Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 2
В первой части данной статьи мы говорили о ранней истории третьей Исламской святыни: Мечети аль-Акса. Ислам сыграл важную роль в истории Харама аль-Шариф, превратившегося в ранние исламские века из римско-византийской свалки в скромную мечеть, построенную Умаром, а затем ставшего во времена Омейядов гигантским комплексом, коронованным великолепным Куполом Скалы. Также мы затронули приход к власти фатимидов в 900-ые года, заменивших ортодоксальный ислам на экстремистский исмаилизм и фатимидскую пропаганду.
Во второй части статьи мы рассмотрим пришествие в Иерусалим крестоносцев, влияние этого события на мечеть, а также дальнейшую историю мечети в периоды Мамлюков и Османов.
Крестоносцы
В 1095-ом году византийский император Алексий обратился к Папе Римскому Урбану II за помощью в его нескончаемой войне против турков-сельджуков на анатолийском полуострове. Ответом Папы стал Первый крестовый поход, целью которого была не победа над турками-сельджуками, а завоевание Иерусалима и установление католического королевства на Святой земле.
В 1100-х годах крестоносцы использовали мечеть аль-Акса в качестве королевской резиденции.
Несмотря на то, что Иерусалим находился в самом центре Исламского мира, он оставался уязвимым для крестоносцев. Ведь на ту пору среди мусульманских правителей и полководцев властвовала разобщенность. Когда крестоносцы направились в сторону Иерусалима, множество городов отказались воевать с крестоносцами и позволили им продолжить свой путь в сторону священного города.
В 1099-ом году крестоносцы достигли Иерусалима, который был не так давно отбит у фатимидов сельджуками. Из-за продолжавшейся войны между сельджуками и фатимидами, ни одна из этих сторон не была в состоянии отстаивать город, и 15 июля 1099-го года крестоносцы пробили стены города и вошли в Иерусалим.
Вторжение крестоносцев в город стало одним из самых трагических событий, случившихся за всю историю Мечети аль-Акса. Поскольку крестоносцы ясно дали понять, что не намерены брать пленников, большая часть мусульманского населения бежала в мечети в поисках укрытия и безопасности. Вне зависимости от святости мест их укрытия, крестоносцы были настроены свести счеты со всеми мусульманами в городе. Они вошли в мечеть с занесенными оружиями и единственной целью – убить каждого мусульманина, находившегося там.
В этой резне в стенах мечети были убиты тысячи мусульман. Для крестоносцев это было необходимым ритуалом очищения святилища. И впоследствии многие из них станут писать об этой резне с нескрываемой гордостью и восторгом, а один даже писал о том, «как восхитительно было видеть крестоносцев в мечети по колено в крови». Для мусульман это стало страшнейшей трагедией за всю историю аль-Аксы.
Вид Харама аш-Шариф сверху. Купол Скалы находится в центре изображения,
а сама мечеть аль-Акса – на переднем плане (с серебряным куполом).
Крестоносцам уничтожение мусульман Иерусалима позволило начать трансформацию всего комплекса Харам по собственному усмотрению. Первый правитель Иерусалимского королевства Годфри сделал Мечеть аль-Акса своей резиденцией. Интерьер мечети был полностью изменен в результате ремонта, и мечеть превратилась во дворец с новыми внутренними стенами, комнатами и садами. Конечно же, все признаки исламского прошлого мечети были уничтожены. Каллиграфия в мечети была закрашена, молитвенные коврики выброшены, а михраб (молитвенную нишу) замуровали кирпичами.
Что касается Купола Скалы, который находился в нескольких сотнях метров к северу, то крестоносцы и ее решили использовать в собственных целях. Их познания в истории этого здания были слабыми, а некоторые из них даже считали его оригинальным храмом, построенным Соломоном (пророком Сулейманом, мир ему) в древние времена. Но как бы то ни было, они все же превратили здание Купола Скалы в церковь, ставшую известной как храм Господа. Как и в Мечети аль-Акса, вся исламская каллиграфия в здании Купола вместе со всеми прочими признаками исламского прошлого была закрашена. Скалистая поверхность под куполом была покрыта мрамором, и на этом месте был возведен молитвенный алтарь.
С тех пор мусульманам официально был запрещен вход в город и общественные молитвы в мечети не проводились. Есть считанные примеры мусульманских дипломатов, которым во время визита в Иерусалим было разрешено молиться в ней индивидуально, но примеров этих очень мало, и между ними проходили довольно большие промежутки времени.
Салахаддин и Мамлюки
В 1180-х годах курдскому султану Салахаддину аль-Аюби удалось объединить различные враждующие мусульманские государства, окружавшие Иерусалим. Собрав единую мусульманскую армию, он сумел освободить Иерусалим от крестоносцев в 1187-ом году. И в отличие от крестоносцев, пришедших 88 лет назад, Салахаддин не допускал убийства мирных граждан или массовую резню сдавшихся в плен солдат. Тем не менее, он выдворил крестоносцев из города и вернул мусульманам контроль над Харамом.
Так выглядел минбар Салахаддина аль-Аюби до того, как был уничтожен в 1967-ом году.
Салахаддин аль-Аюби пообещал очистить Мечеть аль-Акса в течение первой же недели после освобождения города, к следующей пятничной молитве. Следуя примеру второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, Салахаддин наряду со своими солдатами и подчиненными очищал мечеть своими руками. Постройки крестоносцев в здании мечети были снесены. Мебель и ванные комнаты крестоносцев были вынесены из мечети, и Салахаддин лично обливал их розовой водой с целью дезинфекции. Замурованный крестоносцами михраб был снова раскрыт и очищен вместе с очищением закрашенной ими же каллиграфии. Салахаддин даже привез с собой минбар, который изготавливали в Дамаске в рамках подготовки к освобождению Иерусалима. Кроме того, вокруг одной только мечети Салахаддин основал множество образовательных учреждений, расположив их на территории Харама, чтобы вернуть городу Исламский характер.
Вскоре после мусульманского завоевания города крестоносцами был начат новый крестовый поход, но на этот раз Салахаддин был в состоянии отразить их атаки. После его смерти в 1193-ем году его потомки, основавшие династию аюбидов, продолжали править Иерусалимом и защищать его от периодических нападений крестоносцев. В конце 1200-х и начале 1300-х годов династия аюбидов постепенно уступила власть новому Султанату Мамлюков Египта, которым управляли тюркские солдаты, пришедшие к власти в Каире.
Во время правления Султаната мамлюков страсть Европы к крестовым походам понемногу угасает и Иерусалим, наконец, обретает некоторый покой. Таким образом, у мамлюков появилась возможность сделать упор на строительство исламских зданий в городе, в частности, вокруг Харама. Крыльцо с новыми колоннами было построено на западной стороне Харама, граничащей с рынком города. Сам Купол Скалы был отремонтирован и на территории Харама были построены фонтаны и купола для прихожан и паломников.
Множество школ исламского права было построено на границах Харама. Ученые считали особой честью и благословением посетить город и иметь возможность получить исламское образование в Мечети аль-Акса и в Куполе Скалы, которое высоко ценилось среди мусульман того времени. Мусульмане из Северной Африки, Персии и даже из таких далеких земель, как Индия и Китай, собирались в мечети для поклонения и обучения. Один из ученых 1300-х годов – Ибн Теймия, даже писал короткий трактат о пользе посещения Мечети аль-Акса, об этикете и молитвенной практике мусульман тех мест.
Османы
Купол Скалы был реконструирован султаном Сулейманом Кануни в 1500-х годах.
Облицовка, выполненная в те времена, и по сей день украшает экстерьер здания.
Согласно теории Ибн Халдуна, крупным империям суждено испытывать расцвет и упадок каждые несколько сотен лет. И мамлюки тут не стали исключением. К началу 1500-х годов новой мега-мощной силой исламского мира стала Османская империя, основанная в исторической части города Стамбула. В 1513-ом году Османский султан Селим I выступил с войной против мамлюков, и когда в 1516-ом году он подошел со своим войском к стенам Иерусалима, местное управление мирно передало султану ключи города.
Став частью самой мощной империи 1500-х годов, Иерусалим пережил еще один всплеск. Город был назначен столицей Иерусалимского санджака, – нового административного округа Сирийской провинции. Османы отправили в Иерусалим губернаторов, солдат и администраторов для помощи в управлении городом.
Для мечети контроль Османской империи означал новую эру реконструкции и благоустройства. Сын султана Селима, – Сулейман аль-Кануни, пришел к власти в 1520-ом году, и во время его правления превосходным образом был отремонтирован весь Купол Скалы. Экстерьер здания был весь покрыт мрамором, цветными изразцами и великолепной каллиграфией. Аяты из 36-ой суры Священного Корана (Сура «Ясин») украшали верхнюю часть стен, которые можно увидеть там и по сей день. Сулейман также приказал построить фонтан у главного входа в Мечеть аль-Акса, который до сих пор используется верующими для совершения вуду (ритуального омовения). Что же касается города, то султан Сулейман приказал главному архитектору империи – Мимару Синану, восстановить стены вокруг города, которые также сохранились до наших дней.
Англичане и израильтяне
На протяжении веков под Османским правлением Иерусалим и Мечеть аль-Акса сохраняли здоровый статус-кво. В то время как в административной власти города были мусульмане, евреи и христиане получили религиозную свободу в соответствии с законом Османского государства, – исламским законом. Этот баланс много позже был нарушен появлением сионистского движения в Европе, главной целью которого было превращение Иерусалима и его окрестностей в отдельное исключительно еврейское государство.
Когда их просьбы о разрешении на это были отклонены султаном Абдулхамидом II в конце 1800-х, сионисты обратились за помощью в Первой мировой войне к британцам. Османы вступили в войну против англичан в 1914-ом году, а с 1915-го по 1918-ый года британцы стали быстро продвигаться через Синайский полуостров и Палестину. В 1917-ом году британцы захватили город Иерусалим. Впервые со времен крестовых походов город оказался в руках немусульман. Однако, в отличие от крестовых походов, резни за захватом не последовало. Мусульманской общине было разрешено продолжать свой контроль над Харамом, пусть и под британским надзором.
Для сионистов британский контроль над Иерусалимом означал увеличение еврейской иммиграции из Европы. Сотни тысяч евреев эмигрировали в Палестину, расселяясь, в большинстве своем, в Иерусалиме. Далее, в 1948-ом году, Британия покинула Палестину, и у евреев появилась возможность обосновать свое государство под названием Израиль, и затем в последовавших войнах они захватили большую часть Палестины. Однако, половина Иерусалима, в том числе и Мечеть аль-Акса и Купол Скалы, избежали израильского контроля, и Восточный Иерусалим и Харам аль-Шариф оказались во владениях соседней Иордании.
7 июня 1967-го года на третий день Шестидневной войны израильские войска сумели завоевать Иерусалим наряду с остальной частью Западного берега благодаря массовому выводу своих войск Иорданским правительством. Израильские войска с относительной легкостью вошли в Харам, и над Куполом Скалы поднялся израильский флаг. Для мусульман это была эпическая катастрофа, ставшая поворотным пунктом в истории мечети. Вдобавок к существующей напряженности, в 1967-ом году мечеть серьезно пострадала от пожара, устроенного австралийскими экстремистами, в надежде, что разрушение мечети проложит путь для второго пришествия Иисуса. Большая часть древней каллиграфии была разрушена, наряду с минбаром Салахаддина.
С начала израильской оккупации города вход любого мусульманина в Иерусалим строго контролируется. Даже сегодня большинству мусульман не из Иерусалима запрещено входить в Иерусалим и молиться в Мечети аль-Акса. Мусульманами контролируется вакф (религиозный фонд, управляющий территорией Харама), однако, вход в Харам контролируется израильской полицией, которая оставляет за собой право запрещать въезд мусульманам безо всяких объяснений.
Как было всегда на протяжении всей ее долгой истории, Мечеть аль-Акса и в наши дни оказалась в центре мусульманской жизни Иерусалима и напряженных конфликтных отношений нескольких сторон. С учетом израильской оккупации, разделения и распрей внутри мусульманского мира, будущее Мечети аль-Акса снова оказалось неопределенным.
Библиография:
- Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
- Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк: Vintage Books, 2011 г. Печать.
Комментарии: 0
Правила форума