Сура «Аз–Зумар»
ПЕРЕВОД:
61. Аллах спасет (от Ада) богобоязненных, поместив их в обитель счастья (Рай). Зло не коснется их, и они не будут опечалены.
ТАФСИР (Толкование):
61
ПЕРЕВОД:
62. Аллах — Творец всего. И Он — Попечитель всего (всех творений).
ТАФСИР (Толкование):
Имам Насафи отмечает:
«Это опровергает мутазилитов и дуалистов»1.
Дуализм — это вера в наличие у мира двух начал: добра и зла — и вера в то, что у каждого из этих начал есть свой отдельный создатель. Таковы, например, убеждения зороастрийцев (маджусов).
Всевышний Аллах говорит всем: существует только один Создатель, и только Он заслуживает поклонения!
1 С. 1045.
62
ПЕРЕВОД:
63. Ему принадлежат ключи (от сокровищниц) небес (например, дождя) и земли (например, урожая). А не верящие в знамения Аллаха (аяты Корана) понесут урон.
ТАФСИР (Толкование):
63
ПЕРЕВОД:
64. Скажи (Мухаммад): «Неужели вы призываете меня поклоняться кому-либо, кроме Аллаха, о невежды?!»
ТАФСИР (Толкование):
64
ПЕРЕВОД:
65. Тебе и твоим предшественникам уже было внушено (в откровении): «Если (предположить, что) ты (Мухаммад) станешь поклоняться кому-то (кроме Аллаха), то тщетными окажутся твои (благие) дела и ты понесешь урон».
ТАФСИР (Толкование):
Внешне здесь обращение к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), но подразумевается его община, потому что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) не совершает ни малых, ни больших грехов, не говоря уже о многобожии1.
Таким образом Аллах показывает нам, насколько страшным грехом является язычество и насколько сурово наказание за него, так что, если бы Пророк Мухаммад — лучшее творение — совершил бы многобожие, то даже его дела оказались бы тщетны.
Имам аль-Кушайри говорил:
«Если человек впадет в неверие, то его предшествующие благие дела ему не помогут. Но дела будут аннулированы, лишь если человек умрет неверующим, поскольку Всевышний Аллах говорит:
وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُولَـٰئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ
«Если кто-то из вас отречется от своей религии и умрет неверующим, то его дела окажутся тщетными как в этой, так и в вечной жизни. Они — обитатели Ада и пребудут там вечно»2»3.
И это мнение мазхаба имама аш-Шафии. Согласно же мазхабам имама Абу Ханифы и имама Малика, благие дела вероотступника аннулируются в любом случае.
65
ПЕРЕВОД:
66. Так поклоняйся же одному Аллаху и будь среди благодарных (за все Его блага).
ТАФСИР (Толкование):
Лишь Аллах — Творец вселенной, а значит, только Он заслуживает поклонения и проявления абсолютной благодарности.
66
ПЕРЕВОД:
67. Не ценили они Аллаха должным образом (не возвеличивали Его должным образом, потому что приравнивали к Нему других богов). Но вся земля в Судный день окажется в Его власти, а небеса будут скручены Его Могуществом. Пречист Он и превыше всего, чему они поклоняются наряду с Ним.
ТАФСИР (Толкование):
«Но вся земля в Судный день окажется в Его власти, а небеса будут скручены Его Могуществом»
Дословно в аяте сказано: «Земля окажется в Его руке (или пригоршне), а небеса будут скручены Его правой рукой». Эти слова ученые понимали тем же способом, как и прочие аяты, буквальный смысл которых невозможен. Кто-то оставлял знание смысла этих слов Аллаху. Другие ученые давали иносказательное толкование1, которое мы привели выше в переводе смысла аята, опираясь на тафсир «Джалялейн» и др.
«Пречист Он и превыше всего, чему они поклоняются наряду с Ним»
Имам Насафи пишет:
«Его Могущество и Его величие делают невозможным приравнивать к Нему кого-либо»2.
От Муджахида передается, что этот аят был ниспослан о курайшитах-язычниках3.
67
ПЕРЕВОД:
68. Но подуют в Рог, и падут замертво все (творения), кто на небесах, и все, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает (оставить в живых). Потом подуют (в Рог) еще раз, и тогда они (творения) восстанут (из мертвых) и станут ждать.
ТАФСИР (Толкование):
«Кроме тех, кого Аллах пожелает (оставить в живых)»
Имам Насафи пишет:
«Кроме Джибриля, Микаиля, Исрафиля и ангела смерти, а некоторые сказали, что речь идет об ангелах, которые держат Арш»1.
1 Насафи, с. 1046.
68
ПЕРЕВОД:
69. И озарится земля светом своего Господа (когда Он явит Себя в Судный день). Положат книгу (деяний), и приведут пророков и свидетелей (мусульман). Их (всех) рассудят по правде — с ними не обойдутся несправедливо.
ТАФСИР (Толкование):
«И озарится земля светом своего Господа»
Имам Насафи пишет:
«Озарится светом справедливости. Так, о справедливом правителе говорят, что он «озарил мир своей справедливостью»»1.
Имам Абу Мансур Матуриди говорил:
«Может подразумеваться, что Господь создаст свет, который озарит землю на месте предстояния (в Судный день)»2.
Согласно такому толкованию, выражение «свет Аллаха» означает «свет, принадлежащий Аллаху или созданный Им».
Имам аль-Куртуби писал:
«Некоторые люди впали в заблуждение, полагая, что Всевышний Аллах является физическим светом. Но Аллах не подобен физическим телам. Он — Тот, Кто озаряет, а свет — Его создание»3.
«Приведут пророков и свидетелей», — то есть Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) и его община будут свидетельствовать, что предыдущие пророки полностью выполнили свою миссию («Джалялейн»).
69
ПЕРЕВОД:
70. Каждая душа получит сполна за то, что она сделала (в земной жизни). Аллах лучше знает о том, что они делают (Он не нуждается в свидетелях).
ТАФСИР (Толкование):
70
ПЕРЕВОД:
71. Приведут неверующих в Ад толпами. Когда они придут к нему, откроются его ворота и стражи спросят их: «Разве не приходили к вам посланники из вас самих (людей), которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о наступлении этого дня для вас?» Они ответят: «Да (все было именно так)». Исполнилось решение о наказании для неверующих.
ТАФСИР (Толкование):
71
ПЕРЕВОД:
72. Скажут (неверующим): «Войдите в ворота Ада и оставайтесь там навечно!» Как же ужасно (это) прибежище высокомерных!
ТАФСИР (Толкование):
Ад станет местом вечного пребывания для тех, кто из гордости и высокомерия отверг истину.
72
ПЕРЕВОД:
73. И приведут тех, кто (при жизни) боялся своего Господа, в Рай толпами. Когда они придут к нему, откроются его ворота и стражи скажут им: «Мир вам! Вы чисты (от духовных и физических нечистот). Войдите сюда навечно!»
ТАФСИР (Толкование):
Имам аль-Куртуби пишет:
«Это будут шахиды, аскеты, ученые, чтецы Корана и другие, кто боялся Аллаха и совершал хорошие поступки»1.
1 Куртуби, 18/317.
73
ПЕРЕВОД:
74. Они (верующие, входя в Рай) скажут: «Хвала Аллаху, исполнившему обещание и давшему нам райскую землю. Мы можем поселиться в Раю, где пожелаем. Прекрасна награда совершавших (благие дела)!»
ТАФСИР (Толкование):
Толкователи Корана пишут, что речь идет о следующем обещании Всевышнего Аллаха:
تِلْكَ الْجَنَّةُ الَّتِي نُورِثُ مِنْ عِبَادِنَا مَن كَانَ تَقِيًّا
«Таков Рай, который Мы передадим тем из Наших рабов, кто был богобоязнен»1.
1 Коран, 19:63.
74
ПЕРЕВОД:
75. Ты (Мухаммад) увидишь ангелов, окружающих Арш и возвеличивающих хвалой своего Господа. Их (все творения) рассудят по правде (справедливо), и будет сказано: «Хвала Аллаху, Господу миров!»
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах также говорит:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ يَهْدِيهِمْ رَبُّهُم بِإِيمَانِهِمْ ۖ تَجْرِي مِن تَحْتِهِمُ الْأَنْهَارُ فِي جَنَّاتِ النَّعِيمِ ﴿٩﴾ دَعْوَاهُمْ فِيهَا سُبْحَانَكَ اللَّـهُمَّ وَتَحِيَّتُهُمْ فِيهَا سَلَامٌ ۚ وَآخِرُ دَعْوَاهُمْ أَنِ الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿١٠﴾
«Поистине, верующих, совершавших благие дела, их Господь наставит (на верный путь) за их веру. Текут под ними (под дворцами) реки в Райских садах. Там они будут обращаться (к Аллаху, говоря): «Пречист Ты (чист от любых недостатков), Аллах!» Приветствием там будет слово: «Мир!» И последними их (обитателей Рая) словами будут: «Вся хвала Аллаху, Господу миров!»»1
По милости Всевышнего Аллаха на этом заканчивается толкование суры «Аз-Зумар».
1 Коран, 10:9-10.
75
- Мекканская сура
- 75 аятов
- 23, 24 джуз
- в порядке ниспосылания - 59
Мекканская сура. В ней 75 аятов.
Комментарии: 2
Правила форума