ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Наставление 9. О ценности времени. Два важных хадиса
Время — это дар Аллаха Его рабу. И распорядиться этим даром нужно так, чтобы Господь был нами доволе...
Наставление 9. О ценности времени. Два важных хадиса
О ценности времени. Два важных хадиса
Крайне важно для любого мусульманина — особенно для приобретающего знания — осознать ценность времени и научиться рационально его использовать.
Время — это дар Аллаха Его рабу. И распорядиться этим даром нужно так, чтобы Господь был нами доволен. С каждой прошедшей минутой уходит часть жизни человека. Поэтому ему следует наполнить эту минуту тем, что принесет ему пользу в земной жизни или в жизни вечной. Имам Ибн аль-Джаузи, да помилует его Аллах, сделал такое наставление своему сыну:
«Ангелы-писцы сохраняют твои слова и взгляды. Каждый вдох живого — это шаг, приближающий его к смерти» («Ляфта аль-кабид июля насыха аль-валяд»).
Шейх Аввама, да сохранит его Аллах, приводит два известных хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, служащие напоминанием о важности рационального использования времени и других человеческих ресурсов:
1. Первый привели Ибн Аби Шейба и аль-Хаким (хадис достоверный): «Воспользуйся пятью вещами, пока не наступят другие пять: жизнью до смерти, свободным временем до занятости, богатством до бедности, молодостью до старости и здоровьем до болезни».
Каждое из этих пяти наставлений Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это самое ценное из того, что можно посоветовать тому, кто находится в каждом из пяти состояний.
2. Второй достоверный хадис привел имам ат-Тирмизи: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не спросят о его жизни — как он ее провел, о его знаниях — чему из них он следовал, о его имуществе — как он его приобрел и как тратил, и о его теле - как он им распоряжался».
Такого будет положение каждого мусульманина в Судный день: он не сдвинется с места, пока не будет спрошен о том, как распоряжался в земной жизни теми благами, которыми Аллах его наделил.
Поэтому успех в любом деле — в том числе в приобретении знаний — всегда имеет две главные составляющие:
1. Старание самого человека. Насколько он сумел проявить усердие, воспользоваться предоставленной возможностью для достижения результата, насколько сумел распорядиться своим временем и своими ресурсами. И за Аллах спросит с него в Судный день.
2. Помощь от Аллаха. То, что называют по-арабски «тауфик», имея в виду силу, которую Аллах творит в Своем рабе для совершения того, чем Господь доволен. Да, сам тауфик дает только Аллах, и это главная причина любого успеха, однако человек должен заслужить его искренним намерением, правдивостью, настоящим старанием, обращением к Аллаху с дуа о помощи в благом начинании.
О книге «Ценность времени» шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды, да помилует его Аллах
Самым поучительным примером для приобретающего полезные знания служит опыт наших праведных ученых, имамов уммы, достигших необыкновенных высот в знаниях. Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда, да помилует его Аллах, написал очень полезную книгу на эту тему — «Кымат аз-заман ‘инда аль-‘уляма» («Ценность времени для ученых»)», в которой собрал слова ученых и примеры из их жизни, показывающие их отношение к важности правильного отношения к времени. Эта книга переведена на русский язык, желающие могут найти ее и прочитать, получив от нее пользу.
Однако все же будет лучше для тех, кто способен читать по-арабски, найти и прочитать ее в оригинале. И дело не только в точности перевода. Наставления и мудрость имамов сильнее и глубже воздействуют, будучи прочитанными на арабском языке. И в этом есть особая благодать (барака), тем самым увеличиваются наши шансы на то, что Всевышний сделает эту книгу полезной для нас.
Я однажды спросил у своего учителя из Сирии, какую книгу он посоветует студенту по теме этики (адабов) получения шариатских знаний. Он сказал, что этой книги шейха Абу Гудды достаточно.
Сначала меня удивил его ответ: как так, ведь эта книга совсем не об этом? Но потом, читая её, я понял мудрость совета устаза. На самом деле мы все в общем представляем важность таких вещей, как искренность и правильное намерение - они не являются специфическими именно для поиска знаний, это касается всех дел верующего. Об этом много написано, много сказано. Такие же вещи, как этические нормы поведения на уроке, заучивания, повторения и так далее — при всей их важности (и мы, иншааЛлах, еще будет говорить о них) — все же вторичны по отношению к теме рационального расходования времени.
Дальше мы, иншааЛлах, подробнее остановимся на словах ученых по этой теме…
Предыдущий урок
Наставление 8. Об осознании учеником важности приобретения знаний
Следующий урок
Наставление 10. Имам Ибн аль-Джаузи и исламский тайм-менеджмент
Комментарии: 0
Правила форума