Image
Об обязательности придерживаться одного мазхаба во всех его решениях
Уже на протяжении многих лет студенты шариатского знания критикуют нас за мнение, что обязательно согласно ханафитскому мазхабу следовать...
4 009
3
25 мая, 20

Об обязательности придерживаться одного мазхаба во всех его решениях

4 009
3
25 мая, 20
АВТОР ЦИКЛА
Об обязательности придерживаться одного мазхаба во всех его решениях
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Уже на протяжении многих лет студенты шариатского знания критикуют нас за мнение, что обязательно согласно ханафитскому мазхабу следовать одному мазхабу во всех его решениях, и не дозволено переходить в другие мазхабы без крайней нужды.
 
В этой статье мы постараемся изложить доводы, на которые опираются те, кто считает, что позиция ханафитского мазхаба — это обязательность следовать мазхабу во всех его решениях.
 

Общее введение

 
Перед приведением доказательств следует кратко объяснить, как вообще понимают, какова позиция ханафитского мазхаба в том или ином вопросе.
 
Это отдельный подраздел фикха, который называется усуль аль-ифта.
 
Основная книга, по которой все ханафиты изучают правила вынесения фетв, — это «Укуд расм аль-муфти» имама Ибн Абидина, в которой он изложил общие правила и принципы.
 
Эта книга, безусловно, авторитетна среди ханафитов, и я не встречал, чтобы кто-то из авторитетных ученых отвергал ее принципы открыто.
 
Я постараюсь кратко пересказать несколько тезисов этой книги, чтобы облегчить понимание дальнейшей части статьи.
 
1. Нельзя следовать любому мнению, какому захочется.
 
Ибн Абидин говорит[1]:
 
الواجب على من أراد أن يعمل لنفسه أو يُفتي غيرَه أن يتبع القول الذي رجّحه علماءُ مذهبه، فلا يجوز له العمل أو الإفتاء بالمرجوح إلا في المواضع
 
«Для того, кто хочет что-то практиковать индивидуально либо дать ответ другому, обязательно следовать только мнению, которое ученые мазхаба посчитали сильным. Нельзя ни практиковать (индивидуально), ни давать фетву по слабому мнению, кроме некоторых исключений».
 
Также ибн Абидин[2] привел в рисале «Шифа аль-алиль» следующие слова Касыма Кутлубуга:
 
إن الحكم والفتيا بالقول المرجوح جهل وخرق للإجماع
 
«Выносить судейское решение или давать фетву по слабому мнению — это невежество и противоречие иджме».
 
2. Только ахль ат-тарджих могут определять сильное мнение в мазхабе.
 
Из первого нашего положения, что нельзя следовать любому мнению, возникает вопрос, кто может определять мнения, которым можно следовать в мазхабе, и это только ученые, достигшие одной из степеней иджтихада.
 
Ибн Абидин говорит:
 
اعلم بأن الواجب اتباع ما ترجيحه عن أهله قد علما
«Знай, что обязательно следовать тому, что соответствующие люди посчитали сильным».
 
И дальше Ибн Абидин объясняет, кто эти «соответствующие» люди:
 
عن أهله أي أهل الترجيح، إشارة إلى أنه لا يكتفي بترجيح أي عالم كان
 
«То есть люди тарджиха. Это указывает, что недостаточно (для следования) предпочтения (тарджих) любого ученого».
 
3. Есть факихи разных уровней знания.
 
Ибн Абидин, ссылаясь на Ибн Камаль Баша, передает деление факихов на семь уровней. Сама классификация и то, каких ученых в какую группу поместил Ибн Камаль Баша, встретили критику со стороны поздних ученых, таких как Лякнави, аль-Марджани и аль-Кавсари, но никто из них не сказал, что ошибочны сама идея существования разных уровней факихов и деление их на тех, кто может определять сильные мнения, и тех, кто не может.
 
Основная критика была связана с тем, что некоторые виды нельзя отделить друг от друга, а некоторых ученых поставили уровнем ниже, чем они заслуживают.
 
4. Муджтахидов в мазхабе давно нет, и задача муфтия — следовать тому, что определили ахль ат-тарджих как сильное мнение.
 
Ибн Абидин говорит:
 
انقطع المفتي المجتهد في زماننا ولم يبق إلا المقلد المحض
 
«Муфтии-муджтахиды закончились, и поэтому в наше время остался только чистый таклид»[3].
 
И среди последних муджтахидов в мазхабе Ибн Абидин называет[4] Ибн аль-Хуммама (умер в 861-м году) и Касыма Кутлубуга (умер в 879-м году). Ибн Нуджейма он уже определяет как чистого мукаллида, а если его тарджих не соответствует предыдущим мураджихам, то он не имеет силы.
 
5. Современные муфтии должны давать фетву на основе явного прямого текста (накль) в книгах мазхаба, а не правил и принципов.
 
Ибн Абидин[5] приводит следующие слова Ибн Нуджейма:
 
لا يحل الإفتاء من القواعد والضوابط، وإنما على المفتي حكاية النقل  الصريح كما صرحوا به
 
«Нельзя выносить фетву на основе правил (усуля и фикха) и принципов, а муфтий обязан приводить прямой текст, как они об этом ясно сказали».
 
Тут следует сказать, что Ибн Нуджейм имеет в виду и себя, и если ему нельзя давать фетву на основе правил и принципов, то можно только удивляться тем, кто пытается давать фетвы на основе «Манара» ан-Насафи.
 

Итог

 
Если суммировать все вышесказанное, то любые предпочтения (тарджих) в мазхабе после Касыма Кутлубуга не имеют силы и отвергаются, потому что это суждение мукаллидов, а у мукаллида нет суждения.
 
Некоторые могут возразить, что эти правила — личное мнение Ибн Абидина, да и все. Но почти то же самое изложено в недавно изданной книге Абу аль-Фая аль-Айни (умер в 1147-м году) по адабам фетвы, которая была написана до Ибн Абидина и с которой Ибн Абидин не был знаком. И после Ибн Абидина ни один ханафитский факих не оспорил суть этих правил и принципов.
 

Позиция ханафитских муджтахидов о выходе из мазхаба в частных вопросах

 
1. Абу аль-Аббас ан-Натыфи (умер в 446-м году) сказал:
 
وقال أبو العباس الناطفي: هذا إذا كان المستفتي على مذهب أهل العراق أفتى عالم بقول أبي حنيفة رحمه الله وأفتى عالم بقول أبي يوسف وأفتى عالم بقول محمد أو بقول زفر، فليس له أن يأخذ بقول الشافعي ولا بقول مالك (معين الحكام فيما يتردد بين الخصمين من الأحكام للطرابلسي، دار الفكر، ص.٢٧)
 
«Если задающий вопрос следует мазхабу людей Ирака, то ученый должен давать ему ответ согласно мнению Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Мухаммада или Зуфара, но не может брать мнение Шафии или Малика».
 
2. Захир ад-Дин аль-Маргинани аль-Кабир (умер в 506-м году):
 
عامي حنفي المذهب افتصد ولم يعد الطهارة اقتداء بالشافعي في حق هذا الحكم لا يسوغ له ذلك (القنية للزاهدي، مخطوط، ص.٩٣/أ)
 
«Если простой (амми) ханафит совершил кровопускание и не обновил омовения, следуя за имамом аз-Шафии, то ему так поступать не дозволено».
 
3. Фахр аль-Куддат Мухаммад ибн Хусейн Арсабанди (умер в 512-м году):
 
الحق لو كان حقوقا لساغ للمقلد تقليد هذا المحتهد مرة وتقليد الآخر مرة، فكان هذا بناء الدين على الهوى، وهذا قبيح...ومن قال الحق واحد ألزم العامي أن يتبع إماما واحدا وقع عنده بدليل النظر أنه أعلم، ولا يخالفه في شيء بهوى نفسه (تقويم أصول الفقه، دار النعمان للعلوم، ج.٢ ص.٨٦٨)
 
«Если бы истина (в разногласиях фикха) была не одна, то мукаллид имел бы право следовать иногда за одним муджтахидом, а иногда — за другим, и это бы означало построение религии на страстях, а это мерзко.
 
Те, кто считает, что (в разногласиях фикха) истина одна, обязывают простых мусульман (амми) следовать одному имаму, которого тот посчитал самым знающим, и они не могут идти против него на основе своих страстей».
 
5. Шейх аль-Ислам Бурхануддин аль-Маргинани (умер в 593-м году):
 
رجل علق الطلاق بالتزوج ثم تزوج امرأة فاستفتى من شفعوي المذهب فأفتى على مذهبه أن لا يقع الطلاق لا يكون حجة في حقه (مختارات النوازل، مخطوط، ص.٣٦/ب)
 
«[Если] человек связал развод (в будущем в отношении чужой женщины), а затем женился (на ней) и спросил об этом у шафиита, и тот дал ответ согласно своему мазхабу, что развода не будет, то (этот ответ) не будет доводом для него».
 
6. Мухаммад ибн Махмуд аль-Асрушани (умер в 632-м году):
 
وجاز للرجل والمرأة أن ينتقل من مذهب الشافعي إلى مذهب الحنفي وكذا على العكس ولكن بالكلية، أما في مسألة واحدة فلا يمكن، حتى لو خرج دم من حنفي المذهب وسال لا يجوز له أن يصلي قبل أن يتوضأ اقتداء بمذهب الشافعي في هذه المسألة فإن صلى قبل أن يتوضأ يصفع (كتاب الكراهة للأسروشني، مخطوط، ص.٩/أ)
 
«Мужчине и женщине дозволяется переходить из шафиитского мазхаба в ханафитский и наоборот, но только полностью, а лишь в одном вопросе не разрешено.
 
Если у ханафита пойдет кровь и вытечет (за пределы раны), то он не может, следуя шафиитскому мазхабу в этом вопросе, совершать намаз, не обновив омовения. А если он совершит намаз, не обновив омовения, то ему следует дать пощёчину».
 
Существует множество и других подобных текстов[6].
 
Все эти имамы — крупные муджтахиды мазхаба, и среди муджтахидов мазхаба лишь Ибн аль-Хуммам[7] высказал мнение, что дозволено переходить в другой мазхаб без причины, но он сам же явно указал, что это не мнение ханафитов, а ханафиты считают такой переход грехом, за который следует наказывать. Вообще же Ибн аль-Хуммам известен тем, что у него есть ряд личных мнений, которые не считаются частью мазхаба.
 
Все ученые же, такие как аш-Шурунбуляли, которые считали, что можно без причин переходить в другой мазхаб, — мукаллиды, и на основе их личного мнения фетва не дается, а значит, этому мнению в рамках ханафитского мазхаба нельзя следовать.
 
Реальность такова, что подавляющее большинство арабских ханафитов в повседневной жизни не следует этим правилам и считает все это фанатизмом и крайностью. И студенты, которые учились у них, перенимают такой же подход, видя, как их учитель по ханафитскому фикху на практике совмещает намазы в пути. Потом они начинают говорить, что можно следовать разным мнениям. Именно из-за этого отвергается эта фетва мазхаба — из-за того, что студенты видят, как их учителя в повседневной жизни выходят за рамки мазхаба, а студент — производное его учителей.
 
Дела современников — при всем уважении к ним — не источник для фетвы. А когда простой человек задает вопрос, то он хочет узнать мнение ханафитского мазхаба, а не мое личное мнение, или мнение моего шейха, или что мой шейх делает в повседневной жизни. И если вопрос задается по ханафитскому мазхабу, то и отвечать на него следует по ханафитскому мазхабу. А если человек на основе своих личных размышлений пришел к каким-то своим выводам, то следует этим выводам дать свое имя, а не пытаться их выставить в качестве ханафитского мазхаба. 
 
Суть этого вопроса — не в академической плоскости, а скорее в духовной: когда студент не видит трепетного соблюдения мазхаба у учителя, это отношение переходит и к нему.
 
Наш учитель, муфтий Мухаммад Исхак Бана, который более двадцати лет углубленно изучает хадисы, часто говорил:
 
«Книги, такие как «Насб ар-рая» или «Иляу ас-Сунан», не могут быть судьей над мазхабом. И даже если их авторы не нашли довода на позицию мазхаба, она все равно не может меняться. Мазхаб так дошел до нас, и этот аманат мы должны передать дальше».
 
 
[1] Исаад аль-муфти, с. 249.
[2] «Расаиль» Ибн Абидина (1/189).
[3] Исаад аль-муфти, с. 396.
[4] Исаад аль-муфти, с. 420-424.
[5] Исаад аль-муфти, с. 428.
[6] Издатель «Расаиль» имама Шурунбуляли (1/213) привели в виде примечаний некоторые из них.
[7] Фатх аль-Кадир, 7/257-28.

Комментарии: 3

Правила форума
Avatar
Булат Мусин
0
Ассаляму алейкум. В одном месте опечатка: "факхов" вместо "факихов".
25 мая, 20
Avatar
Muslim M
0
Нет закрывающих кавывычее в этой части текста: "кто эти «соответствующие люди:"

Тут нужно "кто" на "что" поменять: "Основная критика была связана с тем, кто некоторые виды".

25 мая, 20
Avatar
Администратор Azan.ru
0
уа алейкум ассалям. Исправили, спасибо!
27 мая, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Как поститься в месяц Шавваль?
К нам поступает множество вопросов о том, как держать пост в месяц Шавваль: непрерывно или с интервалами, после восстановления долгов Рам...
197 733
23 мая, 20
Image
Можно ли в условиях изоляции совершить Ид-намаз дома?
В этом году мы столкнулись с необычной ситуацией. Из-за пандемии короновирусной болезни во многих странах и регионах закрыты мечети, не п...
7 502
23 мая, 20