Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 37. Заключение
Наставление 37. Заключение
По милости Всевышнего Аллаха мы заканчиваем цикл статей, посвященный ценности исламского знания и ме...
3 151
2 декабря, 15

Наставление 37. Заключение

3 151
2 декабря, 15

По милости Всевышнего Аллаха мы заканчиваем цикл статей, посвященный ценности исламского знания и методам его приобретения. Разумеется, мы не смогли охватить тему полностью, мы лишь попытались кратко рассказать о том, что нам кажется наиболее важным в наше время, с учетом положения дел на постсоветском пространстве. Мы постарались сделать этот цикл интересным как широкому кругу читателей, так и студентам, получающим шариатские знания.

 
Как основу для цикла, напомним, мы взяли книгу уважаемого шейха, мухаддиса Мухаммада Аввамы, да сохранит его Аллах, «Маʼалим иршадийя ли сынаʼа толяб аль-ʼильм» («Наставляющие указания в деле поиска знаний»)[1].
 
Мы говорили о ценности самого знания, показав, что получение знания — это самое ценное занятие в этом бренном мире, о ценности ученых, об обязательном минимуме знаний, который должен быть у каждого мусульманина, рассказали о важности правильного намерения и искренности в этом и остальных благих делах, о правильном методе — «манхадже» — получения знаний. Затем мы говорили о ценности времени, сказали, что время — наш самый ценный невосполняемый ресурс. Мы попытались сформулировать принципы, условно говоря, исламского тайм-менеджмента, при котором правильное намерение, понимание ценности знания и ценности времени приводят человека к регулярному получению знаниями. Затем речь шла о мотивации и о содержании близкого к нему по смыслу арабского понятия «химмат».
 
Следующая часть цикла была посвящена тому, что входит в круг исламского знания, составив своего рода мини-энциклопедию шариатских наук, классифицировав их и кратко рассмотрев каждую науку в отдельности. В этой части мы отошли от последовательности изложения книги шейха Аввамы, да сохранит его Аллах.
 
Затем мы снова вернулись к «Маʼалим иршадийя» и говорили о необходимости сделать приобретение знания своим приоритетом, о важности получать их от живых компетентных учителей, а не только из книг и интернета, о том, как правильно выбрать себе учителя.
 
В следующих частях мы говорили об этических нормах, или адабах: этике отношений с учителем, этике в отношении знания и в отношении книг по Шариату. Затем мы сказали о важности терпения и о том, что делать, если мотивация к учебе ослабла.
 
Заключительную часть мы посвятили некоторым аспектам процесса получения знаний: важности повторения и самостоятельного чтения, — а также рассказали о том, как важно для успеха в учебе задавать вопросы знающим людям.
 
Тем самым мы кратко охватили содержание первых двух глав книги шейха Аввамы, да сохранит его Аллах и сделает его знания полезными для нас. В третьей и самой большой по объему главе говорится о роли и задачах учителя, его качествах и этике отношений с учениками. Мы рекомендуем ее учителям и тем, кто готовится ими стать, однако мы решили, что, поскольку преподающие исламские науки умеют читать по-арабски, перевод или пересказ этой главы смысла не имеет.
 
В наше время, когда единства мусульман нет и в помине, когда мы разделены на национальности, группы и джамааты, утратили способность слышать и понимать друг друга, контактировать между собой и с внешними силами, именно сейчас так важно найти некие константы, основы для выхода из этой всеобщей депрессии. Ее преодоление — дело не одного года или десятилетия, оно не под силу отдельным личностям, группам и джамаатам.
 
Правильная постановка диагноза — важный шаг к излечению. И нам представляется, что глубокое осознание того, что наше общество больно и что необходимы основы, от которых мы будем отталкиваться в попытках исправить ситуацию, — это уже движение в правильную сторону. Это такие основы, в отношении которых все мусульмане едины. Одна из таких основ — это понимание ценности знаний, готовность приобретать их в соответствии с методами праведных предшественников, имамов и благочестивых ученых Ахлю-с-Сунна валь-Джама'а.
 
Даже в отношении аятов Благородного Корана, хадисов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и единогласного мнения мусульманских ученых (иджма) у разных групп нет одной позиции. Аяты толкуются по-разному, те или иные хадисы и иджма отвергаются. Общими остаются только лозунги следования за Кораном и Сунной, и каждая из групп претендует на то, именно они и есть Ахлю-с-Сунна. И только путем получения знаний добросовестно с искренним намерением поиска довольства Всевышнего  мусульманин может понять, каков на самом деле путь Ахлю-с-Сунна и относится ли он сам и его течение к спасшейся общине.
 

Мы просим у Аллаха вознаградить всех, кто имел отношение к этой работе, сделать ее благим делом на весах наших деяний, полезной для нас и наших читателей. Пусть Аллах поможет нам получать знания искренне ради Его довольства до нашей смерти и сделает их полезными в Судный день. Амин!

 

Окончание цикла

 

[1] Первое издание. Дар аль-юср/Дар аль-минхадж, 2013/1434.

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков