Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 34. О важности повторения и самостоятельного чтения
Наставление 34. О важности повторения и самостоятельного чтения
Шейх Мухаммад Аввама, да сохранит его Аллах, пишет, что обязательно как для ученика, так и для учите...
5 637
31 октября, 15

Наставление 34. О важности повторения и самостоятельного чтения

5 637
31 октября, 15

О важности повторения и самостоятельного чтения

 

Шейх Мухаммад Аввама, да сохранит его Аллах, пишет, что обязательно как для ученика, так и для учителя читать каждый день перед уроком определенный объем текста: для учителя это тот объем, который он собирается преподавать студентам на следующем уроке, а для ученика — повторение пройденного на предыдущем уроке.

 
Шейх рассказал по этому поводу историю, которая произошла на его глазах: его учитель по ханафитскому фикху понял однажды, что некоторые студенты не повторяют пройденное. И он мягко сделал классу наставление, передавая слова своего учителя шейха Ибрахима ат-Турманини, да помилует его Аллах: «Дети мои! Я изучал в университете аль-Азхар множество наук. По двадцати шести предметам меня за все годы учебы не спросили ни разу. При этом я ни разу не пришел на урок, не повторив материал».
 
Имам аз-Зарнуджи пишет в «Та'лим аль-мута'аллим», что толибу важно установить для себя определенное количество раз для повторения урока и не успокаиваться, пока не повторит его установленное количество раз. То есть он берет на себя обязательство прочитанный накануне урок повторять, скажем, пять раз. Разумеется, это зависит от уровня студента, его способностей и того времени, которое он может выделить на учебу. Студент мадрасы может обязать себя читать пройденное, к примеру, 10 раз (или даже больше), а тот, кто совмещает учебу с работой или светской учебой, сможет повторять урок, допустим, раза три. Нужно трезво оценивать свои возможности: не расслабляться, но и не брать на себя непосильную ношу.
 
Великие имамы Ислама стали таковыми, и их имена сохранились в памяти потомков, во многом благодаря тому, что они не давали своим страстям овладеть ими и добивались совершенства во всем, в том числе в учебе. Они повторяли уроки и прочитывали книги сотни раз, заучивали их целиком.
 
Имам Абу Исхак аш-Ширази, да помилует его Аллах, говорил: «Я повторял каждый урок тысячу раз. Когда заканчивал повторение, то брал новый урок, и его повторял тысячу раз. Когда на какой-то вопрос примером был стихотворный бейт, я заучивал наизусть всю касыду»[1]. В других книгах, правда, передается, что имам повторял каждый урок сто раз, и это более вероятно.
 
Имам Ибн аль-Джаузи пишет[2], что ханафитскому имаму Бакра аз-Заранджари (ум. в. 512 г. по хиджре), ученику имама ас-Сарахси, да помилует их всех Аллах, задали какой-то вопрос и он сказал: «Я повторял эту тему однажды ночью на башне крепости Бухары четыреста раз».
 
Имам ибн аль-Джаузи отмечает, что поэтому его приводили в пример как выдающегося знатока ханафитского мазхаба. И когда у него просили урок, он мог дать его с ходу, по памяти, по любой теме, без предварительного повторения и подготовки.
 
Кади 'Ияд пишет в «Тартиб аль-мадарик»[3] про имама маликитов своего времени Абу Бакра аль-Абхари (ум. в. 375 г. по хиджре), что он читал «Мухтасар» Ибн Адбуль-Хакама пятьсот раз, «аль-Асадийю» семьдесят пять раз, а «Муватту» имама Малика сорок пять раз. Подобные же истории рассказываются и про других ученых: кто-то читал, например, «Сахих аль-Бухари» семьсот раз, кто-то тысячу. Имам ан-Навави признавался, что читал «аль-Васит» имама аль-Газали четыреста раз[4].
 
Но будем реалистами: едва ли кто-то из нас сейчас способен на такое. Такие истории служат скорее мотиваторами для нас, нежели руководством к действию. Нам скорее принесет пользу практический совет имама аз-Зарнуджи, да помилует его Аллах. Его методика такова: вчерашний урок повторить пять раз, позавчерашний — четыре раза, тот, что был до него — три, предыдущий — два, и предыдущий — один. Таким образом ты не просто повторишь пройденное, но и свяжешь его в своем сознании с теми уроками, что были до него. Этот метод подходит и для повторения выученного наизусть. Также имам советует повторять, когда есть силы и энергия, а не тогда, когда устал или хочется спать. И читать вслух, но не слишком громко.
 
О том же пишет и имам аль-'Аскари, да помилует его Аллах, в «аль-Хас 'аля толяб аль-'ильм»[5]: «Следует читать урок так, чтобы слышал сам себя, ведь то, что слышет ухо, отпечатывается в памяти». Шейх Аввама, да сохранит его Аллах, также присоединятся к этому наставлению: всегда читать вслух, будь то Коран или другие книги.
 
Тем же, кто хочет овладеть красноречием и научиться красиво и грамотно говорить по-арабски, шейх советует читать, помимо Корана и хадисов, «Хаят ас-сахаба» шейха Мухаммада Юсуфа аль-Кандехляви и две книги шейха Али ат-Тантави, да помилует их обоих Аллах: «Риджаль мин ат-тарих» и «Кысас мин ат-тарих». Мои учителя так же советовали эти книги.
 
Тем, кто хочет усовершенствовать свой арабский, расширить словарный запас и овладеть грамотной литературной речью, но пока не может свободно читать эти книги, можно посоветовать такую последовательность книг для самостоятельного чтения:
 
- «Кысас ан-набийин» шейха Абу аль-Хасана ан-Надви, да помилует его Аллах.


- Его же «Сира аль-хатам ан-набийин».


- «Суар мин хаят ас-сахаба» и «Суар мин хаят ат-таби'ин» шейха Абдуррахмана Раъфата аль-Баша, да помилует его Аллах.
 
В заключении темы приведем наставление, которое шейх Аввама, да сохранит его Аллах, делает студентам: читать тему, которая идет следующей, до урока по ней, причем из книги более высокого уровня сложности. Это поможет лучше понять тему, усвоить урок и расширит кругозор толиба.
 

Шейх проиллюстрировал это наставление следующей историей: однажды шейх Мухаммад ас-Салкыни, преподававший в мадрасе аль-Хусравийя в Алеппо, ненадолго уехал по какому-то делу и его заменял во время отсутствия шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда, да помилует Аллах их обоих. Он поразил студентов своими знаниями. Когда шейх ас-Салкыни вернулся, студенты спросили его: «Устаз, а правда, что шейх Абдуль-Фаттах ваш ученик?». Устаз скромно ответил: «Да, однако сейчас я его ученик. Я преподавал ему книгу «аль-Аджуррумийя»[6] по науке нахв, а он читал к каждому уроку эту тему в «Мугни аль-лябиб»[7]. Именно это, заключает шейх Аввама, и сделало шейха Абуль-Фаттаха Абу Гудду непревзойденным специалистом («доводом») в науках об арабском языке, при том что он является «доводом» и в шариатских науках.

 

[1] Передается в «Табакат аш-шафи'ийя аль-кубра» имама ас-Субки (т. 4, с. 218, идание Исы аль-Баби аль-Халяби, Каир) и в «Сияр а'лям ан-нубаля» имама аз-Захаби (т. 8, с. 458, Муасаса ар-рисаля).

 

[2] В «аль-Мунтазам» (т. 14, с. 165, ДКИ).

 

[3] Т. 3, с. 220 (Дар ас-сакафа ад-динийя).

 

[4] Подробнее об этом в «Ма'алим» шейха Аввамы, с. 258 — 259.

 

[5] С. 72. (аль-Мактаб аль-ислями)

 

[6] Короткая книга начального уровня.

 

[7] Книга шейха Ибн Хишама аль-Ансари, да помилует его Аллах, высокого уровня сложности по науке нахв.

АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков