Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Наставление 7. Об искренности в получении знаний
Наставление 7. Об искренности в получении знаний
Имам аль-Хатыб аль-Багдади в своей книге пишет очень важные слова: «Я завещаю тебе, о получающий зна...
6 315
20 марта, 15

Наставление 7. Об искренности в получении знаний

6 315
20 марта, 15

Об искренности в получении знаний

 

Имам аль-Хатыб аль-Багдади, да помилует его Аллах, в своей книге «Иктида аль-ʼильм аль-ʼамаль» пишет очень важные слова:
 

«Я завещаю тебе, о получающий знания, иметь искреннее намерение в своей учебе и принуждать себя следовать своим знаниям! Поистине, знание – это дерево, а его плод – поступки. И не считается знающим тот, кто не следует своим знаниям», – то есть не практикует их.
 
Ученые в области тасаввуфа много писали об ихлясе (искренности). Среди них – имам аль-Газали в «Ихья ʼулюм ад-дин» и имам аль-Кушайри в своей знаменитой «Рисале». Также существует множество определений ихляса. Абу Яʼкуб ас-Суси определил его так: «Ихляс – это отсутствие ихляса». Смысл фразы в том, что подлинная искренность – это ни на миг не чувствовать себя искренним. Ведь обнаружить в себе искренность – это уже рия (показное благочестие) и путь к самодовольству.
 
Имам аль-Газали в «Ихья» упоминает хадис (который приводят Муслим, ат-Тирмизи и другие имамы), в котором Суфьян ибн Абдуллах ас-Сакафи, да будет Аллах им доволен, спрашивает у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Поведай мне о деле, которое меня защитит». Он ответил: «Скажи: «Аллах – мой Господь», – затем будь стойким». Имам аль-Газали так комментирует этот хадис: «Не поклоняйся своим страстям, а поклоняйся только своему Господу. И будь стойким, постоянным в поклонении Ему, как тебе велено. Это указание на необходимость перестать обращать внимание на что-либо, кроме Аллаха. И это и есть подлинная искренность (ихляс)».
 
Великий мухаддис имам Ибн ас-Салях, да помилует его Аллах, пишет в своей «Мукаддиме»:
 
«Первая обязанность изучающего хадис – приобрести искренность и остерегаться того, чтобы сделать изучение хадисов средством приобретения временных мирских благ».
 
Эти слова не означают, что искренность в намерении нужна только изучающему хадис, а изучающему, например, тафсир – не нужна. Смысл этих слов в том, что получение любого шариатского знания не ради Аллаха – это ложный путь, и Аллах не поможет такому человеку, а наоборот – унизит его и лишит его знания блага. Такого человека ждет большое разочарование в итоге.
 
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал об опасности получения знаний ради любых мирских целей. Имамы Ибн Маджа и Ибн Хиббан приводят хадис:
 

«Не приобретайте знания, чтобы гордиться ими перед учеными, спорить с глупцами и главенствовать на собраниях. Ад! Ад! — ожидает того, кто будет так поступать».

 

О милости Аллаха для начинающих приобретать знания без правильного намерения

 
Но что делать тем, кто только-только приступил к приобретению исламских знаний, не имея понятия о правильном намерении? Шейх Аввама, да сохранит его Аллах, пишет, что такому человеку, если у него не было изначально неправильного намерения, Аллах по Своей безграничной милости исправит намерение.
 
Имам Ибн Абдуль-Барр передает от Хабиба ибн Абу Сабита (ум. в 119-м г. по хиджре) — одного из величайших табиʼинов (ученых второго поколения) — следующие слова: «Мы учились, и не было у нас намерения. Затем оно пришло».
 
От другого ученого эпохи саляфов (ранних ученых) — Маʼмара ибн Рашида аль-Басри (ум. 154 г. по хиджре) — имам передает ставшие знаменитыми слова: «Мы получали знание не ради Аллаха, а оно отказалось быть ради чего-либо, кроме Аллаха». Иными словами, начав получать знания не ради Аллаха, они в итоге исправили намерение и стали приобретать его искренне ради Всевышнего.
 
Имам Ибн Джамаʼа пишет в «Тазкира ас-самиʼ валь-мутакаллим»: «Не прекращайте обучать ученика из-за отсутствия у него искреннего намерения, поскольку хорошее намерение может прийти к нему из-за благодати знания. И если поставить искреннее намерение условием для обучения начинающих, то, из-за сложности этого для многих из них, это приведет к тому, что мы оставим большинство людей без знаний».
 
Дело в том, что многих молодых людей отправляют учиться их родители, не объяснив им важности правильного намерения и искренности. Поэтому имам Ибн Джамаʼа пишет далее:
 
«Учителю следует подводить начинающего ученика к правильному намерению постепенно, словом и делом показывая ему, что только благодатью искреннего намерения можно достичь высоких степеней в знании и его практике».
 

Об искренности в практике полученных знаний

 
Практика знания без искренности подобна телу без души: одно без другого совершенно бесполезно. Все мы знаем хадис, что «дела оцениваются по намерениям». И самое малое дело, выполненное искренне ради Аллаха, ценнее и тяжелее на весах деяний, чем что-то глобальное, но совершенное с неправильными, мирскими целями. История Ислама показывает, что саляфы и благочестивые ученые добивались потрясающих высот во всем, что делали, благодаря тому, что совершали это только ради Аллаха. И наоборот — мы видим, как зачастую огромные средства, вложенные в некий проект якобы для распространения Ислама, колоссальные затраченные людские ресурсы не приводят ни к чему хорошему, поскольку у организаторов и исполнителей проекта были цели, далекие от искренности и поиска довольства Всевышнего Аллаха.
АВТОР ЦИКЛА
Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков