ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Наставление 33. О терпении на пути поиска знаний
О важности сабра — терпения — очень много сказано в Коране и в хадисах. Арабское слово «сабр», как п...
Наставление 33. О терпении на пути поиска знаний
О терпении на пути поиска знаний
О важности сабра — терпения — очень много сказано в Коране и в хадисах. Арабское слово «сабр», как поясняют комментаторы, означает не просто терпение, но еще и довольство тем, что Всевышний тебе предопределил, отказ от жалоб на свое положение кому-либо, кроме Него.
Без сомнения, терпение есть неотъемлемая часть успеха толиба в деле постижения исламских наук. Думаю, ни одно наставление ученику не обходится без упоминания о терпении.
Имам аль-Хатыб аль-Багдади передал[1] от имама куфийской школы арабской грамматики Ахмада ибн Яхьи аш-Шайбани (200 — 291 г. по хиджре), известного как Са'ляб, да помилует его Аллах, который также был мухаддисом и достойным доверия передатчиком, что его шейх аль-Фадль ибн Са'ид говорил:
«Один человек учился, и ничего у него не получалось, так что он решил оставить учебу. Однажды он увидел, как вода, падая с вершины горы, оставила углубление на большом камне. И он сказал: «Мягкая вода точит твердый камень. Клянусь Аллахом, я продолжу учиться!» Он продолжил и преуспел в этом».
Также аль-Хатыб, да помилует его Аллах, передал в «аль-Джами'» две цитаты от имама Абу аль-Касима Джунайда аль-Багдади, да помилует его Аллах: «Если человек будет делать что-то со старанием и искренностью, он обязательно получит желаемое. И если не получит все, то получит хоть часть». А также: «Ключи от двери каждого ценного величественного знания — это усердие».
Также он привел с иснадом до имама Абу Я'ля аль-Маусыли, автора «Муснада», да помилует его Аллах, эти стихотворные бейты:
Поистине, я увидел — а дни приносят опыт —
Похвальный итог терпения.
И мало кто старался сделать что-то,
Проявляя терпение, и не преуспел, и не победил.
И еще два бейта, про которые шейх Аввама, да сохранит его Аллах, пишет, что учил их в молодости, будучи студентом:
Получай знания и не отчаивайся,
Ведь беда для толиба — это отчаянье.
Разве ты не видел, что вода со временем
Точит самый твердый камень.
О терпении на примере случаев из жизни исламских ученых прошлого шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда, да помилует его Аллах, написал одну из лучших мотивирующих книг для толиба — «Сафахат мин сабр аль-'уляма». Читающим по-арабски эта книга жизненно необходима. Будем надеяться, что рано или поздно она станет доступной и на русском языке.
Об ослаблении мотивации при получении знаний
Думаю, эта беда знакома любому, кто учился, скажу больше: она знакома, наверное, каждому человеку, который занимался в своей жизни чем-то осмысленным. Вялость, лень, потеря интереса — все это признаки ослабления мотивации. Это может привести к большим перерывам в учебе, отсутствию прогресса, а иногда и к полному прекращению учебы.
Имам аз-Зарунуджи передает в «Та'лим аль-мута'аллим»[2] слова своего учителя, великого ханафитского ученого Бурхануддина аль-Маргинани, автора «Хидаи»:«Я достиг большего, чем мои товарищи, благодаря тому что никогда не испытывал потери интереса к учебе».
Ослабление мотивации имеет множество причин: утомление, неправильный режим труда и отдыха, обильное и нездоровое питание, недостаточный сон, привычка к развлечениям, особенно сомнительным или запретным, постоянное совершение грехов, несоблюдение этики при получении знаний, болезнь и так далее. Толиб должен сам перед собой отчитываться, проверяя свое намерение, мотивируя себя или наоборот — давая себе отдых, если он действительно необходим.
Как правило, наблюдается порочный круг: ослабление мотивации ведет к перерывам в учебе, а перерывы эти еще больше ослабляют мотивацию.
Также одна из причин этого — долгие каникулы, которые бывают в мадрасах и исламских институтах, а также то, что студенты занимаются, помимо учебы, множеством посторонних дел. В итоге как не было в наших общинах достаточного числа компетентных имамов, преподавателей, муфтиев, так и нет.
Шу'айб ибн Харб, один из шейхов имама Бухари, да помилует их Аллах, говорил: «Мы изучали хадис, и было нас четыре тысячи, а получилось из нас только четверо (ученых)»[3].
Имам Ибн Абдуль-Барр передает[4], что великому табиину А'машу, да будет Аллах им доволен, сказали: «Ты оживил знание обилием своих учеников». На что имам ответил: «Нечему восторгаться. Треть из них умрет до окончания учебы, еще треть пойдет на службу к султану, а это хуже, чем смерть, и из третьей трети только единицы добьются успеха».
Обратите, кстати, внимание на слова великого ученого: «еще треть пойдет на службу к султану, а это хуже, чем смерть». Разумному человеку достаточно и намека.
Предыдущий урок
Наставление 32. Имам Ибн Джама'а об этике отношения к книгам
Следующий урок
Наставление 34. О важности повторения и самостоятельного чтения
Комментарии: 0
Правила форума