СТАТЬИ
Халяль и «Халяль»: ответ критикам
Недавно опубликованная статья «Халяль и «Халяль»» вызвала довольно бурное обсуждение в мусульманском рунете, так что автор решил написать...
Халяль и «Халяль»: ответ критикам
Недавно опубликованная статья «Халяль и «Халяль»» вызвала довольно бурное обсуждение в мусульманском рунете, так что автор решил написать продолжение. Статья задела именно тех, с наставлением для кого она, в общем, и была написана. Текст делился строго на две части: первая — почему центры сертификации строже дар аль-ифта; вторая — о том, что история про пищевые добавки чуть более сложная, чем кажется на первый взгляд, и поэтому не стоит строить даават вокруг нехаляльности маргарина. И как раз вторая часть статьи вызвала шквал эмоций.
Общую мысль недовольных можно примерно пересказать так: «Простые мусульмане вынесут из этой статьи, что читать состав — не фард аль-айн, и перестанут следить за халяльностью своей еды. Это вредная статья для нашего исламского общества».
Отвечу по порядку.
В статье не сказано, что читать состав — не фард аль-айн. В ней просто сказано, что не очень понятно, фард аль-айн это или нет. Далиля на обязательность чтения состава немясного продукта в наше время нет — в отличие от далиля на то, что все мясо запретно, пока не доказано обратное.
В статье также не сказано, что можно все игнорировать. Если вы уже прочли состав и знаете, что там нечто запретное, вы не можете сделать вид, что там этого нет.
Теперь про все остальное. Мы должны проявлять предосторожность и стараться есть только халяльное. Действительно, есть списки пищевых добавок, в том числе и на хороших проверенных сайтах, где говорится, что такие-то добавки могут быть из харамного сырья, поэтому следует отказаться от продуктов, их содержащих. Муфтии, составлявшие эти списки, не признают истихалю (полное изменение исходного вещества) в этих добавках. И как минимум с точки зрения духовного самосовершенствования, конечно, замечательно будет не покупать такие продукты. Если вы следуете этим фетвам, то вы можете считать, что не надо покупать любые продукты, не посмотрев состав. И я всем рекомендую так и делать в личной практике. Можно также считать, что в наше время совесть подсказывает, что обязательно читать состав всего.
Но все же это только одна сторона медали. Есть и такие муфтии, которые признают истихалю почти во всех добавках. Другие муфтии с ними не соглашаются, но никто их не дискредитирует полностью, просто пишут опровержения (а иногда и не пишут). Вдобавок, если продолжать рассуждать в духе запретительной стратегии, мы неизбежно придем к выводу, что в наше время в основе все продукты запретны, пока мы не доказали, что они разрешены. Потому что не может быть так, что обязательно читать состав, но при этом в основе все разрешено. Тут есть логическое противоречие. А фетвы, что в основе сейчас все запретно, как не было, так и нет. И не будет.
Итак, я хочу подчеркнуть еще раз. Есть муфтии, которые запрещают вообще покупать фабричную еду — любую, потому что на производстве работают немусульмане и мы не можем им доверять, и они говорят, что надо заниматься натуральным хозяйством, покупать только у фермеров-мусульман, ограничиваться малым. Есть муфтии, которые считают, что истихаля происходит везде, в том числе и в желатине (!). Есть муфтии, которые дозволяют покупать еду в магазине, но не признают истихалю в большинстве пищевых добавок и советуют всегда читать состав. Все три мнения выражают не какие-то там заблудшие, а образованные деобандийские муфтии. Просто мы не переводим ни первых, ни вторых, считая другое мнение более правильным. В России деобанди представлены только теми, кто придерживается серединной позиции, потому что таковых большинство. Но на основании того, что мы считаем правильным свое мнение, мы не будем преследовать тех, кто считает неправыми нас. И, учитывая такой разброс мнений, неправильно втягивать плохо образованных и мало практикующих мусульман в эти темы. Это может их полностью оттолкнуть от халяльной еды.
Это все не так очевидно, как кажется. Следовательно, не надо строить даават на этом. Никто не хочет слушать про то, что в молоке сейчас свиной жир или что маргарин нельзя брать без проверки. Это раздражает почти всех простых людей, кроме эмоциональных неофитов и тех, кому свойственна категоричность. В этом и был основной посыл статьи — не стоит нападать на людей с проповедью о глицерине. Это отталкивает от Ислама. Больше всего это похоже на оголтелое просвещение в области вероотступничества, из-за которого сейчас простые мусульмане такфирят сами себя по многу раз в день. Я предлагаю просто не вести пропаганду агрессивного суфизма, когда вы не только к себе предъявляете высокие моральные стандарты, но и ко всем остальным. Если что-то неочевидно, не надо это проповедовать.
И, поверьте, все останется как было. Те, кто не читал состав, продолжат не читать состав, но теперь их никто не будет раздражать, доводя до слов куфра. Кто читал состав, продолжит его читать. Возможно, будет меньше ссор и споров, хвала Всевышнему. Возможно, кто-то не отойдет от соблюдения Ислама из-за неумелого категоричного даавата.
И еще важное замечание — до тех пор, пока статьи у нас будут проходить цензуру в духе «тут есть такая-то неявная мотивация» и «из этого текста мусульмане поймут то-то», у нас не будет новых книг и новых авторов, потому что все станут бояться писать из тех соображений, что человек, прочитавший статью по диагонали, вчитает в нее что-то свое и начнет грешить. Я хорошо понимаю, что абсолютно оригинальной журналистики с новейшими и никогда до того не высказанными мыслями у нас нет и не будет в силу религиозной специфики: все лучшее уже сказано до нас, и мы сверяем наши заметки с книгами авторитетных ученых. В этом сила традиции.
Но критическое разномыслие в мелочах допустимо. И если человек высказал мысль, которая вроде бы не дотягивает до явного заблуждения, но лично вам не нравится, позвольте ему ее высказать без клейма «вредно для религии».
Автор не жалует чаты и группы в соцсетях, потому что микрофон должен быть только у одного человека, диалог в реальном времени сейчас малопродуктивен. Но мы всячески приветствуем статьи и книги, даже если с авторами можем быть не во всем согласны. Исключение составляют разве что желчные статьи заблудших с оскорблениями наших ученых. Религия Ислам не нуждается ни в ком из нас, и ни одно частное мнение не поменяет общего русла. А идея разделить мир на черное и белое уже столько раз доказывала свою неэффективность.
По итогам же хочу сказать следующее:
- Читать состав — правильно и полезно. Читайте состав. Проявляйте предосторожность. Не убаюкивайте свою совесть рассказами о том, что читать состав — не фард аль-айн.
- Не трогайте тех, кто состав не читает. В мире есть много куда больших проблем.
- Если вы ведете просветительские группы без куратора-муфтия, подумайте о том, чтобы отказаться от этого. Просветительские исламские группы — малоприятное место. Лучше спасти себя и связать носочки кому-нибудь вместо долгих споров. Религия Ислам не нуждается ни в ком из нас. Если вы уйдете из даавата — она не рухнет.
- Ни в коем случае не начинайте даават с рассказа про нехаляльность того, что неочевидно нехаляльно. Лучше вообще про это не говорить ни с кем, кроме семьи и очень близких друзей. Религия Ислам не нуждается ни в ком из нас. Если вы уйдете из даавата — она не рухнет.
- Проповедовать можно и иногда нужно. Но амр биль-мааруф, то есть повеление совершать одобряемое, касается только очевидных вещей. Все остальное — чаще всего самоутверждение. Если у вас есть стремление обучать других, помогите другим научиться намазу. Расскажите о вере в Аллаха. Угостите соседей печеньями с абсолютно халяльным составом.
- Избегайте тем, где хоть что-то неочевидно. Сюда относится, например, ридда, возможность лжи в отношении Всевышнего, переводы саляфов с арабского, намаз больного, пищевые добавки — имя им легион. Если обычному непрактикующему мусульманину постсоветского пространства, для которого халяль — все, что не свинина, сказать, что теперь он должен ходить со списком продуктов и добавок и сверять с ним каждую покупку, это оттолкнет его вообще от любой идеи халяльного образа жизни.
- Разумеется, это не означает, что надо теперь всех учить не читать состав. В идеале просто молчать и переводить тему. Если человек спросит, расскажите ему о вашем взгляде на вещи, стараясь выражаться как можно мягче.
- Довод из серии «это потакание нафсу» — это довод тех, у кого довода нет. Там, где немусульмане переходят на личности, мусульмане говорят про потакание нафсу и во всем видят чужой злой умысел. Не стоит так делать.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Халяль и «Халяль»
Давно хотелось объединить некоторые размышления о халяльной еде в статью о том, чем подход сертификационных центров по стандарту «Халяль»...
Дозволен ли говяжий желатин, если животное было забито не по шариату?
Вопрос: Я прочитала, что желатин – это клейкое вещество, которое делают из костей и кожи свиней и коров. Если это свиной желатин, то поня...
Комментарии: 2
Правила форума