Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 6. Благородный Коран о ценности ученых
Наставление 6. Благородный Коран о ценности ученых
Роль истинных ученых в умме подобна роли пророков для своих общин. Ведь череда пророков закончилась ...
6 881
18 марта, 15

Наставление 6. Благородный Коран о ценности ученых

6 881
18 марта, 15

Благородный Коран о ценности ученых

 

В Коране есть немало аятов, сообщающих о высокой степени ученых перед Всевышним Господом. Мы остановимся на одном из них. Всевышний Аллах сказал:
 

شَهِدَ اللّهُ أَنَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ وَالْمَلاَئِكَةُ وَأُوْلُواْ الْعِلْمِ قَآئِمَاً بِالْقِسْطِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللّهِ الإِسْلاَمُ

(Аль-Имран, аяты 18–19)
 
Смысл: «Аллах свидетельствует, что нет божества, кроме Него, а также (свидетельствуют об этом) ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого. Воистину, религия перед Аллахом – Ислам!»
 
Иными словами, Всевышний Аллах, ангелы и обладатели знания свидетельствуют, что Аллах – Един, соблюдает справедливость во всем, а также свидетельствуют, что единственная истинная религия – это Ислам.
 
Может возникнуть вопрос: а почему наряду с Аллахом, ангелами и учеными не упомянуты пророки и посланники? Ответ на него дал имам аль-Багави, да помилует его Аллах, в своем тафсире:
 
«Под словами «обладатели знания» имеются в виду пророки, мир им. Салих ибн Кисан сказал: «Мухаджиры и ансары». Мукатиль – ученые из верующих людей Писания, вроде Абдуллаха ибн Саляма и его сподвижников. Ас-Судди и аль-Кальби посчитали, что имеются в виду все верующие ученые».
 
Все эти толкования ранних ученых не противоречат друг другу. Все они верные. И Всевышний Аллах имел в виду всех обладателей истинного полезного знания, будь то пророки и посланники или истинные исламские ученые. И степень ученых настолько высока, что наш Господь объединил их с пророками по критерию обладания знанием и упомянул в одном ряду с ангелами и Собой.
 
Имам хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует его Аллах, пишет в «Толковании хадиса от Абу Дарда», комментируя эти аяты:
 
«Пророки не упомянуты здесь отдельно. Они входят в число ученых. Одного этого достаточно, чтобы понять высокую степень ученых, поскольку они вместе с пророками названы одним словом».
 

Роль истинных ученых для мусульманской уммы

 
Роль истинных ученых в умме подобна роли пророков для своих общин. Ведь череда пророков закончилась на нашем господине Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, и не будет после него пророка до конца Света. Поэтому роль пророков – их наследство – перешло к праведным ученым. Имам Ахмад передал от Анаса, да будет Аллах им доволен, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 

«Ученые на земле подобны звездам на небе. По звездам находят путь в темноте и на суше и на море. И, если звезды скроются, ты, скорее всего, потеряешь верный путь».

 
Ученые, подобно звездам, указывают людям путь к истине, к правильной вере во Всевышнего Аллаха, к Его довольству, Его награде и счастью в вечной жизни. Они камни, побивающие шайтанов из числа джиннов и людей, которые пытаются сбить людей с истинного пути. Они преграда между ними и обычным человеком. Ученые несут свет, который выводит простого мусульманина из тьмы невежества по тернистой тропе земной жизни к счастью, так чтобы он миновал ловушки заблуждений, подобно тому как пророки и посланники, мир им всем, несли свет Единобожия своим общинам, выводя их из тьмы куфра и ширка.
 

Истинный ученый – это тот, кто соединяет в себе знание и его практику

 
Нет сомнения, что правильные вера и поклонение невозможны без знания.
 
Однако одного только знания недостаточно, необходимо практиковать то, что знаешь. Истинный ученый – тот, кто соединил в себе оба блага: глубокие знания и искренне поклонение. И это и есть тот «ас-сырат аль-мустакым» — Прямой Путь — о котором мы просим Аллаха в каждом ракаате каждого намаза:
 

اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ (6)

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ (7)

Смысл: «Веди нас Прямым Путём, Путём тех, которых Ты одарил благом, а не (путём) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путём) заблудших». (Сура «Аль-Фатиха», аяты 6–7)

Толкование того, кто такие «находящиеся под гневом» и «заблудшие», пришло в Сунне (хадис передали Тирмизи, Ахмад и Ибн Хиббан): первые – это иудеи, а вторые – христиане.
 
Почему же это так? Дело в том, что иудеи знали религию Аллаха, Его решения, ниспосланные в Таурате, при этом некоторые из этих решений они не практиковали вовсе, другие изменили в угоду своим желаниям. Поэтому Всевышний разгневался на них. При этом надо понимать, что слов «гнев», употребленное в отношении Аллаха, – это не знакомое всем нам чувство, а обещание наказания тем, кто ослушался повелений Всевышнего. Христиане же хотели поклоняться Господу, однако делали это не на основе знания, они выдумывали сами формы поклонения, зачастую противоречащие разуму и самой природе человека. Поэтому они сбились с верного пути, и Аллах назвал их «заблудшими».
 
Таким образом, Прямой Путь – это путь объединения знания и его практики, изучение решений Шариата в вопросах поклонения и по всем аспектам нашей земной жизни и следование этим решениям.
 
Поэтому так важно следовать на этом пути за путеводными звездами – праведными учеными, ведь только через следование за ними мы можем пойти тем Прямым Путем, которого мы просим у Всевышнего много раз в течение каждого дня.
АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков