Image
Можно ли в условиях изоляции совершить Ид-намаз дома?
В этом году мы столкнулись с необычной ситуацией. Из-за пандемии короновирусной болезни во многих странах и регионах закрыты мечети, не п...
7 462
23 мая, 20

Можно ли в условиях изоляции совершить Ид-намаз дома?

7 462
23 мая, 20
АВТОР ЦИКЛА
Можно ли в условиях изоляции совершить Ид-намаз дома?
Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари
Ответил:
МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Проверил:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
 
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему Пророку, его семье и сподвижникам.
 
В этом году мы столкнулись с необычной ситуацией. Из-за пандемии короновирусной болезни во многих странах и регионах закрыты мечети, не проводятся коллективные и пятничные намазы. Праздничный (Ид) намаз был также отменен, и мусульмане оказались в замешательстве: читать им Ид-намаз коллективно у себя дома или на свежем воздухе либо совершить желательный намаз индивидуально?
 
Особенно этот вопрос актуален для последователей ханафитского мазхаба, поскольку в нашей правовой школе Ид-намаз является ваджибом, а не сунной, как в остальных мазахабах.
Так что же нам желать?
 
Большинство ханафитских ученых пришло к заключению, что совершение Ид-намаза не будет являться ваджибом в случае, если мечети закрыты на карантин и коллективного проведения праздничного намаза не будет. Здесь нам нужно следовать за решениями духовного управления в той местности, где мы находимся. Это не вызывает сомнений у специалистов.
 
Однако неясен другой вопрос: даже если намаз не является в сложившихся обстоятельствах ваджибом, можно или нельзя совершать его маленькими группами? Ханафитские ученые разошлись во мнениях на этот счет.
 
Одни ученые сказали, что можно совершать Ид-намаз в домашних условиях при соблюдении ряда условий.
 
Другие сказали, что делать этого не следует, вместо него хорошо будет совершить два или четыре ракаата суннат-намаза Духа – не джамаатом, а индивидуально.
 
Мы можем последовать любому из двух мнений при условии соблюдения мер социального дистанцирования и иных предосторожностей для того, чтобы снизить риск распространения вируса.
 
Таковы основные выводы. Тем же, кто хочет разобраться в этом вопросе глубже, рекомендуем прочитать предложенный ниже материал, основанный на мнениях авторитетных современных ученых ханафитского мазхаба.
 
На нашем сайте уже была опубликована статья COVID-19 И РАМАДАН. ПАМЯТКА МУСУЛЬМАНИНА (ссылка: https://azan.ru/maqalat/read/covid-19-i-ramadan-pamyatka-musulmanina-11053)
 
В той части, что посвящена Ид-намазу в период изоляции, авторы придерживаются мнения о допустимости совершения этого намаза домашним джамаатом:
 
Для проведения праздничного Ид-намаза дома, как и в случае с пятничной молитвой, требуется минимум четверо совершеннолетних (достигших балига) мужчин (Аль-Мабсут, 2:37).
 
Если режим изоляции продолжится, а в вашем доме зрелых мужчин меньше четырех – не стоит приглашать недостающее их количество извне для совершения праздничной молитвы, поскольку важно соблюдать меры изоляции. Аллах Всемогущий вознаградит вас по вашим намерениям и вашим деяниям.
 
Также они рекомендуют провести Ид-намаз в общественных учреждениях, где соблюдены все условия для его проведения и люди соблюдают нормы безопасности.
 
Что касается общественных мест, в которых пятничная молитва проводилась еще до начала пандемии, и в которых на законных основаниях присутствуют четыре совершеннолетних мужчины (например, руководящий состав в школах, религиозных центрах, предприятиях пищевой промышленности и пр.), желательно (по возможности) провести Ид-намаз, соблюдая все необходимые меры предосторожности и не нарушая правил и ограничений, установленных для этого места.
 
Однако другая точка зрения тоже имеет место. Мы предлагаем вниманию читателя подробную фетву муфтия Мухаммада ибн Адама аль-Каусари, написанную после консультации с выдающимся ученым современности муфтием Мухаммадом Таки Усмани и одобренную известным ученым муфтием Абдуррахманом ибн Юсуфом Мангерой. Эти шейхи регулярно публикуются на нашем сайте, и – мы надеемся – пользуются авторитетом у аудитории azan.ru. Так что рекомендуем прислушаться к их мнению и последовать их советам. И Аллах знает лучше!
 
Нужно также помнить, что происходящее сейчас – это испытание от Аллаха, и проявившим терпение в это нелегкое время, иншааЛлах, достанется награда в вечной жизни. Мечети обязательно вновь откроют, жизнь вернется в привычное русло, а мы будем еще больше ценить это благо – возможность беспрепятственно совершать коллективные намазы в наших любимых мечетях!
 
 
Вопрос:
 
В связи с нынешней ситуацией, будет ли дозволено коллективное или индивидуальное совершение праздничной молитвы-Ид дома? Я сам следую мазхабу Ханафи, поэтому хотел бы получить ответ, основанный на положениях этой школы. Также у меня есть друзья, которые следуют мазхабу Шафи'и, и было бы замечательно, если бы вы могли привести еще и мнение шафиитского мазхаба.
 
Ответ:
 
Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего!
 
Согласно маликитской, шафиитской и ханбалитской школам суннитского исламского права, даже при обычных обстоятельствах тот, кто пропускает коллективный Ид-намаз в мечети или ином месте собрания, может выполнить его дома индивидуально или коллективно, хотя некоторые факихи маликитского мазхаба считают, что в таком случае его следует совершить индивидуально. Проповедь (хутбу) при этом читать не нужно.[1]
 
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) – великий шафиитский ученый – сказал:
 
«В шафиитском мазхабе пришло два мнения относительно законности участия в коллективном Ид-намазе раба, путника, женщины и человека, молящегося индивидуально дома или в другом месте. Надежное и более известное мнение таково, что Ид-намаз для них разрешен».[2]
 
Таким образом, тем, кто следует вышеупомянутым школам исламского права, разрешается совершать молитву Ид дома в связи с нынешней изоляцией, когда мечети и молельные комнаты остаются закрытыми для широкой публики. Однако существуют некоторые различия во второстепенных деталях между положениями этих мазхабов, поэтому необходимо изучить отдельно правила своей школы до совершения молитвы Ид.
 

Ханафитский мазхаб

 
Согласно ханафитскому мазхабу суннитского исламского права, положение Ид-намаза аналогично положению пятничного (джума) намаза, и все условия второго применимы к первому, за исключением проповеди (хутбы).
 
Имам Касани (да смилуется над ним Аллах) – большой ханафитский ученый – сказал:
 
«Что касается условий обязательности (вуджуб) и действительности (джаваз) молитвы Ид, то к Ид-намазу выдвигаются те же условия обязательности и действительности, что и к пятничной молитве (джум'а). К этим условиям относятся: присутствие правителя [в мусульманских странах], будь то город или поселение, джамаат и соответствующее время [Зухр]. Единственным исключением является проповедь (хутба), так как это сунна после молитвы. Таким образом, молитва Ид будет действительной, даже если пропустить хутбу». (Бадаʼи ас-Санаʼи, 2/237)
 
То же пишет Имам Фахруддин Кадыхан:
 
«Для [действительности] молитвы Ид необходимо соблюсти те же условия, которые требуются для совершения пятничной молитвы (джумʼа): место совершения должно иметь статус города или поселения, разрешение мусульманского правителя (султана) [в мусульманских странах] и общее разрешение на участие в молитве, общий доступ (изн ʼамм)… ». (Фатава Кадыхан 1/162)
 

Основная позиция ханафитского мазхаба

 
Позиция школы Ханафи основана на том, что молитвы Джум'а и Ид были упомянуты вместе как важные коллективные молитвы, совершение которых для общины города или поселения является обязательным, согласно некоторым повествованиям (асар).
 
Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
 
«Молитвы Джумʼа, Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха не действительны, кроме как в городе или поселении». (Мусаннаф Абд ар-Раззака и Ибн Аби Шейба; подобные высказывания передаются еще от некоторых сподвижников и их учеников, их можно найти в «Мусаннафе» имама ибн Аби Шейбы 2/536)
 
Более того, молитвы Джумʼа и ʼИд всегда, начиная с первого поколения мусульман (ас-садр аль-аууаль), совершались коллективно в городах и селах. (Касани, Бадаʼи ас-Санаʼи 2/237)
Соответственно, в школе Ханафи не предусмотрено возмещения (када) для молитвы Ид, если коллективное совершение ее в мечети или другой молитвенной комнате было пропущено.
 
Имам Хаскафи (да смилостивится над ним Аллах) заявляет:
 
«Пропустивший коллективное совершение ʼИд-намаза с имамом [в мечети или мусалле] не восполняет её в одиночку, даже если нарушит молитву в процессе её совершения». (Аль-Дурр аль-Мухтар 3/58)
 
Имам Касани (да смилостивится над ним Аллах) объясняет в своей книге «Аль-бадаʼи ас-санаи», что если кто-то пропустит молитву ʼИд с имамом, то, согласно мнению имама аш-Шафи'и (да помилует его Аллах), он может восполнить его отдельно с дополнительным такбиратом ʼИда. Однако согласно нашему [ханафитскому] мазхабу, пропущенный или нарушенный Ид-намаз не восполняется (када). Потому что, как и в случае пятничной молитвы (Джум'а), это особая молитва, и способ её совершения известен только благодаря действиям Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и, как и молитву Джумʼа, он никогда не совершал ее один, без джамаʼата. Поэтому ʼИд-намаз нужно совершать так же, как совершал её Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Во-вторых, молитва ʼИд имеет специфические особенности и условия, которые трудно выполнить, совершая ее в одиночку. По этой причине нет возмещения (када) для молитвы Ид, так же как нет возмещения для молитвы Джумʼа (вместо неё совершается Зухр). (Бадаʼи ас-Санаʼи 2/249)
 

Условие коллективного совершения

 
Поскольку в ханафитском мазхабе условия действительности намаза Джумʼа применимы также к молитве ʼИд, два условия из оговоренных выше имеют важное значение в свете нынешней ситуации с изоляцией и ограничениями.
 
Первое – это условие совершения молитвы коллективно. Все классические ханафитские ученые (фукаха) сошлись на том, что молитвы Джумʼа и ʼИд могут совершаться только коллективно.
 
Что касается количества участников, то согласно принятому в ханафитском мазхабе мнению, для соблюдения этого условия достаточно четырех человек, включая имама. (Бадаʼи ас-Санаʼи 2/210)
 
Согласно же мнению Имама аш-Шафи'и (да смилостивится над ним Аллах), для действительности пятничной молитвы (джумʼа) в ней должен участвовать 41 человек, включая имама, но при этом ʼИд-намаз можно совершать в одиночку. И довольно странно следовать в пятничной молитве мнению ханафитской школы, а в праздничной молитве ʼИд – мнению шафиитской школы.
 

Условие общественного доступа

 
Второе, и в некоторой степени спорное положение ханафитского мазхаба относительно пятничной молитвы и, соответственно, молитвы-ʼИд – это общее разрешение и доступность присоединения к молитве (изн ʼамм) для всех мусульман.
 
Имам Касани (да смилостивится над ним Аллах) упоминает, что это условие подразумевается в аяте Священного Корана:
 

«О верующие! Когда призывают (азаном) на намаз в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха (к совершению пятничного намаза) и оставьте торговлю (и все прочие дела). Это лучше для вас (чем прибыль от торговли), если бы вы только знали (какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному)» (Священный Коран, 62:9).

 
Отсюда следует, что Всевышний Аллах предписал «провозглашать начало/призывать» к пятничной молитве, и это «призвание» подразумевает заявление о том, что каждый – без исключения – может участвовать в предстоящей молитве. (Бадаʼи ас-Санаʼи 2/213)
 
Это условие ученые разъясняли по-разному. После тщательного анализа этого вопроса в текстах классических ханафитских ученых, таких как: «Радд аль-Мухтар», «Бадаʼи ас-Санаʼи», «Фатх уль-Кадир», «Маджмаʼ аль-Анхур» и «Мараки-ль-Фалях», мой уважаемый учитель – шейх Муфтий Мухаммад Таки Усмани (да хранит его Аллах) – приходит к выводу, что условие общественного разрешения/доступа (изн ʼамм) все еще касается (даже в немусульманских странах) и частных домов, магазинов и прочих заведений. Молитва Джумʼа не будет действительна в таких местах, если мусульмане к ней не имеют свободного доступа. Не будет действительна, даже если намаз выполняется в другом конце города.
 
Тем не менее, это условие не касается больших организаций в черте города с большим количеством людей, таких как: тюрьмы, военные базы, крупные аэропорты и крупные фабрики. В таких местах коллективное совершение пятничной молитвы будет действительно, несмотря на то, что широкой публике доступ в эти организации ограничен по соображениям безопасности и прочим административным причинам, при условии, что всем, кто находится внутри, не мешают участвовать в молитве. (См . Фатава Усмани 1/523)
 
Эту позицию он также занял в недавнем кратком ответе, размещенном на этом веб-сайте («COVID-19: положение о Джумʼа-намазе и намазе-ʼИд в немусульманских странах в условиях изоляции»), содержание которого было прочитано, проверено и одобрено им лично.
 
Кроме того, независимо от условия «общественного доступа» (аль-изн аль-ʼамм), общая позиция ханафитской школы (в свете вышеупомянутого текста имама Касани) такова:
 
молитва Ид является особым видом поклонения, обязательным к совершению для общины в мечетях или молитвенных залах, но не в домах и не индивидуально. 
 
До нас не дошло сообщений из Сунны и жизни сподвижников о том, чтобы её совершали множеством небольших джамаатов. Таким образом, единственный вариант для того, кто пропустил коллективное совершение ʼИд-намаза в мечети – попробовать присоединиться к праздничной молитве в другой мечети, если и это невозможно – то нет никакого возмещения за его пропуск или нарушение.
 
Передается, что Абдуллах ибн Масʼуд (да будет доволен им Аллах) сказал:
 
«Тот, кто пропустил ʼИд-намаз, должен совершить четыре рак'ата». (Мусаннаф Абд ар-Раззак 5713 и Мусаннаф ибн Аби Шейба 5799)
 
Шафииты и те, кто разрешает совершать ʼИд-намаз индивидуально или в небольшом коллективе дома, ссылаются на практику Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах). Имам Бухари (да смилостивится над ним Аллах), приводит в таʼлике без цепи передачи, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) приказал своему освобожденному рабу Ибн Аби Утбе в [месте, называемом] аз-Завия, чтобы он собрал свою семью и детей и совершил молитву (ʼИд-намаз) так, как совершают её жители города и [читал при этом] такой же такбир». (Бухари 1/240)
 
Однако ханафиты предпочитают вышеупомянутые высказывания Абдуллаха ибн Масʼуда и Али личной практике Анаса ибн Малика (да будет доволен Аллах ими всеми). Устное повеление в виде фетвы предпочтительнее личной практики, основанной на личном суждении и не защищенной от различных толкований. (См. Иʼля ас-Сунан 8/147)
 
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мусульмане, находящиеся в настоящее время в изоляции, могут совершать ʼИд-намаз в таких местах, как большой комплекс или большой зал, куда не ограничен доступ широкой публике. Если это невозможно или незаконно в вашей местности, то дома ʼИд-намаз совершать не нужно. Вместо этого можно совершить дома четыре [или два] ракаата дополнительного (нафль) намаза индивидуально – аналогично дополнительной утренней молитве (салят ад-духа) – то есть без дополнительных такбиров.
 
Это не обязательная молитва, а скорее желательный способ заслужить награду и выразить благодарность Всевышнему Аллаху за предоставленную возможность поститься и поклоняться во время Рамадана. (Радд аль-Мухтар 2/175 и Бадаʼи ас-Санаʼи 2/249)
 
Некоторые современные ученые ханафитской школы интерпретируют условие «общественного доступа» несколько иначе. По их мнению, разрешено совершать ʼИд-намаз в частных домах джамаатом.
 

Заключение

 
В свете нынешней ситуации с изоляцией и ограничениями работы мечетей, те, кто следуют шафиитской, ханбалитской и маликитской школам суннитского исламского права, могут совершать ʼИд-намаз дома, а в некоторых мазхабах еще и индивидуально. Хутба при этом не читается.
 
Что касается тех, кто следует ханафитскому мазхабу, то позиция, занимаемая шейхом муфтием Мухаммадом Таки Усмани и многими другими учеными, и позиция, которой следую я, такова:
ʼИд-намаз не проводится в частных домах без общественного доступа. Вместо него следует совершить четыре ракаата дополнительного намаза (нафль/духа).
 
Тем не менее, некоторые из современных ханафитских ученых считают, что ʼИд-намаз можно проводить дома, но при условии, что в молитве будет участвовать не менее четырех человек.
 
И Аллах знает лучше!
 
 

[1] См. для мазхаба Малика: «Мавахиб аль-джалиль ли шарх мухтасар аль-халиль 2/581; для мазхаба Шафии: Равдат ат-талибин 1/578; для школы Ханбали: Аль-Мугни 3/284.
[2] Аль-маджмуʼ шарх аль-мухаззаб, 5/32.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Ид мубарак! До скорой встречи, Рамадан!
Наступление праздника Ид иль-Фитр (Ораза Айт, Ураза Байрам) мы все приветствуем одновременно и с радостью от наступления этого долгожданн...
3 511
23 мая, 20
Image
Вопросы-ответы по садака аль-фитр
Приближается радостный день праздника Ид аль-Фитр (Ораза айт, Ураза-Байрам). За приготовлениями к празднику не забывайте о необходимости ...
9 485
20 мая, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Вопросы-ответы по садака аль-фитр
Приближается радостный день праздника Ид аль-Фитр (Ораза айт, Ураза-Байрам). За приготовлениями к празднику не забывайте о необходимости ...
9 485
20 мая, 20
Image
О дате, признаках и достоинствах Ляйлятуль кадр
Когда наступает эта благословенная ночь Ляйлятуль кадр (Ночь Предопределения)? Как определить наступление этой ночи? Дуа в ночь "Ляйлятул...
45 194
14 мая, 20