Не причиняй другим вреда своим языком!
Не причиняй другим вреда своим языком!
На написание этого материала меня натолкнула следующая новость. Итальянка, специалист по связям с общественностью, Джулиана Карузо, приех...
7 243
2
30 ноября, 17

Не причиняй другим вреда своим языком!

7 243
2
30 ноября, 17
АВТОР ЦИКЛА
Не причиняй другим вреда своим языком!
Муслима (Анна) Кобулова
Автор:
МУСЛИМА (АННА) КОБУЛОВА
Автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

На написание этого материала меня натолкнула следующая новость. Итальянка, специалист по связям с общественностью, Джулиана Карузо, приехавшая в Казахстан из Италии в 2011 году, поделилась своими впечатлениями о здешней жизни. В частности, ее поразило, что первый же человек, с которым она пообщалась по приезде – таксист, который вез ее из аэропорта, начал задавать ей бесцеремонные вопросы о ее личной жизни и читать ей мораль – почему она еще не замужем.
 
Европейскому человеку подобное кажется довольно диким – в западном обществе давно уже существует понятие «частное/личное пространство» (твоя личная жизнь, семейное положение, мировоззрение, вкусы и подобные вещи), куда посторонний, малознакомый человек не должен влезать без приглашения и спроса.
 
Однако, в мусульманском «традиционном» обществе такое любопытство к чужой жизни до сих пор считается нормой. Вспомните - какие вопросы вам чаще всего приходится слышать при знакомстве в гостях или в мечети:
 
«А ты замужем – нет? А почему?», «Замужем – а дети есть? Нет – а почему до сих пор нет? «Развелась – а почему, муж был плохой, бросил?», «Что-то ты слишком бледная/толстая/худая/…». И т. д. и т.п.
 
Такие любопытство и бесцеремонность обычно принято оправдывать, считая признаком участия в чужой судьбе, неравнодушия, но не оказывается ли иногда, что такая доброта – «хуже воровства», как говорит пословица – возможно, вы бьете человека по самому больному месту.
 
Та же Джулиана Карузо далее вспоминает: когда же через несколько лет она, уже будучи замужем, опять вернулась в Алматы, и другой любопытный таксист поинтересовался ее семейным положением, она с гордостью сообщила ему, что замужем (надеясь, что теперь-то с ней все по – по местным понятиям – в порядке). Ан нет, оказывается, теперь было плохо, что у нее еще нет детей – и ей пришлось выслушать рассуждения на тему того, как плохо для женщины долго не беременеть, у нее могут быть больные дети и т.д. Она рассказывает:
 
«Это разбило мне сердце, это было моральным насилием. Никто не должен спрашивать вас, почему у вас нет детей. Ведь это настолько личное, что вы не должны проходить через такую пытку».
 
Вам любопытно, почему ваша новая знакомая – возможно, женщина уже «не первой молодости» до сих пор не замужем? Но наверняка она сама переживает, что никак не получается устроить семью – а вы ей лишний раз об этом напоминаете. Или, возможно, она надеялась на брак - знакомилась, встречалась, дело шло к свадьбе, но молодой человек ее подвел и бросил.
 
У женщины нет детей – это, скорее всего, без вопросов больная тема, какие-то проблемы со здоровьем у нее или у мужа. А может быть, она хочет детей, но муж против - либо материальные условия стесненные, и супруги не решаются родить ребенка.
 
Она развелась – тем более, вряд ли кому-то приятно обсуждать такие подробности, как распад семьи.
 
Обсуждать чужую внешность – и особенно, делать какие-то скоропалительные выводы (толстая – значит, ленивая; худая – ест мало), это в любом случае грех. А если у человека проблемы со здоровьем? Рада бы похудеть (или, наоборот, поправиться), да обмен веществ плохой, с пищеварением проблемы, щитовидка не в порядке?
 
Не хочется никого обижать, но не стоит ли за этим любопытством подсознательное желание унизить человека – и самоутвердиться таким образом? Вот она не замужем, а у меня хороший муж. У нее до сих пор детей нет – а у меня с этим все в порядке.
 
Развелась – тьфу, тьфу, не про нас будь сказано, а я не собираюсь. Она слишком толстая – а у меня фигура хорошая, грех жаловаться. Неухоженная какая-то – а я-то умею следить за собой. Как в детской игре – когда мы, качаясь на качелях, кричали друг другу: «Ты в болоте, а я на самолете! Я на аэроплане, а ты в помойной яме!» У меня хорошо сложилась жизнь, слава Всевышнему, но, чтобы она казалась еще более удачной, нужно найти кого-то, кому не так повезло, и тогда мое счастье будет окончательно полным.
 
Кстати, не в этом же кроется причина нашей любви к сплетням – обсуждению чужой жизни за спиной у человека? Лишний раз показать себе и окружающим, что я лучше него и живу лучше. Он глупость сделал – а я умнее, он развелся – а у меня семья хорошая, его обманули или подвели – а со мной такого не случилось бы.
 
Помните, что ваши счастье, и красивая внешность, и крепкая семья – это от Всевышнего, это не ваша заслуга. Он дал вам это – но может и забрать, если вы смотреть на других свысока и кичиться перед ними.
 
Но если такие вопросы задаются действительно из искреннего желания принять участие в чьей-то судьбе и помочь человеку, тогда не тратьте время на пустое любопытство, а старайтесь помочь делом.
 
Вы действительно переживаете, что ваша знакомая до сих пор не замужем? – так поинтересуйтесь, нет ли среди ваших родных или друзей неженатого мужчины, который ищет спутницу жизни.
 
У женщины нет детей – посоветуйте хорошего врача, который лечит бесплодие.
 
Человек, возможно, по неопытности не умеет следить за собой – пригласите вместе сходить в магазин и помогите советом, как подобрать красивую одежду.
 
Разумеется, все это следует делать осторожно и ненавязчиво, чтобы ваши советы не выглядели грубо и бесцеремонно.
 
Если же вы ничем помочь не можете– то не бередите больное место, а делайте дуа за человека и не скупитесь на добрые пожелания для него: «Пусть Всевышний пошлет тебе хорошего мужа, даст вам много детишек, укрепит ваш брак, даст тебе здоровье».
 
И вообще – это совет всем нам – приучайтесь следить за своими словами, избегайте пустословия, праздных, бесцельных разговоров – старайтесь либо говорить что-то полезное или приятное для других, либо хранить молчание. Об этом предупреждается во многих хадисах:
 

«Тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит» (Бухари, Муслим).

 

«Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается» (ат-Тирмизи и другие).

 

«Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками» (Бухари).

 
Да наставит нас всех Аллах.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Как «исламский феминизм» разрушает брак
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
1 178
19 ноября, 24
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 784
16 ноября, 24

Комментарии: 2

Правила форума
Салтанат Токтамисова
Салтанат Токтамисова
2
<p>спасибо за напоминание!</p><p><br></p>
2 декабря, 17
Іскандер Македонський
Іскандер Македонський
0
<p>Мир вашему дому!</p><p "="">- Человек может делать неугодное Аллаху зрением, осязанием, вкусом, слухом, речью... А как можно обанянием?</p><p "="">- Если совать свой нос в чужие дела.</p><p "=""> <br></p>
11 декабря, 17

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Будет ли мусульманин наказан за причинение зла немусульманину?
Будет ли мусульманин наказан за причинение зла немусульманину?
Вопрос: Существует известный хадис: Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников: «Знаете ли вы, кого можно назвать ...
8 163
3
6 апреля, 17
Есть ли основания в Исламе для отношений, подобных отношениям суфийского шейха и его ученика (мюрида)?
Есть ли основания в Исламе для отношений, подобных отношениям суфийского ше...
Вопрос: Есть ли основания в шариате для таких отношений, какие возникают у суфийского шейха и его учеников (мюридов)?...
4 632
4
3 апреля, 17