Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 35: Ценность коллективного повторения уроков
Наставление 35: Ценность коллективного повторения уроков
В прошлой статье мы говорили о важности повторения прочитанного, имея в виду самостоятельное чтение ...
4 068
4 ноября, 15

Наставление 35: Ценность коллективного повторения уроков

4 068
4 ноября, 15

В прошлой статье мы говорили о важности повторения прочитанного, имея в виду самостоятельное чтение пройденного урока несколько раз. Сегодня речь пойдет о другой форме повторения — коллективной: совместном чтении, обсуждении и размышлении о прочитанном, преподавании и ответах на вопросы друг друга.

 
Учеба может происходить в одиночку, если это, скажем, чтение или конспектирование уроков, а может быть коллективной. Групповое повторение дает более глубокое понимание. Многие люди лучше соображают, если проговаривают информацию вслух. Иногда в коллективе у кого-то появляются вопросы, которые не приходили тебе в голову самому. На некоторые твои вопросы сможет ответить другой студент. Ты тоже, ответив на чей-то вопрос, окажешься полезен ближнему. Кто-то может сообщить тебе по теме больше, чем ты знаешь. Также полезно преподавание пройденного более слабому или отсутствовавшему на уроке толибу. Как говорили мои учителя, преподавание — лучший способ повторения.
 
От саляфов передается немало историй о том, как они собирались в домах друг друга и повторяли науки коллективно, чаще всего ночью, до утреннего намаза. И это повторение они считали важнее дополнительных намазов.
 
Аль-Хатыб аль-Багдади, да помилует его Аллах, передал историю[1] о том, как Абу Муса аль-Ашари пришел к Умару ибн аль-Хаттабу, да будет Аллах ими доволен, после ночного намаза. Умар сказал:

- Что привело тебя ко мне, Абу Муса?

- Давай повторим фикх.

И они повторяли всю ночь. Потом Абу Муса сказал:

- Намаз!

На что Умар возразил:

- Я в намазе.

И они продолжали повторять до наступления времени утреннего намаза.
 
Мы видим, что Умар, да будет Аллах им доволен, посчитал повторение фикха более важным, чем дополнительный намаз, когда Абу Муса аль-Ашари, да будет им доволен Аллах, напомнил ему о «кыям аль-лейль» — ночном нафль-намазе. Это подтверждается словами другого великого сподвижника — Абдуллаха ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах: «Учеба — это намаз»[2].
 
Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаются слова[3]: «Я разделил ночь на три части: треть для намаза, треть для сна и треть для повторения хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
 
О важности повторения давно пройденного.
 
Любой студент, изучивший уже несколько книг, знает, что спустя какое-то время пройденное забывается, если его не повторять. Это знают хафизы Корана, поэтому им приходится регулярно повторять заученное. Причем, шейхи советуют им читать не менее одного джуза каждый день.
 
Ценное наставление о важности повторения для того, кто уже обладает некоторыми знаниями, привел имам аль-Хатыб аль-Багдади, да помилует его Аллах (без указания автора)[4]:
 
«Знание, если его не использовать и не повторять, подобно миску (благовониям): если он долго находится в сосуде, пропадает его запах. Оно подобно чистой воде: если она долго стоит, то испаряется, или меняется ее вкус и запах. Оно подобно колодцу, в котором бьет источник: если он найдет для себя выход, то превратится в полноводную реку, приносящую пользу всему живому. А если воду удерживать в колодце, то она мало кому принесет пользу, или же пропадет совсем. Также и знания, если их не повторять и не добавлять к ним новых. А если ты будешь повторять и распространять их, то станешь подобен текущей полноводной реке, приносящей пользу: если высохнет один источник, реку наполнит другой, если один из них станет мутным, его очистит другой. И принесет благо земле, урожаю и животным».
 
В этом наставлении речь идет и о важности распространения знаний: как часто мы наблюдаем такую картину: толиб, отучившийся много лет, держит свои знания при себе, ни с кем не делится, не дает уроков, не переводит и не пишет статей и книг, не ведет призыв (даават). Мало того, что есть опасность исчезновения его знаний, если он будет занят мирскими делами и забросит повторение, но даже если он повторяет их, но не делится — он удерживает самое ценное, в чем нуждаются сегодня мусульмане. Он словно скупой богач, закрывший доступ к своим кладовым для умирающих в голодное время.
 

Именно молчание шейхов и серьезных толибов в наши дни и привело к тому, что такие, как автор этих строк, которых в эпоху процветания Ислама и не допустили бы до преподавания и даавата, вынуждены учить людей Исламу, смешивая истину с неизбежными для начинающего толиба ошибками. Остается только надеяться, что Аллах простит эти ошибки или спросит за них с тех, кто должен был говорить об Исламе вместо нас, но молчал.

 

[1] В «Адаб аль-фикх ва аль-мутафакких» (954).

 

[2] Передал Ибн Абдуль-Барр в «аль-Джами'» (94).

 

[3] В «аль-Джами'» (1869 и далее).

 

[4] В «Адаб аль-факих ва аль-мутафакких» (616).

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков