ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Наставление 10. Имам Ибн аль-Джаузи и исламский тайм-менеджмент
Один из тех ученых, кто наиболее известен своим стремлением к сохранению времени и его рациональному...
Наставление 10. Имам Ибн аль-Джаузи и исламский тайм-менеджмент
Имам Ибн аль-Джаузи и исламский тайм-менеджмент
Один из тех ученых, кто наиболее известен своим стремлением к сохранению времени и его рациональному использованию, – имам Ибн аль-Джаузи (508-597 г. по хиджре), да помилует его Аллах. Он прожил 89 лет и оставил около пятисот научных трудов. Имам пишет в своей книге «Сайд аль-хатыр»:
«Скажу о себе: я с детства полюбил науки, поэтому занимался ими. И я любил не одну науку, а множество. Кроме того, меня интересовала не одна часть любой науки, а я стремился изучить ее целиком. А времени ведь совсем не много, наоборот, его слишком мало…»
Из этой цитаты мы ясно видим, что же побудило ученого начать бережно относиться к расходованию времени, его – говоря современным языком – мотивацию. Актуальные методики управления временем (тайм-менеджмент) также говорят о мотивации как о важнейшей составляющей, без которой человек никогда не начнет сознательно контролировать расходование своего времени. Проще говоря, без мотивации человек никогда даже не станет задумываться, как и на что он тратит свое время, а будет жить, как жил, ведь большинству людей свойственно плыть по течению, не прилагая никаких усилий до того момента, пока их что-либо не вынудит к этому. И мы видим, что мотивацией имама Ибн аль-Джаузи, да помилует его Аллах, были возникшая в раннем детстве любовь к знанию и желание дойти до высоких степеней знания во многих науках. И такого рода мотивация – это великая милость Всевышнего, ведь, как известно, Аллах дает любовь к знанию тому, кому желает блага.
Далее имам Ибн аль-Джаузи пишет:
«Поняв, что время – великая ценность и что его необходимо расходовать во благо, я начал не любить это (то есть бесполезные визиты посетителей). При этом я разрывался между двумя вещами: если запретить им приходить, то меня ждет одиночество из-за нарушений обычаев общества; если же принимать их, то я растрачу на них все свое время. В итоге я по мере сил старался избегать подобных встреч. Если избежать не мог, то старался говорить кратко, чтобы быстрее закончить встречу. Кроме того, я занимался в это время делами, которые не мешают разговору, чтобы не оставаться без дела. И во время таких встреч я нарезал бумагу, точил карандаши, переплетал тетради, ведь без подобных дел не обойтись, они не требуют мысли и сосредоточенности. И я специально откладывал такие дела на время встреч, чтобы не тратить свое время впустую. Мы просим у Аллаха, чтобы Он дал нам понять ценность времени и дал нам тауфик проводить время с пользой!»
Таковы плоды осознания ценности времени: человек, осознавая ограниченность времени и стремясь потратить его с пользой, выстраивает систему приоритетов, разделяя дела на важные и второстепенные так, чтобы первым уделять больше времени в ущерб последним, а не наоборот, как часто делают те, кто не осознал важности управления своим временем.
Также имам пишет в своей книге очень важные слова:
«И я понял, что Аллах дает понимание ценности времени и здоровья только тем, кого он облагодетельствовал тауфиком и кому внушил, как получать от этого пользу. «И не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великим уделом» (сура «Фуссылят», аят 35)».
В тафсирах сказано, что все блага Ислама, о которых говорится в аятах этой суры, Аллах дает только тем верующим, которые терпеливы, борются с низменными позывами своей души (нафса), преодолевают трудности, и при этом Всевышний даровал им этот великий удел счастья в обоих мирах. Это напрямую относится к тому, о чем мы говорили в предыдущей части нашего цикла: у любого благого результата в этом мире – и у приобретения знаний, в частности, – есть две составляющие успеха: наши собственные усилия и помощь, тауфик, от Аллаха.
Подведем итог еще одной цитатой из книги имама «Сайд аль-хатыр», которую приводит шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда, да помилует его Аллах, в своей важной работе «Ценность времени для ученых»:
«Человеку необходимо осознавать ценность своего времени и его большое значение, чтобы не тратить впустую ни единого мгновения ни на что, кроме поклонения. Нужно выполнять сначала наиболее приоритетное из слов и дел. Намерение должно быть всегда направлено на активное стремление к благу в рамках возможностей тела, ведь в хадисе говорится: «Намерение верующего лучше его поступка»».
Фактически в этом наставлении сформулированы основные положения тайм-менеджмента – дисциплины, которая стала особенно актуальной в наши дни, когда появилось много вещей и технологий, которые заманивают нас, грозя лишить нас нашего самого ценного ресурса – времени. Мусульманину необходим свой исламский тайм-менеджмент, основу которого мы находим в словах и поступках наших имамов.
Подведем промежуточный итог того, о чем мы говорили до этого в цикле статей, чтобы кратко сформулировать положения этой системы исламского тайм-менеджмента, о которой пишут наши ученые:
1. Намерение. Правильное намерение – это залог успеха в движении по пути приобретения знаний, приносящих пользу в этой жизни и в жизни вечной.
2. Осознание важности приобретения знаний и высокой степени знающих перед Всевышним Аллахом.
3. Осознание ценности времени как невосполнимого и самого главного нашего ресурса. Пункты 2 и 3 и будут нашей мотивацией. Без осознания этих вещей человек никогда не начнет рационально расходовать свое время, без чего невозможен успех на пути приобретения знаний.
4. Установление приоритетов. Самое важное – приобретение полезных знаний – мы предпочитаем менее значимым вещам. И так далее, пока в самом хвосте списка у нас не останутся бесполезные дела. Соответственно, чем важнее дело, тем больше времени мы должны ему уделять.
5. Целеполагание. Осознав все предыдущее, верующий должен понять, какие конкретно задачи он перед собой ставит: выучить такую-то суру, такой-то объем хадисов, пройти конкретную книгу, прослушать такие-то уроки. Это будет его целью, к которой он станет стремиться.
6. Планирование. Человеку следует, проанализировав, каким объемом времени он располагает, распределить это время на свои конкретные дела в соответствии с приоритетами.
7. Реализация. Конкретные шаги и действия в соответствии с намеченным планом для выполнения поставленной цели.
8. Контроль достижения цели, подведение промежуточных и окончательных итогов: достигнут ли результат (или его часть), сколько времени на это было затрачено. Если не достигнут – то анализ причин неудачи, чтобы исправить это.
Кроме того, мусульманину не возбраняется использовать существующие методики тайм-менеджмента из разработанных специалистами в этой области, чтобы выбрать из них ту, которая наиболее ему подходит. Изучение этих вещей похвально, конечно, в случае, если это станет для него не самоцелью, а лишь средством для приобретения полезного навыка управления своим временем.
Предыдущий урок
Наставление 9. О ценности времени. Два важных хадиса
Следующий урок
Наставление 11. Мотивация и «химмат»
Комментарии: 0
Правила форума