Последний Халиф исламской уммы Абдулхамид II
Последний Халиф исламской уммы Абдулхамид II
Во время упадка Османской империи, право к власти перешло к султану, решившему возродить прежнюю значимость и силу Исламского Халифата. А...
22 262
5 июля, 20

Последний Халиф исламской уммы Абдулхамид II

22 262
5 июля, 20
АВТОР ЦИКЛА
Последний Халиф исламской уммы Абдулхамид II
«90% интеллекта в голове Султана Абдулхамида, 5% в моей голове, а остальные 5% в головах всех политиков, вместе взятых».
 
Канцлер Германии Отто Фон Бисмарк
 
На протяжении всей истории Ислама одним из главных объединяющих аспектов мусульманского мира являлся халифат. После кончины пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его близкий друг и сподвижник Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, был избран в качестве первого халифа (или калифа) мусульманской общины. С тех пор было установлено, что деятельность халифа в качестве лидера общины совмещала в себе как политическую власть над государством мусульман, так и духовное управление общины. Годами позже эта должность из избирательной превратилась в наследственную, которую сначала захватила династия Омейядов, а затем – династия Аббасидов. В 1517-ом году Халифат перешел к династии Османов, которые стали править самой большой и могущественной империей всего мира в 15-ом веке.
 
По прошествии веков Османские султаны перестали делать большой акцент на звании халифа. Это был официальный титул, который использовали лишь при необходимости, а в иных случаях этим званием, как правило, пренебрегали. Однако, во время упадка империи в 1800-ых годах, все же к власти пришел тот султан, что решил возродить прежнюю значимость и силу Исламского Халифата. Абдулхамид II пришел для предотвращения развала Османского государства, и он был убежден, что самый верный путь к этой цели лежит через возрождение Ислама во всем мусульманском мире и через пан-исламское единение, сосредоточенное на идее сильного Халифата.
 
Несмотря на то, что 33-хлетнее правление Абдулхамида II не остановило неизбежное падение Османской империи, ему удалось, основывая всю свою империю на идее Ислама, выиграть для Османов заключительный период относительной силы перед посягательствами Европы и колониализмом.
 

Исламская реформа

 
На протяжении всего 18-го века Османское правительство отчаянно пыталось предотвратить падение империи. Начиная с Махмуда II, и во время правления Абдульмеджида и Абдульазиза, самым главным приоритетом на повестке дня у правителей неизменно держалась идея реформирования империи.
 
Танзимат (реорганизация, реформа) был призван восстановить Османское государство посредством введения в ее структуру новых либеральных, европейских линий и адаптации ее к европейским нормам. Ислам (как религия в целом) был отправлен на задворки общественной жизни, и теперь на законы и всю государственную политику стали влиять сместившие его светские идеи.
 
На деле эти реформы ничем не помогли предотвратить падение империи. Более того, повышенное внимание одной части Османской империи к неисламским ценностям дало сильный толчок развитию националистических целей в другой части империи, что, напротив, создало дополнительную разобщенность в ней. В эпоху Танзимата такие османские провинции, как: Сербия, Греция, Валахия, Молдавия, Абхазия, Болгария и Алжир, были потеряны в результате роста в них национализма и посягательств Европы.
 
Султан Абдулхамид, придя к власти, решил взять диаметрально противоположный подход. После потери европейских территорий, которые Османы претерпели до и в начале его правления, империя состояла в большинстве своем из мусульман. На протяжении истории Османской империи основной частью населения были христиане, несколько раз за историю империи число христиан достигало 80% от всего населения. Однако в 18-ом веке Османская империя стала стремительно терять христианские земли Европы, и увеличился чистый приток мусульманских иммигрантов, приезжавших на ее территории. Получив под свое руководство государство, 75% населения которого уже составляли мусульмане, султан Абдулхамид II решил подчеркнуть главный фактор, объединявший его подданных, – Ислам.
 
В те же 1800-ые года остальная часть Европы переживает рост сильных националистических движений. Панславизм и пангерманизм стали объединяющим фактором для людей, принадлежавших одной культуре и говоривших на одном языке. Османская же империя всегда была мульти-культурной, в ней проживали такие народы как: турки, албанцы, боснийцы, курды, армяне и пр. Абдулхамид попытался сделать панисламизм объединяющим фактором для мусульман как внутри своей империи, так и за ее пределами.
 
Как духовный лидер мусульман всего мира, Абдулхамид II уделял особое внимание Исламским святыням, в частности – Мекке и Медине. В 1800-ых годах была начата реализация большой строительной программы в этих двух городах, включающая в себя построение больниц, казарм, целой инфраструктуры в Хиджазе для облегчения совершения мусульманами ежегодного паломничества в Мекку – Хаджа. Сама Кааба и Масджид аль-Харам, окружающий ее, были также отремонтированы; была заменена по современным технологиям вся система водоснабжения, что помогло уменьшить масштабы наводнений, периодически случавшихся в той местности.
 
В 1900-ом году султан Абдулхамид начал строительство Хиджазской железной дороги. Начиналась она в Стамбуле, шла через Сирию, Палестину, Аравийскую пустыню, и в конце своем достигала Медины. Целью прокладывания этой железной дороги было соединение политической власти Стамбула со Священными землями, а также облегчение совершения паломничества для мусульман империи. Для того, чтобы защитить Мекку и Медину, Абдулхамид решил, что ширина колеи (расстояние между головками рельсов) у Хиджазской железной дороги должно быть меньше, чем принято по европейским стандартам. Он обосновал свое решение тем, что, если когда-либо Стамбул будет захвачен европейскими империалистами, он хотел бы быть уверен в том, что европейские поезда не встанут на эти рельсы, и захватчики не смогут использовать Хиджазскую железную дорогу для вторжения в Мекку и Медину.
 

Не османские мусульмане

 
За все время существования Османской империи ее султаны оказывали помощь мусульманским общинам каждый раз, когда возникала необходимость в этом, и Османское государство было способно ее оказать, в том числе и общинам, находившимся далеко за ее пределами. Например, в 1500-х годах Османский флот стал ключевой силой в Индийском океане, помогая мусульманам из таких далеких земель, как Индия и Индонезия, в борьбе против португальского колониализма. Султан Абдулхамид считал своим долгом сделать то же самое в 1800-х годах, особенно с учетом того, что большое число мусульман Африки и Азии находились под гнетом европейского империализма.
 
Были отправлены делегации в мусульманские государства Африки, такие как Занзибар, с дарами от султана Абдулхамида и просьбой признать Халифа своим защитником от европейского империализма. Такие же делегации были отправлены к мусульманским группам, проживавшим на территории России и Китая.
 
В 1901-ом году султан Абдулхамид отправил одного из своих советников – Энвера Пашу, наряду с многочисленными исламскими учеными, в Китай. Когда они прибыли в Шанхай, их тепло встретили представители китайской власти, и особенно тепло – местные мусульмане, жившие в Китае уже много столетий. Позже Абдулхамид окажет значительную помощь в основании мусульманского университета в Пекине, под названием «Пекинский университет Хамидие». Таким образом, Султан Абдулхамид старался объединить и укрепить чувство единения вокруг Халифата у мусульман даже таких далеких земель, как Китай.
 
Усилия Абдулхамида II привели к тому, что Халиф получил признание мусульман в пятничной молитве, начиная от каждого малого городка Африки и заканчивая крупными мусульманскими общинами Индии и Китая.
 

Палестинская проблема

 
В конце 1800-ых годов самым мощным националистическим движением стало формирование европейских евреев: сионизм. Сионистская идеология преследовала следующую цель: создание еврейского государства на бывших в древности их родиной землях, — Палестине. Несмотря на то, что европейские евреи были разбросаны по разным частям Европы, уникальная финансовая и политическая власть многочисленных еврейских семей сумела сделать сионизм главной националистической силой конца 18-го века.
 
Теодор Герцль, основатель сионистского движения, лично обратился к Абдулхамиду II за разрешением на расселение евреев в Палестине. В обмен на это он предложил халифу 150 миллионов фунтов золота, вместе с помощью Османскому государству в погашении огромных внешних долгов, которые оно имело к тому времени вследствие неудачных реформ и экономического упадка при прежних правителях. Целью Герцля, разумеется, было не просто переселение в Палестину и проживание в ней под Османской властью, а именно создание отдельного еврейского государства на вырезанной от мусульманских земель территории (как, собственно, и произошло затем в 1948-ом году). Султан Абдулхамид проявил себя как истинный Халиф всех мусульман, и не возвел экономические интересы Стамбула выше территориальных интересов мусульман, защитив тем самым святость и суверенитет мусульманских земель. Таким был его ответ Герцлю:
 
«Советую Герцлю не предпринимать никаких дальнейших шагов по его проекту. Я не могу отдать даже горсти этой земли, так как она принадлежит не мне, она принадлежит всей Исламской общине, которая боролась ради этой земли и проливала за нее свою кровь. Евреи могут сохранить свои миллионы. Если Исламский Халифат в один день уничтожат, то они будут в состоянии взять Палестину без выкупа. Но пока я жив, я скорее воткну меч в свое тело, чем увижу Палестину отрезанной от Исламского государства и отданной другим».
 
Политическое движение младотурков, образовавшееся внутри Османской империи в 1876-ом году, и выступавшее за ценности и политику, противоположные ценностям и политике султана Абдулхамида, и в данном вопросе стали лоббировать интересы сионистов. Лидеры младотурков были заинтересованы в сделке с сионистами наряду со свержением султана, и, заручившись серьезной поддержкой врагов халифата, оказывали на султана серьезное давление. Абдулхамид II в письме своему духовному наставнику описывал прессинг союза сионистов и младотурков, а также свой ответ на их требования:
 
«Если вы предложите мне все золото мира в придачу к вашим 150 миллионам, я не соглашусь отдать вам эту землю. Я служил исламской религии и общине Мухаммада более тридцати лет, и не очерню белый лист мусульманской истории, истории моих предков – султанов и халифов. По этой причине я никогда не сделаю того, о чем вы просите меня».
 
Султан Абдулхамид II предотвратил покупку земельных участков в Палестине сионистскими организациями, заявив, что их попытки укорениться там тщетны. Но, в конечном счете движение младотурков, возглавившее Османскую империю после султана Абдулхамида, позволило сионистам выкупать земли Палестины и свободно селиться в ней.
 

Наследие

 
Абдулхамид II был последним из Османских султанов, имевших реальную власть. Он был свергнут в 1909-ом году все той же политической партией младотурок, – обученными Западом либеральными атеистами, яростно выступавшими против исламизации, основываясь на которой султан Абдулхамид правил империей с 1876-го по 1909-ый года. После его свержения младотурки избрали султаном его брата Мехмед Решада, который фактически не имел никакой власти, и империя оказалась во власти олигархии трех министров из правительства младотурок.
 
После Абдулхамида II должность султана занимали еще три человека: Мехмед V, Мехмед VI и Абдульмеджид II, ни один из которых не имел реальной власти. В 1924-ом году Халифат был упразднен новым Турецким парламентом, и Абдульмеджид II вместе со всеми оставшимися членами династии Османов были вынуждены покинуть страну. Таким образом, Абдулхамид был последним из халифов, имевшим власть над Исламским миром. Традиция сильного, ответственного Халифа, которая началась с Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 632-ом году, была продолжена Абдулхамидом и поддерживалась им до конца 1800-х годов, пока не оборвалась в результате его свержения секулярными элементами империи.
 
Абдулхамид II умер в Стамбуле в 1918-ом году и был похоронен в мавзолее вместе с султанами: Махмудом II и Абдулазизом недалеко от площади Султан Ахмет.
 

Библиография:

  1. Каролин Финкель (Finkel, Caroline), «Мечта Османов» (Osman’s Dream). Нью-Йорк: Basic Books, 2005. Печать;
  2. Альберт Хабиб Хурани (Hourani, Albert Habib), «История арабских народов» (A History Of The Arab Peoples). Нью-Йорк: MJF Books, 1997. Печать;
  3. Уильям Оксенвальд (W. Ochsenwald) и Сидней Фишер (S. Fisher) (2003), «Ближний Восток: История» (The Middle East: A History) (6 изд.). Нью-Йорк: McGraw Hill.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
1 498
13 апреля, 24
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Это история о праведнике, суфие, факихе, интеллектуале и аскете Сальмане аль-Фариси, да будет доволен им Аллах. Он вырос в городе Исфахан...
7 131
25 мая, 23

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Величайший исследователь Китая – мусульманин Чжен Хе
Величайший исследователь Китая – мусульманин Чжен Хе
Когда речь заходит о великих исследователях, то на ум обычно приходят Марко Поло, Ибн Баттута, Эвлия Челеби, Христофор Колумб и пр. И лиш...
5 637
2
21 июня, 20
5 исторических событий, которые произошли в Рамадан
5 исторических событий, которые произошли в Рамадан
Мы все знаем Рамадан, как месяц поста, воздержания и духовных размышлений. Однако мы, возможно, не в курсе, что Рамадан – это месяц удиви...
19 473
2 мая, 20