Как сохранить и укрепить свой иман
Мы всегда радуемся, когда еще один человек принимает Ислам или возвращается к соблюдению религии своих предков. Однако в таких случаях многие упускают из виду одну важную вещь: принятие истины – это лишь первый шаг на пути к вечному счастью, иман (убеждение в истинности Ислама) нуждается в постоянном укреплении и совершенствовании. Эта работа – по укреплению имана – чем-то подобна работе садовода или огородника – наивно думать, что можно получить осенью богатый урожай, лишь бросив семена в почву — за растениями нужно постоянно ухаживать (поливать, выпалывать сорняки, вносить в почву удобрения), лишь упорным трудом мы добьемся хороших результатов.
Таким же образом, существуют определенные действия, регулярно выполняя которые, мы укрепим и сохраним свой иман от разрушения. Особенно это важно в нынешний век, когда на религиозного человека со всех сторон обрушивается масса искушений и дурных влияний – соблазны, которые часто пытаются выставить грех и зло чем-то невинным и даже полезным; множество заблуждений и ложных представлений о религии, которые люди часто принимают за истину, и многое другое.
Также нужно упомянуть и такую важную вещь: Ислам принять очень легко – достаточно с верой в сердце произнести исламское свидетельство веры (шахаду), но чтобы лишиться имана, выйти из Ислама иногда достаточно неосторожного слова, да убережет нас Аллах от этого. Дальше мы, с дозволения Аллаха, более подробно поговорим о том, как укрепить свой иман, а также предупредим от слов, действий и убеждений, которые могут лишить нас имана.
Как укрепить свой иман
1. Для правильной веры необходимы правильные знания
Для каждого мусульманина является обязательной вера в Аллаха, Его Пророков, Его ангелов, Его Писания, в предопределение судьбы, воскрешение из мертвых и Судный день (т.н. «шесть столпов имана» – исламской веры).
Единобожие – таухид – это краеугольный камень исламской веры. Под верой в Единого Бога в Исламе понимается не просто обращение с молитвами только к одному Господу, и убеждение, что Создатель мира только один. Нужно понимать, что все явления и события в мире происходят по Его могуществу и Его воле, возможности и способности любого человека также дарованы Им. Также под единобожием понимается учение об абсолютном совершенстве Всевышнего: Он абсолютно неподобен Своим творениям – человеческий разум или фантазия не может Его себе представить или описать.
В наше время появилось множество заблудших людей и литературы, где утверждается о возможности подобия Аллаха человеку (пусть частичного, а не полного). Держитесь подальше от людей и литературы, где Всевышнему Аллаху будут приписываться какие-то физические качества: место («на Троне», «на небе», над Троном»), органы или части тела («руки», «лик», «глаза»). Как бы не истолковывали или оправдывали подобные убеждения, все это качества творений, и Аллаху они не подобают.
Также важно знать сиру (историю жизни нашего Пророка (мир ему и благословение)), какими качествами он обладал, поскольку неверующие распространяют про него глупые и несправедливые вещи – к примеру, что он был жестоким или распутным человеком, и тому подобные.
Для верующего обязательны знания о тех вещах, которые являются обязательными для соблюдения: тахарат и намаз, пост, запретное и дозволенное в питании, а также закят и хадж – для тех, кто имеет материальные возможности. Все знают, что мусульманам запретны свинина и алкоголь, но этим не ограничивается список запретной пищи – необходимо знать, что еще нельзя употреблять в пищу.
Чрезвычайно важно получать знания из надежных, достоверных источников. Многие молодые мусульмане предпочитают получать знания бессистемно, просто введя в поиске в Интернете нужный им вопрос – а потом мучаются, не зная, как выбрать правильные сведения из противоречивой информации. Нарушает ли омовение выход крови или прикосновение к женщине? Нужно ли поднимать руки перед каждым ракаатом намаза или достаточно сделать это один раз? Необходимо ли присутствие вали (опекуна) невесты при никахе (бракосочетании)? Ответы на эти вопросы будут различными в зависимости от мазхаба (правовой школы), которой вы будете следовать. Что такое мазхаб и почему ему нужно следовать — тоже необходимо знать.
2. Соблюдение религии
Получать правильные знания – это очень важно, но также очень важно применять их на практике. Теория и практика следуют рука об руку – без знаний нельзя правильно соблюдать религиозные предписания, однако без регулярного следования религии убежденность в истинности религии также ослабеет. Имам Аль-Газали, рахимахуллах, сравнивал состояние человека, который «верит в душе», но ничего не соблюдает из религии, с состоянием человека, который лишился ног, рук, других жизненно важных органов – он, конечно, живой, но трудно назвать это настоящей жизнью, да и долго он проживет в таком состоянии? Если мы считаем себя верующими, но никак не проявляем это на практике, живем жизнью светского, безрелигиозного человека – сколько продержится такой иман? Он рано или поздно совсем ослабеет и может даже погибнуть.
Разумеется, самое важное из соблюдения религии – это регулярное выполнение пятикратной молитвы (намаза). В хадисе говорится, что намаз отделяет веру от неверия. Постарайтесь как можно скорее узнать правила ритуальной чистоты (тахарат) и правила совершения намаза. Регулярное совершение поклонения очень укрепляет иман – когда вы каждый день, в определенное время отвлекаетесь от повседневных дел на поклонение Аллаху, это поддержит вас и защитит от греха.
Выше уже были перечислены вещи, которые обязательны для каждого мусульманина: пост в месяц Рамадан (а также полезно держать желательные посты в течение года – по понедельникам и четвергам, к примеру).
Воздерживайтесь от запретной пищи — в хадисе сказано, что Аллах не принимает дуа человека, который употребляет в пищу запретное.
Для женщины также важно соблюдение правил хиджаба – скромности в одежде и поведении, это защитит ее целомудрие и поможет ей найти достойного спутника жизни.
3. Чтение Корана и поминание Аллаха
«Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (Сура «Ар-Ра'д», 13:28)
Как можно скорее научитесь правильно читать Коран — это не только обязательно для действительности вашего намаза, но и очень укрепляет иман. Если вы выучите хотя бы десять небольших сур Корана, это будет поддерживать вас и успокаивать, защитит от дурных мыслей и наущений шайтана. Если пока что вы не умеете сами читать Коран, слушайте записи чтения Корана.
Только нужно помнить адабы – правила чтения и прослушивания Корана: читать Коран (именно оригинальный текст, не перевод!) нужно в состоянии омовения, закрыв аурат, поэтому женщинам во время хайда и нифаса, а также всем верующим состоянии осквернения (джунуб) арабский текст Корана читать нельзя. Слушать Коран можно в любом состоянии, — даже без омовения, но в это время нужно стараться не отвлекаться на посторонние вещи, и желательно также закрыть аурат.
Не забывайте о таких желательных действиях поклонения, как зикр – поминание Аллаха, салаватах (произнесении благословений на нашего Пророка, мир ему и благословение) и дуа. Возьмите в привычку после каждого намаза по возможности по 33 раза произносить слова «СубханаЛЛах», «АльхамдулиЛЛях», «Аллаху Акбар». Чаще произносите слова «Ля иляха илляЛЛах» – хотя бы 100 раз в день.
Также очень полезны следующие слова зикра:
«СубханАллах валь хамдулиЛлях ва ля иляха илля ЛЛях ваЛЛаху акбар» (Пречист (Свят) Аллах, вся хвала Аллаха, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик)
«Ля хауля ва ля куввата илля биЛЛях» (Нет силы и мощи ни у кого, кроме как у Аллаха).
«СубханАллаху ва бихамдихи субханАллахи ль-Азым» (Свят (Пречист) Аллах, вся хвала Аллаху, Пречист великий Аллах).
Эти действия поклонения хороши еще и тем, что для их совершения не нужно выбирать особое место, время, принимать какое-то специальное положение тела – их можно произносить с омовением и без него, с закрытым и открытым ауратом, стоя, лежа и во время работы.
Мольбу – дуа – не зря называют оружием верующего: не забывайте обращаться к Аллаху за помощью, если вы не знаете специальные дуа на арабском языке, обращайтесь к Аллаху на родном языке, молиться можно вслух и про себя, в любом положении, за работой, на улице и дома.
4. Создайте вокруг себя исламскую атмосферу
Сюда входит чтение религиозной литературы, прослушивание лекций по Исламу и посещение мечети. Старайтесь выучить и соблюдать суннаты повседневных действий: как нужно входить в дом и выходить из него, что говорить при этом; как по Сунне следует принимать пищу; как укладываться спать; одеваться и раздеваться, и тому подобное; запомните хотя бы короткие дуа и зикры, произносимые в этих случаях.
Если продолжить аналогию с выращиванием растений, то климат, общая атмосфера – солнце, тепло, дождь – также имеет важное значение для сада. Ваш иман будет крепнуть, если вы окружите себя атмосферой Ислама, это особенно важно для тех, у кого несоблюдающие родственники и окружение (соученики, сослуживцы).
Часто приходится слышать жалобы от братьев и сестер на то, что, мол, начал совершать намаз, практиковать Ислам, но через несколько месяцев бросил (или стал выполнять нерегулярно). Отчего такое происходит – все от того же, от отсутствия общей религиозной атмосферы в доме и окружении. Понятно, что находясь среди немусульман или несоблюдающих мусульман, трудно воссоздать полностью исламскую обстановку, но можно все-таки постараться.
С кем вы общаетесь, с кем дружите? Недаром говорят: скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты есть. Окружите себя серьезными, верующими, соблюдающими друзьями с правильными убеждениями: наличие такого человека рядом имеет огромное значение – хороший верующий друг и поможет, и поддержит, и даст правильный совет, и остережет от греха. И наоборот, старайтесь держаться подальше от людей легкомысленных, светских, занятых лишь делами этого мира (пустыми разговорами, сплетнями, модой, музыкой или фильмами и подобными вещами). К сожалению, даже многие религиозные юноши и девушки часто погружены в интересы этого мира – молодые люди большую часть времени проводят за обсуждением спортивных соревнований или новых моделей телефонов и компьютеров, а девушки – разговорами о нарядах, косметике, и оба пола очень увлекаются сплетнями (о друзьях и подругах, о мужьях и женах). Не участвуйте в подобных делах. Уж не стоит говорить об опасности явно дурной компании, где люди вместе предаются вредным привычкам: курят, выпивают спиртное, вступают в запретные отношения с противоположным полом.
Это что касается, так сказать, исламской атмосферы «снаружи» — но важно и окружить себя ей изнутри (займите ею свое время, свои мысли). Если раньше вы любили слушать музыку – вместо этого слушайте записи сур Корана, лекции исламских ученых и проповедников. Любили смотреть художественные фильмы – замените их исламскими роликами и передачами. Читайте не пустые книги и журналы, а религиозную литературу.
Однако и в этом случае нужно подходить с осторожностью к выбору информации – особенно в Интернете масса сайтов, принадлежащих заблудшим людям, равно как, выбирая окружение, друзей, можно ошибиться и попасть в общество вроде бы и знающих, и соблюдающих религию людей, но с неправильными убеждениями. Чтобы не сделать подобной ошибки, нужно как можно скорее узнать признаки заблудших течений (в частности, каким ученым они следуют) и держаться от них подальше.
К сожалению, начинающие следовать религии мусульмане часто совершают две ошибки при выборе авторитетов и примеров для подражания: это обольщение мнимыми знаниями и очарование приятными манерами. В первом случае, вместо того, чтобы прислушаться к словам лектора или проповедника, и понять – какие убеждения он проповедует, молодые люди и особенно девушки, попадают под обаяние его внешних данных — голоса, приятных манер, доброжелательного поведения.
А вторая ошибка состоит в опасности спутать правильные убеждения и наличие у человека формальных знаний (усвоенной им информации). Помните – знания (объем усвоенной информации) и правильные убеждения – это далеко не одно и то же! Даже если человек знает в совершенстве арабский язык, множество аятов Корана и хадисов, перемежает свою речь цитатами ученых – это не означает, что он не может оказаться заблудшим. Ведь есть и немусульмане-востоковеды, которые в совершенстве знают арабский язык, Коран и хадисы, однако, их сердце закрыто, и они не принимают истину. Смотрите не на внешность и манеры человека и не на то, сколько раз он процитирует Коран или хадисы, а на содержание его бесед.
Отдельно нужно упомянуть посещение мечети. Если вы мужчина, то вам обязательно посещать пятничный намаз и очень желательно совершать даже ежедневные намазы коллективно.
Если вы девушка, то наоборот, лучше избегать посещения мечети в пятничные или праздничные дни, когда там много мужчин, и есть опасность смуты. Посещение мечети женщинами считается нежелательным по той же причине – но для тех женщин, что живут среди немусульман или мусульман несоблюдающих, это часто единственная возможность пообщаться с верующими подругами и получить полезную информацию по религии. Однако в таком случае следует помнить про правила приличия и разделения полов: как уже сказано выше, избегайте посещения мечети в пятницу и праздники (когда там много народа), одевайтесь скромно (избегайте ярких и вычурных нарядов и косметики – и вообще, помните, женщина не должна пользоваться косметикой и духами, выходя на улицу!) Опускайте взгляд, не разговаривайте слишком громко и не смейтесь в присутствии мужчин, и тогда иншаАллах, ваше посещение мечети будет полезным, а не приведет к греху и смуте.
5. Не тратьте время попусту!
Старайтесь, чтобы каждый момент вашего времени, который вы не проводите в повседневных делах (работе, учебе, домашнем хозяйстве) был проведен с пользой – в получении знаний по религии, чтении полезных книг или просмотре полезных фильмов и видеороликов.
Молодые люди и девушки также часто жалуются на неприятные мысли (сомнение в своем имане или в действительности поклонения), которые часто приходят им в голову и беспокоят их. Разумеется, это может быть наущение от шайтана, но чаще всего это происходит с теми людьми, кто занимает себя пустым, а то и запретным времяпрепровождением: прослушиванием музыки, просмотром фильмов нехорошего содержания (где приукрашивается насилие, прелюбодеяние, употребление алкоголя и прочее), общением с неподходящими приятелями. Наполняйте свой ум и мысли правильной информацией, читайте Коран и зикр (поминание Аллаха) — и дурные мысли покинут вас, по милости Аллаха.
Как уберечь свой иман?
Как уже сказали выше, Ислам легко принять – но легко и выйти из религии. К сожалению, в наши дни очень распространилось убеждение, что выйти из Ислама можно лишь убеждениями, к примеру, сознательно решив сменить веру.
Это очень опасное заблуждение: выход из Ислама влечет за собой много серьезных последствий уже в этой жизни – брак отступника распадается (согласно ханафитскому мазхабу – сразу же, как только он скажет или сделает что-то, что выводит его из религии). Если он не покается и заново не заключит никях со своим супругом (супругой), все дети, которые родятся в таком союзе, будут незаконнорожденными (а согласно Шариату, отец не имеет права на незаконных детей, и отцом им в правовом смысле не является). А самое страшное последствие такого поступка – это то, что человек может умереть вне Ислама и попасть навечно в Ад, да убережет нас Аллах от этого.
На самом деле исламские ученые выделяют три причины, которые могут вывести человека из религии: это словесный куфр, куфр действиями и куфр убеждений.
Дальше мы разберем каждый этот вид более подробно:
1. Куфр в словах
Когда человек произносит слова, смысл которых однозначно указывает на неверие. Например: «Я не верю в Бога», «я атеист (христианин, буддист), а не мусульманин». Очень важно иметь в виду, что нет разницы – скажет человек эти слова всерьез, с серьезным убеждением в их правильности, или просто в виде шутки, или находясь в расстройстве или гневе.
Исключение делается лишь в случае, если человека вынудили произнести такие слова силой, под угрозой физической расправы, или он лишился рассудка. Ученые Ислама говорят, что такие слова являются неверием (даже если были сказаны в шутку), поскольку сказавший их человек проявляет пренебрежительное отношение к Аллаху и к самой религии.
Чего следует остерегаться мусульманам в своей речи:
- К примеру, следует остерегаться распространенных среди немусульман фраз: «Бог любит Троицу», «Когда кажется, креститься надо», «Бог терпел и нам велел», «Как у Бога за пазухой» и тому подобных, где упоминаются какие-то религиозные представления или действия немусульман.
- Человек впадает в неверие, если называет разрешенным запретные в Исламе вещи, даже в шутку (произнося, например такие распространенные среди немусульман фразы: «выпить по этому поводу Сам Бог велел», «сейчас не грех и выпить»).
- Также запрещено критиковать пророков (мир им всем), рассказывать про них какие-то анекдоты или шутки (принятые среди неверующих), говорить о них с иронией.
- Надо стараться следить за своими словами даже в моменты несчастья: «Если мой близкий человек умрет, я не буду больше верующим», «если люди так болеют и мучаются, значит, Бога нет» – это тоже отступничество от религии.
- Запрещено выказывать неуважение к Сунне Пророка (мир ему и благословение), например, издеваться над кем-то, кто пользуется мисваком, отпускает бороду или носит длинную одежду, как это делал Пророк (мир ему и благословение).
- Нельзя проявлять довольство какими-то установлениями других религий, которые противоречат Исламу: «хорошо христианам, им пять раз в день намаз совершать не нужно» или «им в жаркую погоду закрытую одежду носить не приходится», «не был бы я мусульманином, мог бы тоже пойти и выпить».
2. Действия куфра
Это действия, которые заключают в себе унижение и издевательство над всем, что однозначно относится к религии, например, бросание Корана или книг по Исламу в мусор или грязное место. Это выводит человека из Ислама, если даже он совершал эти действия без желания унизить Коран или Ислам в целом. Единственно, условием для его неверия будет, что он знал, что именно выбрасывает (а не сделал это случайно или по ошибке), и чтобы он делал это добровольно.
Это также является неверием, потому что само данное действие – это уже унижение Ислама, даже если человек этот смысл (унижения) не вкладывает в это действие.
Также будет считаться куфром, если человек даже в шутку примет участие в обрядах другой религии (перекрестится, поставит свечку перед иконой), будет принимать участие в религиозных праздниках немусульман. И уж совсем недопустимо поступать, как делают некоторые невежественные мусульмане, когда считают, что люди, почитаемые в христианстве как святые, действительно могут им чем-то помочь, ходят просить у них помощи в церковь и тому подобное.
3. Куфр в убеждениях
Например, человек исповедует, что Аллаха когда-то не было, или что Аллах не все знает и может ошибаться, или что у Аллаха может быть сын и т. д. Если человек в это верит, то он уже не считается мусульманином, даже если он эти убеждения не проговаривает и даже если он считает сам себя мусульманином.
Нельзя считать дозволенным запретные вещи или запретными дозволенные — совершение или запрет которых общеизвестны, к примеру, считать совершение намаза или ношение хиджаба необязательным; запрещать многоженство (называя это развратом, к примеру); называть дозволенным употребление алкоголя или совершение прелюбодеяния. Человек может быть верующим грешником, но считать, что в твоем грехе нет ничего предосудительного и запретного, нельзя.
Также очень опасен распространенный в наши дни т.н. «религиозный плюрализм» — когда человек считает примерно следующее: «Бог один, а пути к Нему могут быть разные», «Я мусульманин, потому что мои предки были мусульмане (или так сложились обстоятельства), но другой человек может вы-брать другую религию и тоже быть правым».
Иными словами, такие люди считают, что истина относительна, что каждому народу досталась своя религия и, несмотря на внешние различия, все они посвоему верны и угодны Богу. Подобные идеи — это ложь и опаснейшее заблуждение.
В Коране четко сказано:
«Поистине, (истинная) религия для Аллаха — это Ислам». (Cура «Алю-Имран», аят 19).
«Если кто-то выберет иную религию, помимо Ислама, у того она не будет принята (в Судный день), и в вечной жизни он окажется в убытке». (Сура «Алю-Имран», аят 85).
Пророк Аллаха (мир ему и благословение) также говорит об этом:
«Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, любой иудей или христианин, кто услышит обо мне из этой уммы, затем умрет, не уверовав в то, с чем я был послан, то будет из обитателей огня!»
(Передал Имам Муслим)
Для того чтобы быть верующим, мало просто говорить: «Бог есть», или: «Я верю в Бога».
Человек является истинно верующим лишь тогда, когда имеет правильное представление о Боге, когда описывает Всевышнего Аллаха только тем, что Его достойно, отрицает в отношении Него какие бы то ни было недостатки (к примеру, учение о троице, что у Всевышнего может быть сын, что Он воплотился в человека – как верят христиане). Такое совершенное учение о Всевышнем можно найти только в Исламе.
Поэтому будет запретным проявлять довольство тем, что кто-то является немусульманином, к примеру, считать предателями людей, приходящих в Ислам из других религий, отговаривать их от принятия Ислама («вы же русские, зачем вам Ислам – у вас своя вера есть»), или советовать знакомым христианам пойти в церковь, совершить какой-то религиозный обряд.
Однако надо знать те слова и действия, которые не являются куфром:
- Совершение больших грехов (распитие спиртного, оставление намаза, прелюбодеяние). Неверием это будет лишь тогда, если человек будет считать это дозволенным действием. Более того, оставление намаза, при условии, что человек знает, что совершает грех, не выводит из Ислама, а вот если человек будет совершать намаз, но будет считать, что это не обязанность верующего, а лишь некая традиция, это тоже будет куфр.
- Случайные оговорки – если человек, к примеру, хотел сказать «я мусульманин» а вместо этого сказал – «я не мусульманин». Особенно, если человек произносит эти слова на каком-то языке, который для него не родной, и он его плохо знает.
- Сомнения и дурные наущения, появляющиеся в виде каких-то случайных мыслей, не считаются сомнениями в вере, это могут быть наущения от шайтана. Но человек должен сразу же постараться выбросить их из головы и возненавидеть их, а не принимать их всерьез и не начинать размышлять над ними.
- Произнесение выражений, которые в каком-то языке имеют иносказательный смысл, и их можно истолковать иначе. К примеру, выражение «Богом забытое место» не означает неверия, поскольку слово «забывать» может иметь значение «оставить», «лишить внимания». Или эпитет «Милосердный» по отношению ко Всевышнему вовсе не означает, что мы буквально считаем, что у Него есть сердце, это идиоматическое выражение, означающее милость.
Тому, кто отступил от Ислама, необходимо покаяться и снова принять Ислам, произнеся два свидетельства. Если человек недавно принял религию и еще не успел изучить ее основ или живет в местности, где нет мусульман, которые могут рассказать ему об основных положениях Ислама, его невежество простительно.
***
Чтобы избежать такой опасности, как лишение имана, еще раз повторим: получайте знания, соблюдайте религию, займите свой ум и свое время полезными делами и поминанием Аллаха, и иншаАллах, Аллах сохранит и укрепит ваш иман.
Пусть Аллах сохранит наш иман и позволит нам умереть в Исламе. Амин.
Примечание: Рекомендуем к просмотру следующие видео, в которых дается несколько практических советов по укреплению имана от Шейха Абдур-Рахмана ибн Юсуфа Мангеры:
Часть 1:
Часть 2:
Комментарии: 15
Правила форума