Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 26. Сделай получение знаний своим приоритетом
Наставление 26. Сделай получение знаний своим приоритетом
Сегодня мы поговорим о следующей важной практической вещи — об устранении препятствий, которые встаю...
5 324
3 октября, 15

Наставление 26. Сделай получение знаний своим приоритетом

5 324
3 октября, 15

Сделай получение знаний своим приоритетом

 

После разговора о видах шариатских наук, которые изучают идущие по пути получения знаний (толибы), мы вернемся снова к теме условий, необходимых для успешного движения по этому пути.


Итак, мы в начале коснулись следующих вопросов:
 
  • Намерение для получения знаний. Знания нужно получать только ради Аллаха, а не ради благ бренного мира.
     
  • Искренность. Это важное условие для того, чтобы дела мусульманина вызывали довольство Всевышнего.
     
  • Осознание важности своего дела. Получение знаний — это лучшее, чему может человек посвятить свою жизнь.
     
  • Осознание ценности времени. Время — наш главный и невосполняемый ресурс.
     
  • Мотивация.
 
Сегодня мы поговорим о следующей важной практической вещи — об устранении препятствий, которые встают перед нами на пути поиска знаний. Искренность, мотивация и рациональное планирование времени не помогут нам, если мы не научимся выстраивать правильные приоритеты и устранять все, что мешает нам учиться.
 
Шейх Мухаммад Аввама, да сохранит его Аллах, так формулирует главный принцип выстраивания приоритетов в учебе:
 
«Нужно строго следить за собой и своим временем, и видя что-то, что мешает выполнить определенное задание, нужно считать это препятствием, отвлекающим фактором и устранить это».
 
Имам Абу Юсуф, да будет Аллах им доволен, говорил: «Знание не даст тебе ни части себя, пока ты не отдашь ему себя целиком. И если ты отдашь ему себя целиком, возможно (!), оно отдаст тебе часть себя»[1]. Также имам говорил: «У меня умер сын. Я не присутствовал ни при подготовке похорон, ни на похоронах. Я оставил это родственникам и соседям, поскольку боялся, что, если я упущу что-то (из уроков) Абу Ханифы, то никогда не восполню этот ущерб»[2]. Имам проявлял такое постоянство в посещении уроков Абу Ханифы, да будет Аллах ими доволен, что его великий учитель  говорил про своего ученика: «Никто не посещал меня с таким постоянством, как Абу Юсуф»[3]. И подобных историй про ученых рассказывается очень много!
 
Имам Бухрануддин аз-Зарнуджи пишет в «Та'лим аль-мута'аллим»:
 
«Толиб должен по мере сил уменьшить связь с мирским. Поэтому раньше они (толибы) предпочитали уезжать (в поисках знаний) на чужбину».
 
«Толибу необходимо научиться переносить тяготы во время учебы и трудности путешествия в поисках знаний. Пророк Муса, мир ему, так сказал о путешествии ради знаний, и не передается от него ничего подобного о других поездках: «Мы утомились в пути».[4] Он сказал это, чтобы знали, что путешествия ради знаний не могут не быть утомительными».
 
«Кто вытерпит это (трудности получения знаний), испытает наслаждение, превосходящее все мирские наслаждения. Поэтому имам Мухаммад ибн аль-Хасан (ученик имама Абу Ханифы) говорил, бодрствуя ночами и решая сложные (научные) задачи: «Разве сыновья царей испытывают такие наслаждения?!»».
 
«Толибу необходимо не заниматься ничем, кроме знания, и не пренебрегать фикхом. Имам Мухаммад, да помилует его Аллах, говорил: «Кто оставит нашу науку на время, пусть его оставит время! Поистине это наше занятие (знание) — от колыбели до могилы»».[5]
 
Имама Абу Ханифу, да будет доволен им Аллах, спросили: «Что нужно, чтобы выучить фикх?». Он ответил:
 
- Нужно стермление.

- А что нужно, чтобы иметь стремление?

- Устранить препятствия.

- А что нужно, чтобы устранить препятствия?

- Брать (из мирского) лишь по необходимости, но не больше[6].
 
Одна из самых частых проблем студентов, особенно молодых — это проводить много времени с братьями, общаясь и развлекаясь. Речь, разумеется, не идет о праздном времяпрепровождении, пустых или даже запретных разговорах, походах в кино и так далее. Даже дозволенный отдых, спорт и общение, если они сверх меры, вредят толибу, отвлекают его от учебы.
 
Но как толибу разорвать полностью связи с мирским, если ему зачастую нужно обеспечивать себя и свою семью? Неужели семейный человек не может получать знания? Может, если захочет. При желании, искреннем намерении и сильной мотивации любой человек, даже директор крупной компании и отец семерых детей, сможет выбрать время для учебы. Если учеба станет его приоритетом.
 
Шейх Аввама, да будет доволен им Аллах, затронул важную социальную проблему, связанную с этим. Они пишет, что в наши дни благотворительные организации (фонды, вакфы) должны оказывать поддержку способным толибам, чтобы они могли учиться, не отвлекаясь на поиск пропитания. Помощь малоимущим, сиротам, инвалидам, беженцам из зоны военных конфликтов — все это, безусловно, очень важно. Однако проблемы общества никогда не решатся, если оно не возьмет на себя заботу о своих будущих духовных лидерах —  ученых, имамах и муфтиях — тех, кто выводит общину из мрака невежества к свету истинного религиозного знания. Шейх пишет, что награда Аллаха за поддержку толибов будет выше, чем за помощь сиротам, а польза для общества существенней.
 

Сейчас у всех на слуху техногенные катастрофы и природные катаклизмы: взрывы на заводах и атомных станциях, ураганы и землетрясения, все обсуждают военные конфликты и переживают за их невинных жертв. Но мало кто озабочен катастрофой нехватки ученых в умме Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, распространением заблуждений и религиозного невежества. И нет иного пути преодоления этой катастрофы, кроме заботы уммы — на уровне каждой отдельной религиозной общины — о способных студентах. Все мы принадлежим Аллаху и к нему возвращаемся!

 

[1] Привел аль-Хатыб в «Джами'» (1070). Также эти слова приписывают и другим ученым.

 

[2] Привел аль-Муввффак аль-Макки в «Манакыб аль-имам Аби Ханифа» (с. 472).

 

[3] Там же.

 

[4] Сура «аль-Кахф», аят 62.

 

[5] «Та'лим аль-мута'аллим», с. 83 (Дар Ибн Касир).

 

[6] Привел ас-Саймари в «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи». С. 22.

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков