Нельзя читать Коран за деньги!
Нельзя читать Коран за деньги!
Один из вопросов, в ответе на который исламские муджтахиды разошлись, заключается в том, дозволено или нет нанимать человека за деньги дл...
20 930
5
22 ноября, 17

Нельзя читать Коран за деньги!

20 930
5
22 ноября, 17
АВТОР ЦИКЛА
Нельзя читать Коран за деньги!
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Один из вопросов, в ответе на который исламские муджтахиды разошлись, заключается в том, дозволено или нет нанимать человека за деньги для того, чтобы он выполнял поклонение: например, нанимать за деньги имама мечети, муаззина или преподавателя медресе. Сюда также относится вопрос, можно ли нанимать кого-то для чтения Корана или оплачивать кому-то чтение Корана. На арабском это называется «الاستئجار على الطاعات»
 
Изначальная позиция муджтахидов ханафитского мазхаба, таких как имам Абу Ханифа, имам Абу Юсуф и имам Мухаммад (да будет доволен ими Аллах), заключается в том, что это запрещено.
 
И это мнение таких ученых из числа саляфов, как Ата', ад-Даххак, аль-Хасан, Ибн Сирин, ан-Нахаи и аш-Шааби[1].
 
Имам Мухаммад («Аль-Асль», 4/15):
 
وكذلك إجارة المصاحف يستأجرها الرجل يقرأ  فيها فإنه فاسد لا يجوز. وإن سمى لذلك يوما معلوما أو شهرا معلوما فإنه لا يجوز، ولا أجر له إن قرأ
 
«Нельзя брать в аренду за деньги мусхаф [Корана] и нанимать [за плату] человека, чтобы он читал [этот мусхаф], и иджара будет запретной (фасид). И даже если он установит для этого определенный день или месяц, то это тоже нельзя, и если он все же прочитает [с такими условиями], то ему не будет награды.
 
وقال أبو حنيفة: لا يجوز أن يستأجر الرجل رجلا ليعلم له ولده القرآن أو يستأجر الرجل الرجل يؤمهم في رمضان. وكذلك لا تجوز الإجارة على الأذان ولا على تعليم القرآن ولا على الصلاة
 
Абу Ханифа сказал: «Нельзя нанимать человека [за плату], чтобы он обучал детей Корану, или нанимать [за плату] кого-то, чтобы он был имамом в Рамадан. И нельзя нанимать [за плату] кого-то для совершения азана, обучения Корана или совершения намаза»».
 
Как видно из этих недвусмысленных слов имама Абу Ханифы, Абу Юсуф и Мухаммад запрещали нанимать за плату человека для совершения поклонения[2].
 
Это мнение и последующих ранних муджтахидов ханафитского мазхаба, таких как имам ат-Тахави (умер в 321-м году по хиджре).
 
Он сказал в «Мухтасар ихтиляф уляма» (4/99):
 
قال أصحابنا لا تجوز الإجارة على تعليم القرآن والأذان والصلاة ولا على تعليم الفرائض والفقه
 
«Наши ученые сказали: «Нельзя брать плату за обучение Корану, азан, намаз и обучение фардам и фикху»».
 
Имам аль-Кудури (умер в 428-м году по хиджре) в своем известном «Мухтасаре»[3] пишет:
 
   ، ولا يجوز الاستئجار على الأذان والإقامة والحج وتعليم القرآن
 
«Нельзя нанимать за плату человека для совершения азана, икамата, хаджа и обучения Корану».
 
А еще имам аль-Кудури в другой своей книге «Ат-Таджрид»[4] передает это мнение как единую позицию мазхаба:
 
- قال أصحابنا: لا يجوز الاستئجار على تعليم القرآن ولا تعليم شيء من الأشياء ولا على الإمامة.
 
«Наши учёные (то есть ханафиты) сказали: «Нельзя нанимать человека за плату ни для обучения Корану, ни для обучения чему-либо, и нельзя для работы имамом»».
 
То же написано и в «Ан-Нутаф филь-фатава» имама ас-Сугди (умер в 461-м году по хиджре)[5]:
 
الاجارة على الطاعات لاتجوز مثل تعليم القرآن والسنة والصوم والصلاة والزكاة والحج والعمرة وغيرها فى قول ابي حنيفة واصحابه
 
«Нельзя нанимать за плату кого-либо для совершения поклонения, такого как обучение Корану, Сунне, посту, намазу, закяту, хаджу, умре и другим видам поклонения, по мнению Абу Ханифы и его последователей».
 
И эта изначальная позиция объясняется тем, что перечисленные действия – это поклонение, которое совершается ради Аллаха, а если оно совершается ради денег, то лишается награды[6].
 
Это мнение объясняется и тем, что любое индивидуальное поклонение, которое совершает мусульманин, не может восприниматься как услуга, за которую можно было бы платить деньги[7].
 
Но уже имам ас-Сарахси (умер в 483-м году) в «Аль-Мабсут» (16/37) говорит:
 
فأما في زماننا فقد انعدم المعنيان جميعا فنقول يجوز الاستئجار لئلا يتعطل هذا الباب
 
«Но в наше время обоих названных значений нет, и поэтому мы говорим, что дозволено брать деньги за это, чтобы сами действия не исчезли».
 
Иными словами, позиция мазхаба изменилась ко времени имама ас-Сарахси, потому что государство не оказывало должную поддержку ученым, и без оплаты работы имамом, муаззином или учителем Корана и других шариатских наук, мечети могли бы остаться без имамов, муаззинов и муаллимов, и поэтому муджтахиды мазхаба, к которым относится имам ас-Сарахси, поменяли позицию в этом вопросе.
 
Но даже после имама ас-Сарахси были ученые мазхаба, которые все равно писали о запрете брать за эти действия плату. Так, Сираджуддин аль-Уши (умер в 569-м году по хиджре) в «Аль-Фатава ас-Сираджия пишет:
 
الاستئجار على الطاعات كالإمامة و الأذان و تعليم الفقه لا يجوز
 
«Брать деньги за поклонение, такое как быть имамом, читать азан или обучать фикху, нельзя».
 
О запрете говорит и Аляуддин аль-Касани (умер в 587-м году по хиджре) в «Аль-Бадаи»[8].
 
Но мнение имама ас-Сарахси получило поддержку среди последующих муджтахидов мазхаба. Имам Фахруддин аль-Фаргани, известный как Кодихан (умер в 592-м году по хиджре), который передает объяснение имама ас-Сарахси, соглашается с ним[9].
 
И эта позиция была зафиксирована как сильное мнение мазхаба имамом Бурхануддином аль-Маргинани в «Аль-Хидая»[10], и он говорит, что фетва выносится по этому мнению, что является наивысшей формой тарджиха[11].
 
И в последующих основных матнах мазхаба, таких как «Аль-Мухтар» Абдуллаха аль-Мавсали (умер в 683-м году по хиджре), «Канз ад-дакаик»[12] Абуль-Бараката ан-Насафи (умер в 710-м году по хиджре), «Шарх аль-Викая» Садра аш-Шариа аль-Махбуби[13], это указывается как сильное мнение, по которому выносится фетва.
 
После того как мы узнали, что позиция мазхаба брать деньги за совершение поклонения изменилась с запрета на дозволенность, нужно понять, что изменилось: стало дозволено брать деньги за любое поклонение или мнение изменилось по необходимости и стало дозволено брать плату лишь за некоторые виды поклонения.
 
Для этого нужно внимательно посмотреть на тексты основных матнов мазхаба, начиная с «Аль-Хидая».
 
Имам аль-Маргинани пишет в «Аль-Хидая»:
 
وبعض مشايخنا استحسنوا الاستئجار على تعليم القرآن اليوم؛ لأنه ظهر التواني في الأمور الدينية. ففي الامتناع تضييع حفظ القرآن وعليه الفتوى
 
«Некоторые наши шейхи сочли возможным (истахсану) брать оплату за обучение Корану сегодня, потому что появилось пренебрежение к религии и запрет повлечёт прекращение заучивания Корана. И фетва выносится по этому мнению».
 
Имам аль-Маргинани исключил из общего запрета лишь плату за обучение Корану.
 
Имам аль-Мавсали пишет в «Аль-Мухтар»:
 
لا يجوز الإجارة على الطاعات كالحج و الأذان و الإمامة و تعليم القرآن و الفقه
 بعض أصحابنا المتأخرين قال: يجوز على التعليم و الإمامة في زماننا و عليه الفتوى
 
«Нельзя нанимать за деньги человека для совершения поклонения, такого как хадж, азан, работу имамом, обучение Корану или фикху. Некоторые наши поздние ученые сказали: «В наше время можно для передачи знания и имамата, и по этому мнению дается фетва».
 
Таким образом, имам аль-Мавсали из общего запрета исключил лишь оплату за обучение и оплату за то, что человек является имамом в мечети.
 
Имам Абуль-Баракат ан-Насафи пишет в «Аль-Канз»:
 
[لا أجرة] الأذان و الحج و الإمامة و تعليم القرآن و الفقه
و الفتوى الْيَوْمَ على جواز الاستئجار لتعليم القرآن
 
«Нельзя брать оплату за совершение азана, хаджа, за работу имамом, обучение Корану и фикху. Но в наше время выносится фетва о дозволенности брать плату за обучение Корану».
 
Мы видим, что имам ан-Насафи исключил из общего запрета лишь плату за обучение Корана.
 
Садр аш-Шариа пишет в «Шарх аль-Викая»:
 
لا يجوز الاجارة على الطاعات و المعاصي لكن لما وقع الفتور في الأمور الدينية يُفتى بصحتها لتعليم القرآن و الفقه تحرّزا عن الاندراس
 
«Нельзя нанимать за плату кого-либо для совершения поклонения или грехов, но из-за упадка религиозных дел фетва дается о дозволенности этого для обучения Корану и фикху, чтобы [это знание] не исчезло».
 
Итак, мы видим, что имамы мазхаба не изменили изначальную позицию мазхаба на дозволенность брать деньги за совершение поклонения: они лишь из-за нужд времени исключили из запрета некоторые его виды – дозволено брать деньги за обучение Корану и шариатским наукам, а также брать деньги за работу как имамом, так и муаззином, как передаётся в «Аль-Мухите» аль-Бурхани[14]:
 
يفتى بجواز الاستئجار على تعليم الفقه في زماننا والاستئجار على الإمامة والأذان
 
«В наше время дается фетва о дозволенности брать деньги за обучение фикху, а также за работу имамом и муаззином».
 
Но сам запрет брать деньги за поклонение в мазхабе остался в силе, на что указывает Ибн Абидин[15]:
 
وقد اتفقت كلمتهم جميعا على التصريح بأصل المذهب من عدم الجواز، ثم استثنوا بعده ما علمته، فهذا دليل قاطع وبرهان ساطع على أن المفتى به ليس هو جواز الاستئجار على كل طاعة بل على ما ذكروه فقط مما فيه ضرورة ظاهرة تبيح الخروج عن أصل المذهب
 
«Все они (ханафитские факихи) едины в том, что основа мазхаба – это недозволенность брать [плату за поклонение], а затем они исключили то, что ты уже знаешь. И это ясный довод в пользу того, что фетва дается не о дозволенности брать плату за совершение любого поклонения, но лишь о дозволенности брать плату за то, что они перечислили из-за наличия крайней нужды (дарура), которая позволила отойти от основной позиции мазхаба».
 
Далее Ибн Абидин опровергает мнение из книги «Аль-Джавхара ан-наййира»[16], в которой дозволяется брать плату за любое поклонение, указывая, что автор этого комментария к матну Кудури неправильно понял слова имамов мазхаба. И это мнение передается в «Фатава аль-Хиндия» (4/449) со ссылкой на «Ас-Сирадж аль-ваххадж», кратким изложением которой является книга «Аль-Джаухара аль-наййира».
 
Соответственно, совершение других видов поклонения, кроме вышеупомянутых исключений, (например, чтение Корана за деньги) согласно ханафитскому мазхабу, не будет дозволено.
 
Тадж аш-Шариа пишет в своем шархе к «Аль-Хидая»:
 
قال تاج الشريعة في شرح الهداية: إن القرآن بالأجرة لا يستحق الثواب لا للميت ولا للقارئ
 
«Коран, прочитанный за плату, не приносит награды ни умершему, ни чтецу»[17].
 
Что касается распространённой практики, когда люди приходят в мечеть и бросают деньги в ящик мечети, а затем имам читает Коран и отдает вознаграждение умершему, то деньги будут считаться милостыней (садака) за умершего, а не оплатой чтения Корана за умершего. Если же деньги отдаются прямо тому, кто прочитал Коран за умершего, то это не дозволено. Если дающие деньги настаивают, что это садака, а не оплата чтения Корана, то, если бы они дали ему садака и без чтения Корана, эти деньги будут дозволены. В противном случае они будут считаться платой за чтение Корана.
 
Что же касается традиции приглашать имама домой, чтобы он читал Коран и дуа за умерших родственников, то, если такой имам будет получать деньги от людей вне зависимости от того, будет он читать Коран в таком маджлисе или нет, это можно считать платой за его время или платой за урок. Если же без чтения Корана ему откажутся давать что-то, то это будет означать, что его приглашали почитать Коран за деньги, а это, согласно ханафитскому мазхабу, не дозволено.
 
Что касается оплаты чтения рукъи над человеком, который страдает от джиннов или сглаза, то это разрешено, потому что считается не отдельным полноценным поклонением, а видом лечения.
 
Ибн Абидин сказал:
 
جوزوا الرقية بالأجرة ولو بالقرآن كما ذكره الطحاوي؛ لأنها ليست عبادة محضة بل من التداوي.
 
«Ученые дозволили совершать рукию за плату, даже при помощи Корана, как передает Тахави, потому что это не полностью поклонение, но лечение»[18].
 
Упомянутые Ибн Абидином слова имама ат-Тахави можно найти в «Мухтасар ихтиляф аль-уляма»:
 
قال أبو جعفر إنما ذكر في ذلك أخذا لجعل على الرقية والرقية ليست بواجبة والأذان والصلاة واجبة وكذلك تعليم القرآن
 
«Абу Джафар [ат-Тахави] сказал: «Вышесказанное относится к оплате рукии, а рукия не обязательна. Азан же и намаз обязательны, как и обучение Корану»».
 
Кто хочет изучить эту тему более детально, тот может обратиться к полному исследованию этого вопроса, которое провел Алляма Ибн Абидин, чей текст – в примечании[19].
 

Итог

 
Согласно ханафитскому мазхабу, можно получать плату за работу имамом в мечети, муаззином в мечети, преподавателем, который обучает Корану, фикху и другим шариатским наукам.
 
Нельзя брать деньги за чтение Корана и передачу награды умершему, потому что тот, кто делает это за деньги, сам не получит награды за такое действие и, соответственно, не будет награды для передачи умершему.
 
Нельзя писать в завещании, чтобы прочитали хатм Корана за определенную сумму. Нельзя давать деньги студентам медресе или кому-то еще, чтобы прочитали хатм Корана за умершего.
 
Но это не означает, что читать Коран и передавать награду покойному запрещено. Это дозволено. Если люди беспокоятся, что бесплатно за умершего никто не будет читать Коран, можно самостоятельно прочитать суру «Аль-Фатиха» и три раза суру «Аль-Ихляс» и отдать вознаграждение умершему.
 
И награду за любое благое дело, которое человек совершает, (например, если он подает милостыню) тоже можно передать умершему и попросить у Аллаха прощения грехов для своего покойного родственника. Необязательно, чтобы это делал именно имам мечети.
 
Важно понимать, что в Исламе нет касты священнослужителей, которые выступают посредниками между человеком и Всевышним и без которых нельзя обратиться к Аллаху. Всевышний Аллах – Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий и отвечает на мольбы Своих рабов.
 
Что касается совершения хаджа за плату, то, если речь идет об оплате расходов, это будет дозволено. Например, человек купил кому-то путевку, чтобы тот совершил хадж за его умершего или больного родственника, – такое разрешается. Однако если некто живет в Мекке и совершение им хаджа не влечет никаких расходов, то платить ему какую-то сумму за то, что он совершит хадж, уже будет недозволенным. Дозволено и давать деньги человеку для совершения хаджа на карманные расходы: покупку еды и так далее, – если это не включено в путевку. Если человек – инструктор в хадже и берет за это плату, это опять же дозволено, так как считается обучением.
 

Мнение остальных мазхабов[20]

 

Мнение шафиитского мазхаба

 
Что касается шафитского мазхаба, поклонение, в котором намерение является условием его действительности, такое как намаз[21], не может быть услугой, за которую можно брать плату, однако за поклонение, которое может быть действительным и без намерения, такое как азан или обучение Корану и его чтение, плату брать можно[22].
 

Мнение маликитского мазхаба

 
Согласно маликитскому мазхабу, человек может брать деньги за работу имамом мечети, если деньги ему выплачивает казна или вакф мечети. Если же деньги платят ему сами молящиеся мечети, то ему будет нежелательно брать эти деньги, но сам намаз за ним будет действителен без нежелательности[23]. Дозволено брать деньги и за обучение Корану[24].
 

Мнение ханбалитского мазхаба

 
Согласно ханбалитскому мазхабу, нельзя нанимать мусульманина за деньги для совершения поклонения, такого как намаз, хадж, азан или обучение Корану[25].
 
[1] Аль-Биная, 10/277.
 
[2] Имам Мухаммад в начале книги «Аль-Асль» (1/5) указывает, что если какая-то тема разобрана без разногласий, то это позиция всех трех имамов.
 
[3] С. 157.
 
[4] 7/3696.
 
[5] 2/574.
 
[6] Ат-Таджрид, 7/3697.
 
[7] Аль-Биная, 10/278.
 
[8] 4/191.
 
[9] Фатава Кодихан, 2/226-227.
 
[10] 3/455.
 
[11] Существуют разные формы тарджиха мнений: например, когда говорят, что это мнение достоверное (сахих) или более достоверное (асахх) либо это мнение захир ар-ривая мазхаба. Но самая сильная форма тарджиха – когда говорят, что по этому мнению дается фетва.
 
[12] С. 550.
 
[13] 3/285.
 
[14] 7/480.
 
[15] «Хашия» Ибн Абидина, 9/94.
 
[16] 3/362. Следует указать, что этот шарх к «Мухтасару» аль-Кудури – лучший комментарий в плане разъяснения тема матна, он помогает понимать матн через множество примеров, однако нельзя полагаться на те места этого комментария, в которых указания автора на сильное мнение отличаются от остальных ученых мазхаба.
 
[17] «Хашия» Ибн Абидина, 9/95.
 
[18] Ибн Абидин, 6/57.
 
[19] مطلب في الاستئجار على الطاعات] ١
(قوله ولا لأجل الطاعات) الأصل أن كل طاعة يختص بها المسلم لا يجوز الاستئجار عليها عندنا لقوله - عليه الصلاة والسلام - «اقرءوا القرآن ولا تأكلوا به» وفي آخر ما عهد رسول الله - صلى الله عليه وسلم - إلى عمرو بن العاص «وإن اتخذت مؤذنا فلا تأخذ على الأذان أجرا» ولأن القربة متى حصلت وقعت على العامل ولهذا تتعين أهليته، فلا يجوز له أخذ الأجرة من غيره كما في الصوم والصلاة هداية. مطلب تحرير مهم في عدم جواز الاستئجار على التلاوة والتهليل ونحوه مما لا ضرورة إليه
(قوله ويفتى اليوم بصحتها لتعليم القرآن إلخ) قال في الهداية: وبعض مشايخنا - رحمهم الله تعالى - استحسنوا الاستئجار على تعليم القرآن اليوم لظهور التواني في الأمور الدينية، ففي الامتناع تضييع حفظ القرآن وعليه الفتوى اهـ، وقد اقتصر على استثناء تعليم القرآن أيضا في متن الكنز ومتن مواهب الرحمن وكثير من الكتب، وزاد في مختصر الوقاية ومتن الإصلاح تعليم الفقه، وزاد في متن المجمع الإمامة، ومثله في متن الملتقى ودرر البحار.
وزاد بعضهم الأذان والإقامة والوعظ، وذكر المصنف معظمها، ولكن الذي في أكثر الكتب
الاقتصار على ما في الهداية، فهذا مجموع ما أفتى به المتأخرون من مشايخنا وهم البلخيون على خلاف في بعضه مخالفين ما ذهب إليه الإمام وصاحباه، وقد اتفقت كلمتهم جميعا في الشروح والفتاوى على التعليل بالضرورة وهي خشية ضياع القرآن كما في الهداية، وقد نقلت لك ما في مشاهير متون المذهب الموضوعة للفتوى فلا حاجة إلى نقل ما في الشروح والفتاوى، وقد اتفقت كلمتهم جميعا على التصريح بأصل المذهب من عدم الجواز، ثم استثنوا بعده ما علمته، فهذا دليل قاطع وبرهان ساطع على أن المفتى به ليس هو جواز الاستئجار على كل طاعة بل على ما ذكروه فقط مما فيه ضرورة ظاهرة تبيح الخروج عن أصل المذهب من طرو المنع، فإن مفاهيم الكتب حجة ولو مفهوم لقب على ما صرح به الأصوليون بل هو منطوق، فإن الاستثناء من أدوات العموم كما صرحوا به أيضا.
وأجمعوا على أن الحج عن الغير بطريق النيابة لا الاستئجار، ولهذا لو فضل مع النائب شيء من النفقة يجب عليه رده للأصيل أو ورثته، ولو كان أجرة لما وجب رده، فظهر لك بهذا عدم صحة ما في الجوهرة من قوله واختلفوا في الاستئجار على قراءة القرآن مدة معلومة.
قال بعضهم: لا يجوز: وقال بعضهم: يجوز وهو المختار اهـ والصواب أن يقال على تعليم القرآن، فإن الخلاف فيه كما علمت لا في القراءة المجردة فإنه لا ضرورة فيها، فإن كان ما في الجوهرة سبق قلم فلا كلام، وإن كان عن عمد فهو مخالف لكلامهم قاطبة فلا يقبل.
وقد أطنب في رده صاحب تبيين المحارم مستندا إلى النقول الصريحة، فمن جملة كلامه قال تاج الشريعة في شرح الهداية: إن القرآن بالأجرة لا يستحق الثواب لا للميت ولا للقارئ. وقال العيني في شرح الهداية: ويمنع القارئ للدنيا، والآخذ والمعطي آثمان. فالحاصل أن ما شاع في زماننا من قراءة الأجزاء بالأجرة لا يجوز؛ لأن فيه الأمر بالقراءة وإعطاء الثواب للآمر والقراءة لأجل المال؛ فإذا لم يكن للقارئ ثواب لعدم النية الصحيحة فأين يصل الثواب إلى المستأجر ولولا الأجرة ما قرأ أحد لأحد في هذا الزمان بل جعلوا القرآن العظيم مكسبا ووسيلة إلى جمع الدنيا - إنا لله وإنا إليه راجعون - اهـ.
وقد اغتر بما في الجوهرة صاحب البحر في كتاب الوقف وتبعه الشارح في كتاب الوصايا حيث يشعر كلامها بجواز الاستئجار على كل الطاعات ومنها القراءة.
وقد رده الشيخ خير الدين الرملي في حاشية البحر في كتاب الوقف حيث قال: أقول المفتى به جواز الأخذ استحسانا على تعليم القرآن لا على القراءة المجردة كما صرح به في التتارخانية حيث قال: لا معنى لهذه الوصية ولصلة القارئ بقراءته؛ لأن هذا بمنزلة الأجرة والإجارة في ذلك باطلة وهي بدعة ولم يفعلها أحد من الخلفاء، وقد ذكرنا مسألة تعليم القرآن على استحسان اهـ يعني الضرورة ولا ضرورة في الاستئجار على القراءة على القبر.
وفي الزيلعي وكثير من الكتب: لو لم يفتح لهم باب التعليم بالأجر لذهب القرآن فأفتوا بجوازه ورأوه حسنا فتنبه اهـ كلام الرملي.
وما في التتارخانية فيه رد على من قال: لو أوصى لقارئ يقرأ على قبره بكذا ينبغي أن يجوز على وجه الصلة دون الأجر، وممن صرح ببطلان هذه الوصية صاحب الولوالجية والمحيط والبزازية، وفيه رد أيضا على صاحب
 
البحر حيث علل البطلان بأنه مبني على القول بكراهة القرآن على القبر وليس كذلك، بل لما فيه من شبه الاستئجار على القراءة كما علمت، وصرح به في الاختيار وغيره، ولذا قال في الولوالجية ما نصه: ولو زار قبر صديق أو قريب له وقرأ عنده شيئا من القرآن فهو حسن، أما الوصية بذلك فلا معنى لها ولا معنى أيضا لصلة القارئ؛ لأن ذلك يشبه استئجاره على قراءة القرآن وذلك باطل ولم يفعل ذلك أحد من الخلفاء اهـ إذ لو كانت العلة ما قاله لم يصح قوله هنا فهو حسن، وممن أفتى ببطلان هذه الوصية الخير الرملي كما هو مبسوط في وصايا فتاواه فراجعها.
ونقل العلامة الخلوتي في حاشية المنتهى الحنبلي عن شيخ الإسلام تقي الدين ما نصه: ولا يصح الاستئجار على القراءة وإهدائها إلى الميت؛ لأنه لم ينقل عن أحد من الأئمة الإذن في ذلك. وقد قال العلماء: إن القارئ إذا قرأ لأجل المال فلا ثواب له فأي شيء يهديه إلى الميت، وإنما يصل إلى الميت العمل الصالح، والاستئجار على مجرد التلاوة لم يقل به أحد من الأئمة، وإنما تنازعوا في الاستئجار على التعليم اهـ بحروفه، وممن صرح بذلك أيضا الإمام البركوي قدس سره في آخر الطريقة المحمدية فقال: الفصل الثالث في أمور مبتدعة باطلة أكب الناس عليها على ظن أنها قرب مقصودة إلى أن قال: ومنها الوصية من الميت باتخاذ الطعام والضيافة يوم موته أو بعده وبإعطاء دراهم لمن يتلو القرآن لروحه أو يسبح أو يهلل له وكلها بدع منكرات باطلة، والمأخوذ منها حرام للآخذ، وهو عاص بالتلاوة والذكر لأجل الدنيا اهـ ملخصا.
وذكر أن له فيها أربع رسائل. فإذا علمت ذلك ظهر لك حقيقة ما قلناه وأن خلافه خارج عن المذهب وعما أفتى به البلخيون وما أطبق عليه أئمتنا متونا وشروحا وفتاوى، ولا ينكر ذلك إلا غمر مكابر أو جاهل لا يفهم كلام الأكابر، وما استدل به بعض المحشين على الجواز بحديث البخاري في اللديغ فهو خطأ؛ لأن المتقدمين المانعين الاستئجار مطلقا جوزوا الرقية بالأجرة ولو بالقرآن كما ذكره الطحاوي؛ لأنها ليست عبادة محضة بل من التداوي. وما نقل عن بعض الهوامش وعزى إلى الحاوي الزاهدي من أنه لا يجوز الاستئجار على الختم بأقل من خمسة وأربعين درهما فخارج عما اتفق عليه أهل المذهب قاطبة. وحينئذ فقد ظهر لك بطلان ما أكب عليه أهل العصر من الوصية بالختمات والتهاليل مع قطع النظر عما يحصل فيها من المنكرات التي لا ينكرها إلا من طمست بصيرته، وقد جمعت فيها رسالة سميتها شفاء العليل وبل الغليل في حكم الوصية بالختمات والتهاليل وأتيت فيها بالعجب العجاب لذوي الألباب، وما ذكرته هنا بالنسبة إليها كقطرة من بحر أو شذرة من عقد نحر، وأطلعت عليها محشي هذا الكتاب فقيه عصره ووحيد دهره السيد أحمد الطحاوي مفتي مصر سابقا فكتب عليها وأثنى الثناء الجميل، فالله يجزيه الخير الجزيل، وكتب عليها غيره من فقهاء العصر
 
[20] Этот раздел был написан после консультации со студентами, которые специализируются в маликитском мазхабе, такими как устаз Абдуш-Шакур Брукс, и в ханбалитском, такими как устаз Тимур аль-Башкурди. Каждый мазхаб – это сложная школа, и поэтому нужно обращаться за консультацией к специалистам, а не «гуглить цитаты». Когда люди, толком не умеющие читать на арабском, пишут исследования некой темы «по четырем мазхабам», это само по себе уже повод плакать о знании.
 
[21] Что касается оплаты работы имама мечети, то в «Хашия» аш-Ширвани (6/152) указывается, что деньги, которые ему дают, – это не оплата услуги (иджара), а форма благодарности.
 
[22] Канз ар-рагибин, 2/74; Тухфа аль-мухтадж, 6/152.
 
[23] Хашия аль-Адавия, 2/192.
 
[24] Аш-Шарх аль-кабир, 4/16.
 
[25] Ар-Равд аль-мурби’, с. 285.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 935
12 сентября, 24

Комментарии: 5

Правила форума
Rustam Husainov
Rustam Husainov
0
<p "="">АссалямуАллейкум ва рахматуллахи ва баракатух!</p><p "="">Мои родители спросили у меня: "Можно ли за деньги просить совершить хадж за умерших родственников?". Например, если человек собирается сам совершить хадж, то можно ли
попросить его совершить также хадж за своих аби-бабая (бабушку-дедушку) дав ему некоторую сумму на расходы. Или предпочтительным будет самому совершить за них хадж иншаЛлах?<br></p>
28 ноября, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
<p>Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух. Брат, ваш вопрос показался нам очень интересным и устаз дополнит эту статью касательно вашего вопроса. Ин ша Аллах через пару дней.</p>
4 декабря, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
1
<p>Добавили дополнение:<br><br></p><p>Что касается совершения хаджа за плату, то, если речь идет об оплате расходов, это будет дозволено. Например, человек купил кому-то путевку, чтобы тот совершил хадж за его умершего или больного родственника, – такое разрешается. Однако если некто живет в Мекке и совершение им хаджа не влечет никаких расходов, то платить ему какую-то сумму за то, что он совершит хадж, уже будет недозволенным. Дозволено и давать деньги человеку для совершения хаджа на карманные расходы: покупку еды и так далее, – если это не включено в путевку. Если человек – инструктор в хадже и берет за это плату, это опять же дозволено, так как считается обучением.</p>
5 декабря, 17
Muhtar Izembaev
Muhtar Izembaev
0
<p>если какой нибудь человек болеет к примеру и человек пришел и прочитал над ним заговор если он по своей инициативе даст что нибудь в качестве благодарности то это брать можно и разделить всем по ровну а каждый раз брать плату за чтение корана не правильно если только сам человек по своей инициативе даст то можно брать халал</p>
24 января, 18
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
<p>Ассаляму алейкум. В статье на эту тему написано:<br><br></p><p>"Что касается оплаты чтения рукии над человеком, который страдает от джиннов или сглаза, то это разрешено, потому что считается не отдельным полноценным поклонением, а видом лечения".</p>
24 января, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Можно играть в карты не на деньги?
Можно играть в карты не на деньги?
Мусульмане часто спрашивают, можно ли играть в карты в Исламе, даже если в них играют не на деньги (без азарта). Ответ по ханафитскому ма...
39 297
24 октября, 17
Можно ли писать маркерами, которые содержат спирт?
Можно ли писать маркерами, которые содержат спирт?
Вопрос: Я преподаватель в колледже. Мы пишем на специальных досках маркерами для письма. Маркеры, которые нам выдают, содержат этиловый и...
5 481
17 октября, 17