Халяль и «Халяль»
Халяль и «Халяль»
Давно хотелось объединить некоторые размышления о халяльной еде в статью о том, чем подход сертификационных центров по стандарту «Халяль»...
11 790
2
12 августа, 19

Халяль и «Халяль»

11 790
2
12 августа, 19
АВТОР ЦИКЛА
Халяль и «Халяль»
Малика Умм Яхья
Автор:
МАЛИКА УММ ЯХЬЯ
Устаза, автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу Дозволенное и запретное в нашем питании
Давно хотелось объединить некоторые размышления о халяльной еде в статью о том, чем подход сертификационных центров по стандарту «Халяль» может отличаться от классического подхода к вынесению фетв, в частности по ханафитскому мазхабу. Непонимание этого иногда приводит к каким-то неправильным выводам: то люди подозревают хорошие сертификационные центры в некомпетентности, то обвиняют знающих муфтиев в излишних послаблениях.
 
Есть продукты, которые по ханафитскому мазхабу дозволены, но маловероятно, что они получат сертификацию «Халяль» в любом уважающем себя центре. Ведь значок «Халяль» — это не только про дозволенность, это символ религии. Так, использовать пиво, например, для блинного теста или ром — в шоколадном торте, строго говоря, по ханафитскому мазхабу разрешено, если конечный продукт: блины или торт — не ассоциируется с грешниками и не употребляется с целью опьянеть. Но никто не даст такой сладости сертификат. Почему? Потому что ставить значок «Халяль» на продукт, где в составе алкогольный напиток, — это принижение религии. Потому что другие мазхабы не так классифицируют хамр, а сертификационные центры понимают, что им должны доверять и шафииты, например. Потому что поставить символику «Халяль» на такой десерт значит косвенно поддержать производителей алкоголя (ведь у кого-то для производства закупают пиво и ром!). И наконец — потому что мусульмане не всегда в курсе тонкостей фикха и просто перестанут доверять центру, который сертифицировал что-то с ромом. Пойди потом докажи, что ты не верблюд.
 
И можно привести множество других примеров. Сертификат «Халяль» никогда не получат кроссовки “Nike”, хотя их можно носить, или вода «Святой источник», хотя ее можно пить. Это дискредитировало бы религию. Но ханафитские муфтии, дозволяющие это, тоже не ошибаются.
 
Центр сертификации — это не дар аль-ифта. Работники сертифицирующего центра не выносят академические фетвы, а работают на то, чтобы им доверяли мусульмане всех мазхабов. В общем, подход центров по сертификации может быть на практике строже, чем классическая мазхабная фетва, потому что учитываются мусульмане других мазхабов. И это правильно и нормально. Цель любого такого центра, если он добросовестно работает, — это позволить мусульманину, не сомневаясь, брать продукт с этой символикой.
 
Означает ли это, что все продукты без символики — харам? Конечно, нет. Молоко, масло, яйца, сметана, мука — все это дозволено в основе. Да, мы можем предполагать что-то нехорошее. А вдруг желтки в составе майонеза обработаны наджасой, например? Мы можем даже отказаться от каких-то продуктов из этих соображений, но говорить без уверенности, что это харам, не имеем права. Шариат — это не постоянно смыкающийся карцер, где ничего нельзя и все опасно. Если что-то становится невыносимо сложно для многих, скорее всего, люди чрезмерно усердствуют.
 
Другое жонглирование словами — это когда сомнительным называют все вокруг. Хукма «сомнительное» в практике ифта, то есть именно в рамках вынесения фетв, не существует в том объеме, в каком это предполагает простой мусульманин, прочитав книжки про пищевые добавки или нечто подобное. Кажется, единственная сомнительная штука в терминологическом смысле в ханафитском мазхабе — это вода, из сосуда с которой попил осел или мул.
 
Иными словами, муфтий не будет вам писать, что какой-нибудь глицерин — это сомнительное. Он вам напишет, что это халяль, если из халяльного сырья, и харам, если из харамного. Все.
 
Но в обиходе слово «сомнительное» обозначает что-то такое, что может быть запретным и может быть дозволенным, но мы пока не знаем, какое оно, и, возможно, никогда не узнаем, потому что обычные люди не будут звонить на предприятия и выяснять, что там за сырье. Задача центра сертификации — своей символикой показать, что вот тут точно известно, что все ингредиенты — халяль, в том числе и все пищевые добавки в составе. А если нет символики «Халяль»? Тут все сложнее, если речь о пищевых добавках в продуктах.
 
Во-первых, повторюсь, хукма «сомнительное» не существует. Продукт либо дозволен, либо запрещен. Если мы не уверены, что он запрещен, то он разрешен, если только речь не о мясном продукте. Печенье, в котором может быть пищевая добавка из мясного животного сырья, — это хлеб или мясо? Честно говоря, как ни смешно это звучит, не очень понятно. Это такая серая зона. Обязан ли мусульманин читать состав каждого продукта? Очевидно, что не обязан в том смысле, что это не фард аль-айн, как намаз. Идем дальше. Если он не читает состав, взял печенье с кучей добавок и, даже не подозревая об этом, съел какую-то запретную добавку в составе печенья, он виноват? Не знаю. А если он не читал состав и съел какую-то добавку, которая может оказаться запретной, но мы про нее ничего не знаем пока? Тем более не знаю.
 
Но если все же печенье — это хлеб, то в основе он дозволен, пока не доказано обратное. Вот как минимум это рассуждение должно останавливать нас от того, чтобы выбивать печеньки из рук ни в чем не повинных мусульман, которые оказались рядом с нами в магазине.
 
Во-вторых, как ни странно, если речь о добавках и химических реакциях, там могло произойти полное изменение вещества (истихаля). Ханафитский мазхаб известен не только тем, что не признает истихалю в производстве желатина, но и тем, что признает ее в куче других химических процессов, просто народ об этом не знает. А если вещество полностью изменилось, то сырье не имеет значения. Другое дело — что это не так часто происходит, но вот производство мыла — неплохой пример. Некоторые считают реакцию омыления вполне себе истихалей.
 
Это все не означает, что теперь не надо читать состав. Дело хорошее — остерегаться сомнительного в широком смысле, это правильный подход из области тасаввуфа. Но, если вы ведете себя грамотно и читаете состав, не сейте смуту и не учите других мусульман. Они сами дойдут до вашего высокого уровня потребительской сознательности и макамов укрощения нафса. Не превращайте амр биль-мааруф в притеснение и насилие. И старайтесь покупать продукты с символикой «Халяль», конечно.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

5 качеств праведного друга
5 качеств праведного друга
Из книги имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) «Бидаятуль Хидая» («Начало наставления»): «Прежде всего, вам следует рассмотреть у...
2 300
3 марта, 24
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Общие требования к очищению нечистой одежды: Если одежда испачкана нечистотами [наджас] и эти нечистоты видимые, то нечистоты должны быть...
1 617
1 марта, 24

Комментарии: 2

Правила форума
Ruslan M
Ruslan M
0
«что не признает истихалю в производстве желатина, но и тем, что признает ее в куче других химических процессов»

Здесь нет ошибки? Просто по стилю кажется, что в двух частях должно быть одинаково: «не признает» или «признает».
17 августа, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум! Ошибки нет. Большинство ханафитов не признает истихалю в желатине, но мазхаб известен не только этим, но и тем, что - в отличие от шафиитского мазхаба, например, - истихаля признается в самых разных других химических процессах, а не только в превращении вина в уксус, дублении шкур и превращении трупа в соль в солончаках.
18 августа, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Дозволен ли говяжий желатин, если животное было забито не по шариату?
Дозволен ли говяжий желатин, если животное было забито не по шариату?
Вопрос: Я прочитала, что желатин – это клейкое вещество, которое делают из костей и кожи свиней и коров. Если это свиной желатин, то поня...
8 268
8 декабря, 17