СТАТЬИ
Будет ли мусульманин наказан за причинение зла немусульманину?
Вопрос: Существует известный хадис: Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников: «Знаете ли вы, кого можно назвать ...
Будет ли мусульманин наказан за причинение зла немусульманину?
Вопрос: Существует известный хадис: Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников:
«Знаете ли вы, кого можно назвать банкротом (муфлис)? – Они ответили: «Это человек, у которого нет ни денег, ни имущества». Он (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, муфлисом (банкротом) в моей общине является тот, кто придет на великий суд с вознаграждением за намазы, пост или закят, а потом выяснится, что при жизни он кого-то обругал, кого-то безосновательно обвинил в прелюбодеянии, бесправно завладел чужим имуществом, бесправно пролил чью-то кровь, кого-то побил. И за это, его савабы будут розданы тем, кого он обидел, и если его савабов не хватит на всех этих людей, то их грехи будут возложены на него, а после этого он будет брошен в Ад» (Муслим, Бирр, 59; Тирмизи, Кыйамат, 2).
Относится ли это также и к немусульманину – что мусульманин передаст свои добрые дела немусульманам, которых он обидел?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Общий принцип заключается в том, что угнетенный человек получит добрые дела угнетателя, и когда они закончатся, угнетателю придется взять на себя грехи обиженных им, как указано в хадисе, что вы упомянули в своем вопросе.
Тем не менее, как этот принцип справедливости будет соблюден в День Суда, если мусульманин обидел немусульманина?
Во-первых, мы знаем, что мусульманин будет отвечать за несправедливости, которые он совершил, будь обиженный им мусульманином или немусульманином.
В книге Миркат аль-Мафатих Мулла Али Кари (рахимахуллах) комментирует хадис, где говорится, что даже безрогие овцы потребуют возмездия от рогатого барана. Он пишет, что если возмездие настигнет даже животных, то тем более это касается установления справедливости по отношению к существам, имеющим разум (завиль укуль).
Мауляна Ашраф Али Санави упоминает тонкий момент, касающийся узурпации прав немусульман. Он пишет, что мауляна Касим (рахимахуллах) поясняет, что несправедливо отнимать имущество у немусульман хуже, чем у мусульман (таким же образом дело обстоит с другими грехами, как злословие, клевета). Причина состоит как раз в том, что добрые дела угнетателей будут отданы угнетенным, так что угнетенному мусульманину принесут пользу грехи другого мусульманина по отношению к нему. Так что, если один мусульманин обидит другого, он, можно сказать, окажет ему услугу, подарив ему свои добрые дела. Однако, когда мусульманин угнетает немусульманина, то хотя мусульманин отдаст ему свои добрые дела, они не принесут ему пользы, поскольку его обителью все равно будет Ад.
Тогда можно спросить, какая же польза немусульманину от этих добрых дел? Ответ состоит в том, что наказание будет ему сокращено, но так незначительно, что он не сможет понять и ощутить это уменьшение. Это не противоречит аяту Корана «Они (будут) вечно пребывать в нём [в Аду], – не будет облегчено им наказание, и не будет дано им отсрочки» (3:88), поскольку, во-первых, это сокращение наказание неверующий не сможет ощутить, а во-вторых, все неверующие получат разное наказание в зависимости от их куфра, хотя наказание и не будет им уменьшено.
И Аллах знает лучше.
خطبات حكيم الامت، ٧/ ١٤٥ - ١٤٧
وإذا لم تبلغه يكفيه الندم وإلا شرط بيان كل ما اغتابه به
قال بعض العلماء: إذا تاب المغتاب قبل وصولها تنفعه توبته بلا استحلال من صاحبه فإن بلغت إليه بعد توبته قيل لا تبطل توبته، بل يغفر الله تعالى لهما جميعا للأول بالتوبة وللثاني لما لحقه من المشقة، وقيل بل توبته معلقة فإن مات الثاني قبل بلوغها إليه فتوبته صحيحة، وإن بلغته فلا بل لا بد من الاستحلال والاستغفار، ولو قال بهتانا فلا بد أيضا أن يرجع إلى من تكلم عندهم ويكذب نفسه وتمامه في تبيين المحارم (قوله وإلا شرط بيان كل ما اغتابه به) أي مع الاستغفار والتوبة والمراد أن يبين له ذلك ويعتذر إليه ليسمح عنه بأن يبالغ في الثناء عليه والتودد إليه ويلازم ذلك حتى يطيب قلبه، وإن لم
يطب قلبه كان اعتذاره وتودده حسنة يقابل بها سيئة الغيبة في الآخرة وعليه أن يخلص في الاعتذار، وإلا فهو ذنب آخر ويحتمل أن يبقى لخصمه عليه مطالبة في الآخرة، لأنه لو علم أنه غير مخلص لما رضي به.
رد المحتار، ٦/ ٤١٠ - ٤١١
إسلام أور هماري زندغي، مفتي تقي عثماني ٨/ ١٣٥
المرجع السابق، ٨/ ١٣٦
المرجع السابق، ٨/ ١٣٢
إصلاحي خطبات - مفتي تقي عثماني ٤/ ٩٤
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Есть ли основания в Исламе для отношений, подобных отношениям суфийского ше...
Вопрос: Есть ли основания в шариате для таких отношений, какие возникают у суфийского шейха и его учеников (мюридов)?...
О достоинстве ношения белой одежды
Передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Носите белые одежды, поскольку это лучшая одежда, и завертывайте в них ваших умерших». («Суна...
Комментарии: 3
Правила форума