заботился о благе покупателя, не завышая цену!
Возвышенное учение Сунны заключается в том, чтобы каждый заботился не только о своем благе, но и о благе другого человека, тогда Всевышний дарует баракат во всех наших делах. В противоположность этому, в нынешней рыночной системе каждый ищет только своей собственной выгоды, не беспокоясь об ущербе, который может понести другой человек, поэтому большинство современных сделок лишено бараката.
Вышеприведенные примеры должны открыть глаза современным мусульманам. Таковы были образцовые черты наших предшественников. Пусть Аллах Тааля вдохновит нас последовать их примеру.
Представьте себе, каким замечательным местом стал бы наш мир с такой безупречной практикой ведения бизнеса!
Муфтий Мухаммад Абасумар
Комментарии: 0
Правила форума