Дорогие братья и сестры!
Приближается праздник Ид аль-Адха («Курбан Айт», «Курбан Байрам») — один из двух самых знаменательных дней в Исламе.
Самым важным действием в этот день является совершение жертвоприношения — забой животного ради довольства Аллаха, которое совершается в память о жертвоприношении нашего отца
Ибрахима (мир ему). К этому празднику мы подготовили для вас специальную статью, где напоминается верующим – какому событию в исламской истории посвящен этот день, а также подробно разбираются вопросы, связанные с порядком совершения
курбана (ритуального жертвоприношения). К примеру, кто обязан совершать
курбан, а кто освобождается от этого, каких животных можно приносить в жертву, а каких — нельзя, как распределять мясо жертвенного животного и т.д.
Курбан (жертвоприношение) — это одна из характерных черт нашей исламской религии. Оно было предписано Всевышним Аллахом как одно из средств приближения к Нему, а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрахима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего — очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца.
Ибрахиму (мир ему) был дарован ребенок — долгожданный сын — в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрахиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрахим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.
Всевышний Аллах описал в
Священном Коране жертву отца и сына в следующих словах:
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ
وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ
قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ
إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ
«Когда он (Исмаиль) достиг возраста, когда смог помогать ему (отцу), он (Ибрахим) сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, как я приношу тебя в жертву. Что ты думаешь (об этом)?» Он (Исмаиль) ответил: «Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых».
Когда они оба покорились (решению Аллаха)
и он (Ибрахим)
уложил его (сына)
на бок, Мы обратились к нему: «О Ибрахим! Ты подтвердил правдивость сна (ты выполнил Наше повеление, теперь достаточно, остановись)
». Поистине, так Мы воздаем делающим добро (избавляем их от тягот)
. Это явно было испытанием». (
Сура «Ас-Саффат»: 37:102-106)
Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?»
Посланник Аллаха ﷺ описывал курбан как часть Шариата нашего отца Ибрахима (мир ему) (Тирмизи, №883) и его сунну (
«Маджма аз-Заваид», №5593).
Ибрахиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрахима (мир ему) — когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрахим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, — касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.
Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«В десятый день Зуль-Хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем».
(Тирмизи, №1493)
Существуют особые награды, которые обещаны за действия, совершаемые в особые дни. Жертвоприношение в день Курбана — это одно из таких действий. Это самое любимое для Аллаха деяние в этот день и поэтому наиболее вознаграждаемое. Так что курбан следует совершать с радостным сердцем (а не считать тягостью), поскольку в нем содержится только благо и добро.
Серьезные предупреждения для тех, кто пренебрегает обязательностью курбана
За совершение курбана каждому верующему обещана большая награда (как передается в хадисах), но за пренебрежение этим действием (для тех, кому оно обязательно) также существуют серьезные предупреждения. Если курбан обязателен для человека, но он пренебрегает его совершением, он становится грешником перед Всевышним Аллахом.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими).
(«Ат-Таргыб ва т-тархиб», №1667)
1. В день Ид аль-Адха самое лучшее и любимое для Аллаха деяние — это пролитие крови жертвенного животного (Тирмизи, №1494).
2. Перед принесением жертвы, равно как и во время принесения жертвы, нельзя плохо обращаться с животным, причинять ему боль — наоборот, нужно делать это максимально безболезненно для животного (Муслим, №1955).
3. Если у человек есть (лишние) средства, будет желательным (мустахаб) совершить курбан от имени Пророка ﷺ, его сподвижников и праведников нашей уммы (Тирмизи, №1495).
4. Человеку следует поспешить с исполнением обязательного курбана. За совершение курбана в первый день обещано больше награды, чем за курбан во второй день, а за совершение курбана во второй – больше, чем в третий день праздника (Тирмизи, №1521).
5. Считается Сунной не есть ничего утром праздничного дня. Желательно, чтобы первой пищей, которую человек съест в этот день, было мясо его жертвенного животного (Ибн Маджа, №1756).
6. Не дозволяется держать пост в 10-ый, 11-ый, 12-ый и 13-й дни месяца Зуль-Хиджжа (Муснад Ахмад, №20722).
7. Для жертвоприношения следует выбирать самое лучшее животное — какое только вы можете позволить по своим средствам. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, бóльшую награду в Судный день (Ибн Маджа, №3122).
8. По возможности желательно самому вырастить/откормить животное для жертвоприношения (Бухари, №5553).
9. Если человек умеет это делать, считается Сунной самому принести свое животное в жертву. Если такой возможности нет, желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении своего животного («Ат-Таргыб ва т-тархиб», №1662).
10. Женщина также может сама забить собственное животное (если при этом нет опасности смешения полов).
11. Нельзя забивать одно животное на виду у другого.
12. Следует использовать острый нож для забоя. Не причиняйте животному лишней боли, используя тупой нож во время забоя (Ибн Маджа, №3172).
13. Не точите нож на виду у животного («Ат-Таргыб ва т-тархиб», №3422).
14. Следует привести животное на место убоя без насилия, не следует тащить животное силой («Ат-Таргыб ва т-тархиб», №1664).
15. Следует уложить животное на левый бок, повернув его в сторону кыблы («Базлюль-Маджхуд», т. 4, с. 70) (Тирмизи, №1494).
16. Не следует снимать с животного шкуру, пока оно совершенно не остынет, и в его теле не останется признаков жизни («Шами», т. 6, с. 296).
17. Человеку, который забивает животное, нужно держать нож в правой руке и делать это как можно быстрее.
18. Во время забоя следует произнести следующие слова: Бисмиллях, Аллаху Акбар!
19. Если произнесение имени Аллаха будет упущено намеренно, мясо такого животного становится запретным (харам).
20. Перед забоем считается Сунной произнести следующее дуа:
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»
Поистине, мой намаз, мой курбан, моя жизнь и моя смерть — ради Аллаха Тааля, Господа миров, у Которого нет сотоварища (Абу Дауд, №2797).
21. Желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую — раздать друзьям и родным, и третью – раздать бедным и нуждающимся («Алямгири», т. 5, с. 300).
22. Передается в хадисах, что самое лучшее деяние в день Курбана — это пролитие крови. Однако, передается, что еще большей награды заслужит тот человек, который этот день посвятит упрочению уз родства. Так что вместе с обязательностью жертвоприношения нам следует постараться укреплять семейные узы в этот день.
Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха ﷺ говорил в день Ид аль-Адха:
«Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» («Ат-Таргыб ва т-Тархиб», №1661),
Ответы на вопросы относительно курбана
-
Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан айт). Что означает слово «курбан»?
Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.
-
На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
В этом году праздник жертвоприношения Курбан-айт выпадает на 20 июля (2021 год).
-
Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем
Первая декада —
первые 10 дней месяца Зуль-Хиджжа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать
пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (19 июля 2021 года).
Однако, нельзя держать пост в праздник и следующие три дня после него.
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
-
Для кого курбан является обязательным?
Согласно ханафитскому мазхабу, курбан обязателен для здорового (находящегося в здравом уме) и совершеннолетнего мусульманина, который обладает нисабом (Шами, т. 6, с. 312, Алямгири, т. 1, с. 191).
-
Курбан будет обязательным для мусафира (путника)?
Курбан не обязателен для мусафира (Шами, т. 6, с. 313).
-
Будет ли действителен обязательный (ваджиб) курбан, если он совершается от имени кого-то без его согласия?
Обязательный курбан не будет действительным («Бадаи ас-санаи», т. 5, с. 67; Шами, т. 6, с. 315).
-
Если бедный человек, для кого курбан не является обязательным, приобретет животное, станет ли курбан обязательным для него?
Курбан станет обязательным для него (Шами, т. 5, с. 478).
-
Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху, который совершается в память о жертве Ибрахима (мир ему) и покорности Исмаила (мир ему). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.
-
Когда наступает время принесения жертвы?
Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня Зуль-Хиджжа и продолжается до окончания 12-го числа месяца Зуль-Хиджжа (Алямгири, т. 5, с. 296).
-
Разрешается совершить курбан до времени праздничной молитвы Ид?
Не разрешается совершать курбан до праздничной молитвы в городах, но разрешается в деревнях и на фермах, где не читается праздничный намаз. Там можно совершить курбан сразу после рассвета (Шами, т. 6, с. 318).
-
А если человек, который живет в городе, приобретет животное на ферме, и его забьют там же до праздничной молитвы, будет ли его курбан действительным?
Его курбан будет действительным (Шами, т. 6, с. 318).
-
Можно совершать курбан ночью?
Если он будет совершаться в хорошо освещенном месте, где нет опасности заблудиться, курбан будет действительным (Шами, т. 6, с. 320; Алямгири, т. 5, с. 296).
-
Каких животных можно приносить в жертву?
Коз, овец, буйволов, коров, быков и верблюдов можно приносить в жертву на курбан. Но кроме этих, никаких других животных нельзя приносить в жертву на курбан. (Алямгири, т. 5, с. 295).
-
Сколько человек могут принести в жертву быка, корову, буйвола или верблюда?
Этих животных могут принести в жертву семь человек — то есть, в курбане могут быть до семи частей (участников) (Алямгири, т. 5, с. 296).
Барана или козу каждый человек приносит в жертву от себя.
-
Можно ли принести в жертву кастрированное животное?
Да, это разрешается. Абу Рафи' рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).
-
Какой возраст должен быть у животных, чтобы курбан был действительным?
Козам и овцам должно быть не меньше года. Однако, если шестимесячная овца будет напоминать (по виду, по размеру) годовалую овцу, курбан будет действительным. Быки, коровы, буйволы должны быть не моложе двух лет. Верблюдам должно быть не меньше пяти лет (Шами, т. 6, с. 321).
-
Можно ли принести в жертву беременное животное?
Да, это дозволяется (Алямгири, т. 5, с. 302).
-
Что следует сделать с детенышем (которое находилось внутри беременного животного) в таком случае?
Его следует также принести в жертву. Если оно не будет принесено в жертву в течение дней Ид, тогда его следует живым отдать в виде милостыни (Алямгири, т. 5, с. 302).
Дефекты жертвенных животных
-
Животные, предназначенные для курбана, должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:
1. Слепота на один или оба глаза;
2. Слабость и истощение;
3. Отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (если оно не может жевать пищу);
4. Сломанный (до основания) рог;
5. Хромота (так, что оно не может опираться на больную ногу);
6. Явная болезнь.
-
Если животное ослабело от голода, оно подходит для курбана?
Если животное достаточно сильное, оно подходит для курбана. Если оно сильно ослабело от голода, его не подходит для жертвоприношения (Шами, т. 6, с. 323).
-
Для курбана было приобретено здоровое животное. Однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?
Такое животное приносить в жертву нельзя (Шами, т. 6, с. 325).
-
Если бедный человек приобрел здоровое животное без дефектов для курбана, однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?
Бедный человек может забить такое животное для курбана (Шами, т. 6, с. 325).
-
Можно ли принести в жертву животное с дефектом зрения?
Если у него потеряно более одной трети зрения (слепота на один или оба глаза), его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т. 5, с. 297).
-
Если у животного оторваны хвост или ухо, его можно приносить в жертву?
Если более одной трети хвоста или уха животного оторваны или отрезаны, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т. 5, с. 297).
-
Если животное хромает на одну ногу, можно ли его использовать для курбана?
Если оно ходит только на трех ногах, не опираясь на хромую ногу, его нельзя приносить в жертву. Однако, если оно может опираться на хромую ногу, его можно использовать для курбана (Шами, т. 6, с. 323).
-
Можно ли приносить в жертву слабое животное?
Если оно очень слабое, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т. 5, с. 298).
-
Можно ли использовать животное, у которого нет зубов?
Если у него нет зубов, так что оно не может жевать, его нельзя использовать. Однако, если оно в состоянии жевать пищу, оно подходит для курбана (Алямгири, т. 5, с. 298).
-
Можно ли использовать животное, которое родилось без ушей?
Такое животное использовать нельзя (Шами, т. 6, с. 324).
-
Можно ли использовать животное, у которого обломан рог?
Если рог отломан под корень, его нельзя приносить в жертву. Если он сломался не до основания (не под корень), его можно принести в жертву (Алямгири, т. 5, с. 297).
Мясо и шкура жертвенного животного
-
Что следует сделать с мясом жертвенного животного?
Его можно употребить для своих нужд, разделить со своей семьей, друзьями и т.д. Но более предпочтительным будет отделить одну треть для неимущих (Алямгири, т. 5, с. 300).
-
Что следует сделать со шкурой жертвенного животного?
Человек может использовать ее для своих нужд. Также можно подарить ее или отдать как милостыню (Шами, т. 6, с. 327; Алямгири, т. 5, с. 300; «Маджма аз-Заваид», т. 4, с. 174).
-
Можно ли продать шкуру животного?
Можно, но деньги нужно раздать в качестве милостыни (Алямгири, т. 5, с. 301).
-
Можно ли дать мясо курбана тем, кто помогал снимать шкуру с животного (и потрошить его), в качестве вознаграждения?
Нет, не дозволяется отдавать мясо в качестве вознаграждения тем, кто помогал снимать шкуру с животного и т.д. в качестве вознаграждения (Шами, т. 6, с. 328).
-
Можно ли отдавать мясо курбана немусульманам? Некоторые утверждают, что его можно давать только мусульманам, а некоторые считают, что можно давать и мусульманам, и немусульманам
Допускается раздавать мясо курбана немусульманам. Раздача мяса курбана не ограничивается одними мусульманами. (Муфтий Ибрахим Десаи)
А Всевышний Аллах знает лучше.
Комментарии: 2
Правила форума