Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 16. Рациональные науки, часть 1
Наставление 16. Рациональные науки, часть 1
Следующая группа шариатских наук по нашей классификации названа «рациональными науками». На самом де...
7 477
3 июня, 15

Наставление 16. Рациональные науки, часть 1

7 477
3 июня, 15

Рациональные науки

 

Следующая группа шариатских наук по нашей классификации названа «рациональными науками». На самом деле такого термина в русском языке, кажется, нет. Это калька с арабского словосочетания «العلوم العقلية». Но, думаю, термин довольно точно отражает суть, поскольку шариатские науки подразделяются на две большие группы в зависимости от источника знания:

 

  • Науки, основанные на текстах откровения (среди них, науки о Коране, о хадисах, фикх и т. д.);
     
  • Науки, основанные на постигаемых разумом вещах. Их мы и назвали «рациональными».


Кстати, вероучение (акыда) не может быть отнесена однозначно к данной группе наук, поскольку, помимо рациональных построений, использует тексты Шариата — Коран и хадисы.

 

Ученые разделили рациональные науки на две группы:

 

1. Основные. Это непосредственно шариатские науки, нужные каждому, кто всерьез изучает исламскую религию. Их три:

 

  • Мантык (логика)
     
  • ‘Ильм аль-бахс валь-муназара (искусство ведение диспутов)
     
  • Усуль аль-фикх

 

2. Вспомогательные. Они не являются сами по себе шариатскими науками, однако отдельные их элементы и разделы нужны для тех, кто изучает шариатские науки глубоко. Среди них: математика, география, физика, астрономия и другие науки.

Мусульманину следует стремиться быть всесторонне развитым, интересоваться всем лучшим, что придумал человеческий ум, ведь весь этот мир Аллах дал в пользование в первую очередь нам, мусульманам. Я не хочу сказать, что студент, изучающий Шариат, должен бросить свою учебу и пойти на математический или физический факультет, нет. О приоритетах в получении знаний мы немало говорили в первых статьях этого цикла. Просто никто не мешает ему в свободное время интересоваться тем, как этот мир устроен, читая научно-популярные книги по разным наукам или смотря бесплатные образовательные лекции в интернете, которых сейчас немало. Качество его даавата и уроков вырастет, если он будет всесторонне развитым человеком, а не просто узким специалистом в двух-трех шариатских науках.

Далее речь пойдет о трех основных рациональных науках:

 

1. Мантык (علم المنطق)

 

В отличие от наук об арабском языке, в случае с мантык мы можем достаточно точно подобрать аналог названия этой науки в русском языке — это логика. Хотя строго говоря, пути шариатской науки мантык и западной логики, выйдя из одного источника, здорово разошлись. Тем не менее, мантык и логика гораздо ближе друг к другу, чем, скажем, сарф и морфология.

Как и обычная логика, мантык изучает законы мыслительной деятельности человека, чтобы отличить верное размышление от ошибочного. Польза изучения этой науки огромна: мы можем научиться мыслить правильно сами и видеть логические ошибки в рассуждениях других. Это особенно важно в наше время, когда расплодились заблудшие секты, которые своими ошибочными псвдо-научными построениями пытаются сбить мусульман с пути Ахлю-с-сунна. Также изучать эту науки необходимо тем, кто хочет углубленно изучать акыду и усуль аль-фикх. А основы манытка необходимы любому, кто изучает Шариат, ведь в книгах практически по всем наукам встречаются термины этой науки.

В основе науки мантык лежит древнегреческая логика в том виде, в каком ее сформировал Аристотель. Однако исламские ученые, имамы, занимавшиеся этой наукой, очистили ее от примесей неисламской философии, удалили все, что противоречит Шариату, оставив лишь полезное. Поэтому как сказано, скажем, в «Шарх ас-Суллям», разногласия ученых о дозволенности заниматься логикой относятся к тем ее видам, которые не прошли очистку многими поколениями суннитских ученых.

Насчет дозволенности изучения поздних книг по мантык, написанных нашими учеными, сомнений никаких нет, чтобы ни говорили сектанты, преследуя запретом изучения мантык одну лишь цель — лишить мусульман прочной рациональной основы, сделав их благодарными слушателями своей полностью алогичной ерунды, выдаваемой ими за верные доводы и логичные доказательства.

Для пользы студентов приведем примерную программу изучения этой науки:

 

1. Назм «Суллям аль-мунаврак» имама аль-Ахдари и толкование на него «Идах аль-мубхам» имама ад-Даманхури.


2. Матн «Исагуджи» с толкованием имама Закарии аль-Ансари.


3. «Тахзиб аль-мантык» имама ат-Тафтазани с толкованием имама аль-Хабиси.


4. «Шамсийя» имама аль-Кизвини с толкованием имама Кутбуддина ар-Рази.


Однако не раз слышал от разных шейхов, что для понимания книг по Шариату, в том числе и по акыде, достаточно хорошо освоить первую из вышеприведенных книг, тем более, что по ней сегодня доступно в сети немало ценных уроков, а также существует большое количество ее изданий с полезными примечаниями.

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков