Циклы Авторы Сортировка

Наставление 36. О том, как важно задавать вопросы

2 473
7 ноября, 15
Последнее, на чем мы решили остановиться, говоря о методах получения знаний, это вопросы. Не задающий вопросы толиб никогда не достигнет успеха на своем пути. Спрашивать о том, чего не знаешь или что не понятно, должно стать привычкой и насущной необходимостью.
 
Великого сподвижника Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, спросили, как он достиг таких знаний. Он ответил: «Благодаря спрашивающему языку и разумному сердцу»[1].
 
Однажды Му'авия ибн Абу Суфьян, да будет Аллах им доволен, спросил у одного из близких к себе поэтов Дагфаля аш-Шайбани, чьи ответы на самые разные вопросы поразили его: «О Дагфаль, как ты все это выучил?». Он практически дословно повторил слова Ибн Аббаса, да будет Аллах ими доволен: «Я выучил это, благодаря разумному сердцу и спрашивающему языку. Поистине, бедствие для знания — это забывчивость»[2].
 
Это означает, что основа успеха в получении знаний — это интеллект и спрашивание. Глупый человек не овладеет знаниями. Даже если он выучит много книг наизусть, он не сможет этим знаниями воспользоваться, оставаясь лишь ослом, нагруженным книгами. Но и без привычки задавать вопросы нельзя получить знания: в каждой теме, в каждой книге есть то, что непонятно. Привыкший обходить такие места, не вникая, не ища объяснений, не задавая вопросов, тему не поймет.
 
О том, как важно задавать вопросы, передано и в хадисах Пророка, да благословит его Аллах, и приветствует. Например: «Знание — это сокровищница, а ключ от нее — вопрос»[3]. Или: «Лекарство от невежества — это вопрос»[4].
 
Нужно правильно использовать этот ключ и это лекарство. Поэтому некоторые саляфы говорили: «Хороший вопрос — половина знания»[5].
 
По формулировке вопроса опытный учитель способен понять, насколько хорошо толиб понимает тему. Нужно стремиться овладевать этим искусством — задавать правильные вопросы, спрашивать о том, что действительно полезно и необходимо. Так, некоторые невежды задают поистине уникальные по бесполезности вопросы, вроде, «есть ли у шайтана жена» или «какой породы была собака обитателей пещеры в Коране». Также самостоятельный поиск ответа на возникший вопрос в книгах дает прекрасные плоды.
 
В прошлой статье, мы сказали, что среди полезных особенностей коллективного повторения уроков — это то, что тебе приходят в голову вопросы, которые раньше не приходили, и возможность ответить на вопросы коллег по учебе. Про уроки великого мухаддиса Ибн Шихаба аз-Зухри передают, что на них шейх и его ученики постоянно задавали друг другу вопросы. Уроки многих саляфов происходили именно в форме диалога: шейх и его ученики задавали друг другу вопросы и отвечали на них. Так передавалось знание в первые века истории Ислама.
 
Имам аз-Зарнуджи пишет в «Та'лим аль-мута'аллим»[6], что саляфы часто называли студентов, изучавший Шариат «Что-ты-скажешь», настолько часто они говорили: «Что ты скажешь по такому-то вопросу?»
 
Вопросы, возникающие в процессе учебы бывают разных видов, самые распространенные из них два:
 

- Вопросы толиба о том, чего он не знает, не понимает или забыл.

- Вопрос, адресованный достойному доверия устазу, вызванный сомнением, которые заронили заблудшие в сердце спрашивающего. В этом случае — особенно если это вопрос по исламскому вероучению — обязательно такой вопрос задать, чтобы устранить это сомнение, иначе оно может укрепиться в сознании и сбить человека с истинного пути. Задача учителя распознать колебания студента и подтолкнуть его к откровенному разговору о том, что смущает его ум, и навести на правильный вопрос.

 

При этом, однако, саляфы порицали тех, кто задавал неуместные вопросы, например, спрашивал о том, чего не существует в природе или что не имеет отношения к полезным знаниям. Так, имам Бухари передает хадис, что неверующие насмехались над Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, задавая ему вопросы вроде: «Кто мой отец?» или «Где потерялась моя верблюдица?»[7]

 
Неэтичным будет также спрашивать знающих людей с намерением вызвать их на спор, унизить, продемонстрировать, что те чего-то не знают. Вопрос должен быть вызван искренним желанием узнать что-то полезное, получить указание, как поступать в мирских или религиозных делах.
 
Также порицается задавать вопросы в неподходящее время, например, ночью или когда учитель устал или занят. Несрочный вопрос лучше перенести на более подходящее время. Также важно помнить и об этике обращения: начать с саляма, быть вежливым, демонстрировать уважение к собеседнику, избегать грубостей и нелитературных выражений.
 

В конце концов, от того, что и как мы будем спрашивать, зависит, ответят ли нам, а если да, то как. Не нужно лишать себя пользы, которую можно получить от знающего человека, из-за нарушения этики задавания вопросов.

 

[1] Передал аль-Байхакы в «аль-Мадхаль» (427) и др.

 

[2] Передали Ибн Абуль-Барр в «аль-Джами'» (531) и аль-Байхакы в «аль-Мадхаль» (428).

 

[3] Привел Абу Ну'айм в «Аль-Хилья» (т. 3, с. 192, Дар аль-китаб аль-'араби).

 

[4] Передали Абу Дауд (337), Ибн Маджа (572) и др.

 

[5] «Аль-Джами'» Ибн Абдуль-Барра (544).

 

[6] С. 44 — 45.

 

[7] Бухари (4622).

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков