Наставление 11. Мотивация и «химмат»
В предыдущей статье цикла, говоря о системе исламского тайм-менеджмента, мы упомянули о мотивации как о том факторе, который наконец даст нам толчок перейти от разговоров о ценности знания к конкретным действиям для его приобретения. Без мотивации мы так и будем говорить: «Вот закончу школу (институт, выйду в отпуск) – так сразу начну изучать Ислам». Не обманывайте себя! Это ничем не отличается от установки: «Вот выйду на пенсию – начну читать намаз/держать пост/покрываться». Аллах не обещал нам, что мы доживем до конца школы или выхода на пенсию, однако за невыполненные обязанности, к числу которых относится и получение необходимых религиозных знаний, мы совершенно точно будем спрошены в Судный день. Поэтому давайте находить эту самую мотивацию и переходить (те, кто еще не перешел) от слов к делу.
Также мы упомянули, что мотивацией для приобретения знаний может стать искреннее и глубокое осознание ценности знания и высокой степени знающих перед Всевышним Господом. Это может быть осознание ценности времени и его невозвратимости, понимание, что его надо заполнить самыми лучшими делами, которые принесут нам пользу в вечной жизни. В первых десяти статьях мы говорили об этом, пусть Всевышний сделает их полезными для нас и для читателей!
«Мотивацией» называют направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения. Также мотивацией называют и результат этого процесса – состояние побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное. Мусульманин при желании может почитать (в интернете, а лучше в какой-либо научно-популярной книге по психологии) о мотивации, ее видах, управлении ею и так далее.
Далее мы попробуем – подобно тому как мы поступили с тайм-менеджментом – обнаружить, как решен этот вопрос в Исламе, что по этому поводу писали наши ученые.
В арабском языке есть слово «الهمة» («химма» или «химмат»). Словарь Баранова определяет его значение так: «энергия, пыл, усердие, старание, деятельность». Мне кажется, что это определение приближает «химмат» к тому, что мы назвали мотивацией. Также в каком-то смысле это понятие связано с установлением приоритетов в делах (о чем мы также упоминали в предыдущей статье цикла), поскольку из множества определений «химма» шейх Аввама, да сохранит его Аллах, в «Ма’алим иршадия» выбрал принадлежащее шейху Мухаммаду аль-Хадыру Хусейну, да помилует его Аллах:
«Химмат – это видеть незначительным все, кроме самых важных вещей».
Можно сказать, что химмат – это пыл, усердие, стремление немедленно приступить к совершению того, что нам кажется важным. А поскольку приобретение знаний – одно из самых важных дел, то мы должны этот пыл, это усердие применять к нему.
Всевышний Аллах не раз в Благородном Коране упоминает о важности стремления к совершению благого:
فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ
Смысл: «Старайтесь обогнать друг друга в добрых делах» (сура «Аль-Бакара», аят 148).
لِمِثْلِ هَـٰذَا فَلْيَعْمَلِ الْعَامِلُونَ
Смысл (из тафсира «Аль-Мунтахаб»): «Ради подобного блага в Раю в дальней жизни, дарованного тем, кто уверовал в Аллаха, пусть усердствуют в ближайшей жизни все, кто старается возыметь подобное награждение в будущей жизни» (сура «Ас-Саффат», аят 61).
وَفِي ذَٰلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ
Смысл: «Ради этого пусть соперничают друг с другом люди» (сура «Аль-Мутаффифин», аят 26).
Это все относится напрямую к требованию знаний, ведь знание – это самое лучшее после веры во Всевышнего Аллаха, к чему можно стремиться. И в этом деле химмат определенно необходим, поскольку, как все ценное в земном мире, знание не приобретается без труда. Как сказал в стихах один из величайших ученых в области грамматики арабского языка (нахв) имам Ибн Хишам аль-Ансари (ум. в 671-м г. по хиджре), да помилует его Аллах:
Кто проявит терпение в получении знаний – победит и получит их,
Кто посватается к хорошей девушке, готов отдать за нее большой махр,
А тот, кто хоть слегка не унизит свой нафс для приобретения ценного,
Будет долгие годы жить в унижении.
Комментарии: 0
Правила форума