Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 22. Исламское право (фикх), часть 1
Наставление 22. Исламское право (фикх), часть 1
Слово «фикх» в арабском языке означает «понимание», но не любое понимание, а только глубокое, связан...
11 865
2 сентября, 15

Наставление 22. Исламское право (фикх), часть 1

11 865
2 сентября, 15

Исламское право (фикх). Часть 1

 
Слово «фикх» в арабском языке означает «понимание», но не любое понимание, а только глубокое, связанное с тонкостями и сложностями предмета изучения. Например, знание о том, что небо находится над землей нельзя назвать «фикхом». Также и знание об обязательности пятикратного намаза или запретности прелюбодения не будут являться в этом смысле «фикхом», поскольку известны всем мусульманам, и никто из них эти положения религии не оспаривает. А вот каково положение намаза витр: он обязателен или желателен? Выплачивается ли закят с лошадей или меда? Можно ли заключать брак без согласия опекуна? Подобные вопросы будут «фикхом», поскольку для ответа на них ученым пришлось изучить различные противоречивые доводы, проанализировать их и прийти к определенным выводам.
 
Но чье понимание Корана и Сунны будет фикхом? Наше с вами? Ученых-современников? Нет, мы должны следовать за пониманием ученых-муджтахидов. Иджтихад — это определенный и очень высокий уровень знаний, можно даже сказать, что это степень духовного и интеллектуального совершенства ученого, которая дает ему право выносить решения напрямую из Корана и хадисов. Не так много ученых даже в первые века Ислама — время его расцвета — имели подобный уровень. Что уж говорить о наших современниках.
 
В наше время существуют четыре правовых школы — мазхаба — признанные в нашей умме: это мазхабы Абу Ханифы, аш-Шафии, Малика и Ахмада. И тот, кто — как мы — не достигли степени иджтихада, обязаны выбрать один из этих четырех мазхабов и следовать за ним. Все они истинные, суннитские, можно придерживаться любого из них и быть на верном пути. Эти вопросы разбираются в специальных книгах и статьях, часть из которых доступна на русском языке.
 
Как же выбрать мазхаб и того ученого, за которым следовать? Проще всего выбрать тот мазхаб, который распространен в местности, где вы проживаете. Так вы будете с общиной, с большинством мусульман и не выделитесь из их числа, рискуя вызвать непонимание окружающих. Если же в вашей местности практикуется несколько мазхабов (или не практикуется ни один, как, к сожалению, бывает в некоторых уголках бывшего СССР), то можно выбрать тот, который доступнее для изучения: больше ученых, книг, уроков и т. д. Неважно из какого принципа в выборе мазхаба вы исходите, важно, чтобы этот выбор был сделан ради Аллаха, а не с намерением выделиться, внести раскол в ряды мусульман и тому подобное. Вряд ли будет уместно придерживаться ханбалитского или маликитского мазхаба, скажем, в Казахстане.
 
Но вернемся к фикху как науке. Ученые дают такое ее определение: «наука о практикуемых шариатских решениях, полученных из конкретных доказательств».
 
«Практикуемых» означает, что наука фикх не изучает те шариатские решения, которые связаны с убеждениями. Ими занимается наука акыда. Область фикха — это практика: поклонение, совершаемое телом и имуществом, имущественные отношения, брак, судейство и так далее, о чем подробнее скажем дальше.
 
«Шариатские решения» — по-арабски «хукмы» —  это прежде всего следующие пять:

1. обязательное (фард и ваджиб)
 
2. желательное (сунна, мандуб, мустахабб)
 
3. допустимое (мубах)
 
4. нежелательное (макрух)
 
5. запретное (харам).
 
Сами они — их виды, определения и следствия — изучает наука усуль аль-фикх, о котрой мы говорили раньше. Фикх же — это решение имама муджтахида о том, что данное действие или явление описано одним из хукмов. Например, что омовение для прикосновения к Корану обязательно, чтение суры «аль-Фатиха» в третьем ракаате намаза желательно, а продавать мертвечину запрещено. Поэтому в определении сказано, что эти хукмы получены из конкретных доказательств, то есть у каждого решения муджтахида есть свое доказательство, взятое из источников Шариата (Корана, Сунны, единогласного мнения ученых (иджма) или по аналогии с другим решением (кыяс)).
 
Изучение фикха относится к обязательному знанию (фард `айн), ведь Всевышний Аллах возложил на нас определенные обязательства и установил запреты. И нет иного пути узнать об этом, кроме изучения фикха. Любой, кто имел возможность изучить вопрос, но не не изучил, а потому нарушал Шариат, будет нести ответственность за это в Вечной жизни.
 
К обязательному знанию относится изучение тех разделов фикха, которые сам человек практикует. А изучать те разделы, которые не практикуются (например, шариатские наказания или вопросы, связанные с рабами) — коллективная обязанность (фард кифая).
 
Так, все должны знать, какие убеждения, слова и поступки выводят из Ислама, чтобы избегать их и защитить свою веру. А также — не дай Аллах — если человек выйдет из Ислама, ему нужно знать, как снова стать мусульманином и остальные последствия вероотступничества.
 
Каждый совершеннолетний и не сумасшедший мусульманин обязан совершать намаз. Следовательно необходимо изучить все вопросы, относящиеся к намазу: очищение, способ совершения намаза, то, что его нарушает, то, что не нарушает и т. д. Если мусульманин обязан выплачивать закят — он обязан изучить вопросы закята, если обязан совершить хадж — то тему хаджа. Все мы едим и пьем, значит должны знать что дозволено, а что запретно из еды и напитков. То же относится и к остальным сферам человеческой деятельности, ведь Шариат полностью охватывает их все. Покупающий и продающий должен знать правила торговли, желающий жениться — фикх бракосочетания и развода. Таким образом, вставший на путь получения знаний сразу за получением необходимого минимума знаний по акыде, должен перейти к изучению того, что для него обязательно знать из фикха.
АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков