Сура «Аль-Анфаль»
ПЕРЕВОД:
21. И не будьте как те (иудеи, христиане и лицемеры), кто говорит: «Мы слышали», — а сами не слушают.
ТАФСИР (Толкование):
«Аят указывает, что слова верующего: «Слушаю и подчиняюсь», — без фактического подчинения не имеют смысла. Если он был небрежен в исполнении повелений, не выполнял их и совершал разные грехи, то какое подчинение? В таком случае он [внешне] похож на лицемера, который обнаруживает веру, но скрывает неверие. И это подразумевается в этих словах Всевышнего”[2]».
21
ПЕРЕВОД:
22. Поистине, наихудшие из живых существ (на земле) перед Аллахом — глухие (не слышащие истину), немые (не говорящие слов истины) и не понимающие (истины).
ТАФСИР (Толкование):
22
ПЕРЕВОД:
23. И если бы Аллах знал, что в них есть благо, то Он обязательно дал бы им услышать (истину, чтобы они смогли понять ее). Но даже если бы Он дал бы им услышать, они (из-за своего упрямства) все равно бы отвернулись (от веры, не извлекая пользы из услышанного) с отвращением (даже если бы они уверовали, то все равно не проявили бы стойкости в вере и вслед за признанием и подтверждением совершили бы вероотступничество).
ТАФСИР (Толкование):
23
ПЕРЕВОД:
24. О верующие! Ответьте Аллаху и Посланнику (проявляя повиновение и отвечая на этот призыв с покорностью), когда он призывает вас к тому, что (духовно и физически) оживляет вас. И знайте, что Аллах (может установить преграду) между человеком и его сердцем (то есть сохранить веру верующему и не дать ее неверующему). И к Нему вы будете собраны (поэтому, пока еще не поздно, спешите проявить покорность Его Посланнику).
ТАФСИР (Толкование):
“То есть Он поставил преграду между верующим и неверием и между неверным и верой”[2].
«Из этого аята становится ясно, что Аллах творит весь выбор (касб) человека, будь то хорошее или плохое. И в этом — смысл слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): «О переворачивающий сердца». И действие Всевышнего Аллаха в отношении тех, кого Он сбил с прямого пути и ввел в заблуждение, — это справедливость, потому что они не были лишены какого-то своего права, которое Он обязан был выполнить, поэтому [Аллах] непременно справедлив»[3].
«Этот аят велит быть сосредоточенным (аль-муракаба), бояться Всевышнего Аллаха и спешить отвечать на Его повеление»[4].
24
ПЕРЕВОД:
25. Бойтесь смуты, которая охватит не только несправедливых среди вас (ее последствия затронут и остальных). И знайте, что Аллах наказывает сурово.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах велит не молчать про порицаемое, если это будет среди них, иначе Аллах всех покарает. И наказание коснется и грешника, и праведника».
25
ПЕРЕВОД:
26. Вспомните, как (на вашей родине в Мекке) мало вас было и вас (язычники презирали и) считали слабыми на земле. Вы опасались, что (в любой момент) люди (неверующие) схватят вас.
Но Он (Всевышний Аллах) дал вам убежище (в Медине), укрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны (Аллаху за все эти многочисленные блага).
ТАФСИР (Толкование):
26
ПЕРЕВОД:
27. О верующие! Не предавайте Аллаха и Посланника (не выполняя повеления) и не покушайтесь на вверенное вам (на хранение) имущество сознательно.
ТАФСИР (Толкование):
27
ПЕРЕВОД:
28. Знайте, что ваше имущество и ваши дети — это искушение (которым Аллах испытывает вас и которое может стать причиной греха и наказания, поэтому остерегайтесь нарушения Шариата из-за чрезмерной любви к ним) и что у Аллаха — великая награда (для тех, кто отдает предпочтение Его довольству перед всем остальным. Таким образом, соблюдая границы Аллаха в отношении вашего имущества и ваших детей, старайтесь удостоиться Его награды).
ТАФСИР (Толкование):
«Это искушение, потому что сердце занято мирским и это в итоге преграждает [путь к счастью] в вечной жизни»[1].
«У Абу Любабы было имущество и дети в бану Курайза, и именно это подтолкнуло его к тем действиям»[2].
28
ПЕРЕВОД:
29. О верующие! Если вы будете бояться Аллаха, то (благодаря вашей богобоязненности) Он даст вам способность отличать (хорошее от дурного), скроет ваши плохие поступки и простит вас (окончательно в Судный день). Поистине, Аллах — обладатель огромной милости.
ТАФСИР (Толкование):
29
ПЕРЕВОД:
30. И (вспомни, как) неверующие строили козни, чтобы запереть (тебя в одном из домов), убить или изгнать тебя (из Мекки). Они строили козни, и Аллах (выведя идолопоклонников к Бадру и показав им мусульман малочисленными, а затем подвергнув их поражению) покарал за их козни, а ведь Аллах — лучший из тех, кто воздает за коварство.
ТАФСИР (Толкование):
30
ПЕРЕВОД:
31. Когда им читают Наши аяты, они говорят: «Мы уже слышали это (то, что читает Мухаммад). Если мы захотим, то сочиним что-то похожее. Ведь это — всего лишь сказки древних народов».
ТАФСИР (Толкование):
«Это предельное высокомерие и упорство. А как же иначе, ведь если бы они смогли сочинить нечто подобное, то не откладывали бы это? Что же их удерживает, если им брошен вызов уже десять лет как? И их высмеяли, потому что они не могут этого сделать, а потом унизили мечом на поле боя, но они так ничего и не смогли предоставить, несмотря на свое высокомерие»[1].
31
ПЕРЕВОД:
32. И они сказали: «О Аллах! Если это (то, что говорит Мухаммад) истина (идущая) от Тебя, то обрушь на нас с неба дождь из камней или подвергни (иной) мучительной каре (за наше отрицание)».
ТАФСИР (Толкование):
32
ПЕРЕВОД:
33. Но (несмотря на то что они давно уже заслужили наказания) Аллах не станет их карать, пока ты среди них. (После того как ты уйдешь от них) Аллах не станет их карать, пока они (оставшиеся среди них слабые верующие) просят прощения.
ТАФСИР (Толкование):
33
ПЕРЕВОД:
34. Но как же Аллаху не наказать их, если они (заслужили наказание тем, что) не пускают мусульман к мечети аль-Харам?! Они (язычники) не являются Его (Аллаха) любимцами (аулия, о чем постоянно заявляют). Поистине, Его любимцы — лишь те, кто остерегается Его (наказания), но большинство их (язычников) не ведает об этом (о том, что лишены близости к Аллаху).
ТАФСИР (Толкование):
34
ПЕРЕВОД:
35. Их (язычников) молитва возле Каабы была просто свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же наказание за то, что вы не верили!
ТАФСИР (Толкование):
“Когда курайшиты совершали таваф, то делали это нагими, хлопая в ладоши и свистя”[2].
35
ПЕРЕВОД:
36. Поистине, неверующие расходуют свое имущество на то, чтобы сбивать (людей) с пути Аллаха. Они израсходуют его, а затем пожалеют об этом (увидев, что все их затраты не дали никакого результата), а позже потерпят поражение (уже в этой жизни). А (в вечной жизни) неверующие будут собраны в Аду.
ТАФСИР (Толкование):
36
ПЕРЕВОД:
37. (Это для того) чтобы Аллах отделил плохого человека (неверующего) от хорошего (верующего), скинул плохих друг на друга, собрал их всех вместе и разместил в Аду. Они окажутся в убытке.
ТАФСИР (Толкование):
37
ПЕРЕВОД:
38. Скажи (Мухаммад) неверующим, что если они прекратят (быть неверующими и враждовать с Пророком), то им простится все, что было раньше (из их убеждений и поступков). Но если они вернутся (к прежнему), то уже известен пример прежних общин (которые были уничтожены за неверие и грехи).
ТАФСИР (Толкование):
«Это милость Всевышнего Аллаха к творениям. Ведь если бы неверующих, которые придерживаются неверия и многобожия, грешат и делают другие мерзкие дела, уничтожили сразу же после их грехов, то у них не было бы времени на покаяние и они не были бы прощены. Поэтому Всевышний Аллах облегчил им это при их покаянии, проявив к ним милосердие при их принятии Ислама и стирая все их прежние грехи, чтобы это приблизило их к принятию религии»[1].
38
ПЕРЕВОД:
39. Сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута (язычество) и пока вся религия не будет посвящена (одному лишь) Аллаху (ложные религии исчезнут, и люди будут поклоняться Ему одному). Но если они прекратят (быть неверующими), то Аллах же видит все, что они делают (и воздаст им за их дела).
ТАФСИР (Толкование):
“Они исчезнут, потому что их полностью истребят или они откажутся от своей религии перед страхом смерти, как сказано в хадисе: «Мне приказано сражаться с ними, пока они не скажут, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха»”.
39
ПЕРЕВОД:
40. А если они отвернутся (от истинной веры), то знайте, что Аллах — ваш Покровитель (уповайте только на Него и не обращайте внимания на их враждебность). Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!
ТАФСИР (Толкование):
40
- Мединская сура
- 75 аятов
- 9, 10 джуз
- в порядке ниспосылания - 88
В этой суре много внимания уделяется сражению на пути Аллаха, терпению в борьбе с врагами Аллаха и всему с этим связанному: правилам ведения войны и заключения мира, распределению трофеев и так далее.
Эта сура была ниспослана после битвы при Бадре, и некоторые сподвижники называли ее сурой «Аль-Бадр».
Комментарии: 13
Правила форума