Циклы Авторы Сортировка
Image
Часть 60. Битва при Ухуде
Мы видели, как курайшиты-язычники потерпели поражение при Бадре, а торговые пути для них были перекр...
236
10 февраля, 21

Часть 60. Битва при Ухуде

236
10 февраля, 21

Мы видели, как курайшиты-язычники потерпели поражение при Бадре, а торговые пути для них были перекрыты. Сильно поредевший круг курайшитской знати обратился к Абу Суфьяну, который, по большому счету, и был причиной битвы при Бадре, с просьбой задержать товар в доме собраний, не передавая его хозяевам.

 

Затем они обратились к соплеменникам:

 

— О курайшиты, поистине, Мухаммад нанес вам обиду и убил лучших из вас, так помогите же нам этим имуществом в войне против него, и, может быть, мы сумеем отомстить ему!

 

Курайшиты согласились и передали для этой цели свое имущество общей стоимостью пятьдесят тысяч динаров. Также собрались добровольцы, готовые выйти в поход.

 

Собралось три тысячи воинов – из курайшитов, их союзников из родов аль-Мусталик и аль-Хун ибн Хузейма. К ним также присоединился Абу 'Амир ар-Рахиб аль-Ауси, который ранее покинул Медину из ненависти к Посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, с группой подобных ему предателей, которые привели с собой подчиненных им род Кинана и жителей Тихамы.

 

Сафван ибн Умайя сказал Абу 'Аззе (читатель помнит о том, что он был освобожден без выкупа Пророком после битвы при Бадре):

 

— О Абу 'Азза! Ты — поэт, так помоги нам своим языком. Выступай в поход вместе с нами!

 

Тот ответил:

 

— Я пообещал Мухаммаду, что не стану выступать против него, и опасаюсь, что если попаду ему в руки, то не уцелею.

 

Сафван продолжал его убеждать, и Абу ʼАзза поддался на уговоры, после чего отправился подстрекать людей выступить против мусульман.

 

Джубайр ибн Мут’им вызвал к себе раба-эфиопа по имени Вахши, который был известен тем, что довольно метко кидал копье на эфиопский манер и очень редко промахивался. Джубейр сказал ему:

 

— Иди с войском! Если ты убьешь Хамзу, дядю Мухаммада, отомстив ему за моего дядю Ту'айма ибн 'Ади[1], я освобожу тебя.

 

Мекканская армия двинулась в путь. Они взяли с собой певиц, музыкальные инструменты и вино. Предводители курайшитов посчитали необходимым взять с собой и женщин, чтобы те воодушевляли своих мужчин бороться до победного конца. Они остановились перед Мединой в местности Зуль-Хулейфа[2].

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получил письмо от своего дяди ’Аббаса ибн ‘Абд аль-Мутталиба, который наблюдал за сборами войска язычников. Сам ’Аббас, да будет Аллах им доволен, под каким-то предлогом остался в Мекке.

 

Когда стало известно, что курайшиты приблизились к Медине, Пророк созвал своих сподвижников и сказал:

 

— Если мы останемся в Медине, а язычники – в своем лагере, то они останутся в наихудшем месте. Либо мы сразимся с ними, когда они войдут в город.[3]

 

План остаться и оборонять Медину поддержали старики из мухаджиров и ансаров, а также Абдуллах ибн Убай. Молодёжь же, особенно те, кто не принимал участия в битве при Бадре, попросила Пророка выступить, того же мнения придерживался Хамза ибн Абдуль-Мутталиб. Они убеждали Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, до тех пор, пока тот не согласился с ними – их было большинство.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провел пятничную молитву десятого числа месяца шавваль. В своей проповеди он призывал мусульман к стойкости и терпению. Посланник Аллаха говорил: «От вашей стойкости зависит победа».[4]

 

Затем Пророк вошел к себе в дом, взял оружие, надел кольчугу и, опоясавшись мечом и закинув за спину щит, вышел к людям. Когда знатные люди увидели, что молодые воины вынудили Посланника Аллаха выступить из города, они принялись их упрекать:

 

— Вы вынудили Посланника Аллаха выйти из города, предоставьте же решать ему самому!

 

Те пожалели о том, что сделали, а когда он вышел из дома, сказали ему:

 

— О Посланник Аллаха, мы не хотели противоречить тебе, делай же, что хочешь, и если ты желаешь оставаться в Медине, то оставайся!

 

На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

— Если пророк надел доспехи, не пристало ему снимать их до тех пор, пока Аллах не рассудит его с его врагами.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вручил знамя мухаджиров Мус‘абу ибн ‘Умайру, знамя хазраджитов было вручено Хаббабу ибн аль-Мунзиру[5], а знамя ауситов было вручено Усайду ибн Худайру. Тысяча мусульман вышли в поход.

 

Преодолев перевал Санийат аль-Вада‘, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел хорошо вооруженный отряд, двигавшийся отдельно от основной массы воинов, и спросил, кто они. Ему ответили, что это иудеи из числа союзников Абдуллаха ибн Убайя.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

— Мы не обращаемся за помощью к неверующим против язычников,[6] – и велел им вернуться, поскольку не чувствовал себя в безопасности рядом с ними, не доверяя тем, кто был готов нарушить мирный договор.

 

Затем Пророк провел смотр своего войска, вернув назад тех, кого он посчитал слишком молодыми[7] и оттого неспособными участвовать в сражении. Среди них были Рафи‘ ибн Худейдж и Самура ибн Джундуб. Но затем он, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил остаться Рафи‘у, поскольку ему сказали, что Рафи' — хороший стрелок. Самура заплакал и сказал мужу[8] матери: «Посланник Аллаха разрешил остаться Рафи', но я сильнее, чем Рафи‘».

 

Когда Посланнику Аллаха передали его слова, он велел им побороться, и после того, как Самура победил Рафи‘, Пророк позволил ему остаться.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил остаться ночевать на этом же месте. Это было в субботу. Он поставил во главе охраны войска Мухаммада ибн Маслама[9], а Закван ибн ‘Абду Кайса отвечал за охрану самого Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует.

 

Незадолго до рассвета войско двинулось в путь. Когда они проходили мимо аш-Шаута – сада между Мединой и горой Ухуд – от них откололся Абдуллах ибн Убай и увел с собой триста человек, сказав: «Их послушался, а меня не послушался. Мы не знаем, за что мы будем губить свои души здесь, о люди».

 

Эти люди развернулись и пошли обратно. За ними последовал Абдуллах ибн 'Амр, отец Джабира, да будет Аллах им доволен, увещевая беглецов: «О люди! Я напоминаю вам об Аллахе! Не отделяйтесь от вашего народа и вашего Пророка, когда он выступил против врага!»[10]

 

Они ответили, как передается в Священном Коране:

 

قَالُوا لَوْ نَعْلَمُ قِتَالًا لَّاتَّبَعْنَاكُمْ

 

«Они сказали: Если бы мы знали, что будет битва, то обязательно бы пошли с вами». (Сура «Алю Имран», аят 167)

 

Они не стали его слушать, твердо вознамерившись уйти. Тогда Абдуллах воскликнул: «Да удалит вас Аллах от Себя, о враги Аллаха! И да избавит Он Своего пророка от нужды в вас!».

 

После ухода Убайя верующие растерялись и едва не пали духом – это были представители рода Хариса из хазраджитов и рода Салама из ауситов – однако Аллах укрепил их. По вопросу, как поступить с дезертирами, мнения мусульман разделились: одни призывали сразиться с ними, другие предпочитали их оставить в покое[11]. После чего Всевышний Аллах ниспослал:

 

فَمَا لَكُمْ فِي الْمُنَافِقِينَ فِئَتَيْنِ وَاللَّهُ أَرْكَسَهُم بِمَا كَسَبُوا أَتُرِيدُونَ أَن تَهْدُوا مَنْ أَضَلَّ اللَّهُ وَمَن يُضْلِلِ اللَّهُ فَلَن تَجِدَ لَهُ سَبِيلًا

 

«Что с вами, почему вы разделились на две группы по вопросу о лицемерах? Аллах вернул их назад (в неверие) за то, что они приобрели. Неужели вы рассчитываете наставить (на истинный путь) того, кого сбил (с этого пути Сам) Аллах? Тому, кого Аллах сбил (лишив истины), ты ни за что не найдешь (верного) пути» (Сура «ан-Ниса», аят 88).

 

Затем войско продолжило движение, пока не остановилось в одном из ущелий горы Ухуд на склоне, повернувшись в направлении Медины и оставив позади гору Ухуд. Таким образом, вражеская армия оказалась между Мединой и мусульманами. Во главе всадников у них на правом фланге стоял Халид ибн аль-Валид, а на левом — Икрима ибн Абу Джахль, пехотой командовал Сафван ибн Умаййя. Пророк поставил аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама перед Халидом, а оставшихся воинов перед остальными.

 

Пророк отобрал отряд из пятидесяти искусных лучников во главе с Абдуллахом ибн Джубайром аль-Ансари и расставил их на склонах горы, сказав: «Не покидайте своего места, даже если увидите, что мы разбили этих людей! Не уходите отсюда, даже если увидите, что они разбили нас, не помогайте нам!»[12]

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выровнял ряды и прочитал проповедь[13], в которой сказал:

 

«Поистине, Святой Дух внушил мне, что не умрет человек, пока не исчерпает свой удел, который не уменьшится, даже если запоздает. Так бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с мольбами к Аллаху должным образом! И пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его с помощью ослушания Аллаха! Связь верующего с верующими подобна связи головы с телом: когда голова испытывает боль, то болью отзывается все тело».

 

Битва началась с поединков. Из рядов язычников вышел человек, к нему вышел аз-Зубейр и смог убить язычника. Затем вышел Тальха ибн Абу Тальха, его сразил Али, потом вышел его брат 'Усман, его убил Хамза, затем вышел другой их брат Абу Са'ид, но Са‘д бин Абу Ваккас поразил его стрелой насмерть. Четверо сыновей Тальхи ибн Абу Тальхи один за другим выходили на поединок, и все они были убиты[14].

 

Из рядов язычников вызвался на поединок Абдуррахман, сын Абу Бакра, и его отец хотел выйти против него, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

 

«О Абу Бакр, побереги себя для нас!»

 

Конница мекканцев предприняла три попытки атаковать мусульманскую армию, однако каждый раз лучники обстреливали их, и все их атаки закончились неудачей. Когда разгорелось сражение, женщины язычников стали бить в бубны, напевая стихи, чтобы вдохновить своих мужчин. Пророк каждый раз, когда слышал песни этих женщин, говорил: «О Аллах, благодаря Тебе я передвигаюсь, благодаря Тебе нападаю и благодаря Тебе сражаюсь! Мне достаточно Аллаха, Он – наилучший Покровитель!»[15]

 

В этом сражении был убит Хамза ибн Абдуль-Мутталиб – дядя Посланника Аллаха, господин всех шахидов – его застал врасплох Вахши. Он бросил в Хамзу своё копьё, и оно попало в нижнюю часть его живота.[16]

 

После гибели своих знаменосцев язычники не осмеливались даже приблизиться к своему знамени, многие из них обратились в бегство, а женщины их плакали и причитали. Мусульмане преследовали врагов, убивая их и захватывая добычу.

 

Когда это увидели лучники, которые прикрывали тылы мусульман на горе, то решили, что им больше не нужно там оставаться. Они забыли о том, что приказал им их мудрый повелитель, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Их командир[17] напомнил им о повелении стоять на месте, однако большая часть их не обратила внимания на него – они спешили за добычей. Сам же командир остался на месте с несколькими товарищами.

 

Увидев, что с горы больше не исходит угроза, Халид ибн аль-Валид – один из командиров язычников на тот момент – стремительно бросился со своей кавалерией в тыл к мусульманам. Враги тут же убили Абдуллаха ибн Джубейра и его товарищей, после чего обрушились на мусульман сзади, пока те были заняты делением благ земного мира.

 

Поняв, что на них напали, мусульмане растерялись и побросали все, что было в руках. В рядах верующих началась такая суматоха, что они не могли различить, где враг, а где друг, и стали сражаться со своими же.

 

Одна из язычниц[18] поспешила к лежавшему на земле знамени курайшитов и снова подняла его. Вокруг него стали собираться неверующие.

 

Один из язычников по прозвищу Ибн Камиа убил знаменосца Мус'аба ибн 'Умайра, после чего закричал, что убил самого Мухаммада. Услышав это, мусульмане совсем пали духом, некоторые стали говорить: «Ради чего мы сражаемся, если Мухаммад убит? Возвращайтесь к своему народу, они обеспечат вам безопасность». Другие же говорили: «Если Мухаммад убит, то сражайтесь же за свою религию». В результате этого раскола одна группа мусульман обратилась в бегство. Они пришли к Медине, однако постеснялись войти в город и ждали неподалеку три дня.

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и группа его сподвижников, среди которых был и Абу Тальха аль-Ансари, проявили необычайную стойкость. Абу Тальха прикрывал Пророка своим деревянным щитом, обитым кожей, защищая его от врага. Кроме того, он был метким стрелком. Он разложил стрелы перед Посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сказав ему: «Я закрою тебя своим телом». Каждый раз, когда мимо проходил воин с колчаном стрел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил ему: «Отдай стрелы Абу Тальхе!»[19]

 

И когда Пророк выглядывал, чтобы посмотреть на врагов, Абу Тальха говорил ему: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! Не показывайся, ведь тебя может поразить их стрела! Лучше уж погибну я, а не ты!»

 

Среди тех, кто проявил стойкость в той битве, был также Са'д ибн Абу Ваккас. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, передал ему свой колчан со стрелами и сказал: «Стреляй, да станут отец мой и мать выкупом за тебя!»[20]

 

Также остался рядом с Пророком и Сахль ибн Хунейф. Он был известен как искусный лучник. Он ловко отстреливался от врагов, защищая Посланника Аллаха, и враги отступали от него.

 

Абу Дуджана Симак ибн Хараша аль-Ансари тоже встал перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрывая его своим телом, и не двигался с места несмотря на то, что в него попадали стрелы[21].

 

Зияд ибн ас-Сакан также защищал Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, пока совсем не обессилел от ран. Он упал, и его поднесли к Посланнику Аллаха, который положил его голову себе на колени, и тот умер в таком положении.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пережил это страшное испытание лишь благодаря стойкости, которую даровал ему Всевышний.

 

К нему подошел Убай ибн Халяф, собираясь убить. Тогда Посланник Аллаха взял копье у того, кто находился рядом с ним, и сказал: «Оставьте его мне». Когда тот приблизился, Пророк нанес ему удар, от которого тот умер. Это был единственный случай, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, кого-то убил.

 

Абу 'Амир ар-Рахиб[22] подготовил ямы-ловушки для мусульман, и Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, упал в одну из них. Он потерял сознание и повредил себе колено. 'Али взял Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за руку, а Тальха ибн Убайдуллах обнял его и поддерживал до тех пор, пока тот наконец не начал стоять прямо.

 

'Утба ибн Абу Ваккас бросил в Пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, камень, выбив ему передний зуб. Хатыб ибн Абу Бальта' погнался за 'Утбой и убил его.

 

Абдуллах ибн Шихаб аз-Зухри поранил лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Также в лицо Пророка впились два кольца от шлема после удара ибн Камиа, да падет гнев Аллаха на него. Абу Убайда ибн аль-Джаррах зубами вынул одно из двух колец из щеки Пророка, лишившись переднего зуба. Потом он так же достал второе кольцо зубами, и выпал у него другой зуб. Таким образом, он остался без двух передних зубов.[23] Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес: «Как могут преуспеть люди, поранившие лицо своего пророка?!»[24], – после чего Всемогущий и Великий Аллах ниспослал следующий аят:

 

لَيْسَ لَكَ مِنَ الْأَمْرِ شَيْءٌ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ أَوْ يُعَذِّبَهُمْ فَإِنَّهُمْ ظَالِمُونَ

 

«От тебя (о Мухаммад) это не зависит. Аллах либо примет их покаяние, либо накажет их, ибо они – злодеи». (Сура «Али Имран», аят 128)

 

Ка'б ибн Малик аль-Ансари воскликнул[25]: «О Мусульмане! Радуйтесь! Вот Посланник Аллаха!». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил его замолчать. Увидев Пророка, мусульмане подошли к нему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спустился вместе с ними в ущелье: там были Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, Тальха ибн Убайдуллах, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, аль-Харис ибн ас-Симма.

 

Один из язычников по имени ‘Усман ибн Абдуллах ибн аль-Мугира на коне преградил путь Посланнику Аллаха со словами: «Не жить мне, если он спасется!», – но его лошадь тут же провалилась в одну из ям-ловушек. На него набросился аль-Харис ибн ас-Симма и убил его.

 

Когда Пророк достиг ущелья, пришла Фатыма, да будет Аллах ею доволен. Она принялась омывать его лицо, а Али ибн Абу Талиб набирал воду в щит и подавал ее. Когда же Фатима увидела, что от воды его раны кровоточат еще сильнее, она взяла кусок циновки, подожгла его, потом потушила и приложила к ране. Кровь остановилась.[26]

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел подняться на одну из скал, но не смог из-за того, что потерял много крови. Тогда Тальха ибн Убайдуллах поднял его на себя, и при его помощи Пророк поднялся на скалу. Оттуда Пророк посмотрел на врагов, которые расположились ниже, и сказал: «Нельзя допустить, чтобы они поднялись к нам!»

 

О Аллах, нет сил у нас, кроме как от Тебя! Тогда Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах им доволен, с группой мусульман согнали язычников с той горы.

 

Мусульмане, защищавшие Посланника Аллаха, получили множество ран, поскольку каждый из них принимал на себя стрелы, боясь, что они заденут Пророка. Тальха получил более семидесяти ранений, и у него впоследствии была полностью парализована рука, Ка'б ибн Малик получил семнадцать ранений.

 

Число убитых мусульман превысило семьдесят человек: четверо из них были мухаджирами, остальные – ансарами.[27]

 

Из мухаджиров погибли Хамза ибн Абдуль-Мутталиб, Мус'аб ибн 'Умайр, Абдуллах ибн Джахш и Шаммас ибн 'Усман.

 

Из ансаров: Ханзаля ибн Абу 'Амир, 'Амр ибн аль-Джамух и его сын Халляд ибн 'Амр, брат его жены – отец Джабира ибн Абдуллаха. Жена 'Амра – Хинд бинт Харам – приехала за телами мужа, сына и брата, чтобы похоронить их в Медине, и погрузила их на верблюда, но Пророк запретил хоронить мучеников за пределами Ухуда, и она вернула тела.

 

Погиб Са'д ибн ар-Раби'. Посланник Аллаха отправил людей на его поиски, и его нашли смертельно раненным. Ему сказали:

 

— Посланник Аллаха спрашивает о твоем самочувствии.

 

Са‘д ответил:

 

— Передайте моим соплеменникам из ансаров, чтобы они оставались верны обещанию, которое мы дали Посланнику Аллаха в ночь Акабы, и что им нечем будет оправдаться перед Аллахом, если они допустят, чтобы с Посланником Аллаха случилось что-нибудь, пока они живы!

 

Был убит Анас ибн ан-Надр – дядя Анаса ибн Малика. Когда он услышал о (якобы) гибели Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то сказал: «Так зачем же вам жить дальше? Вставайте и умрите за то, за что отдали свою жизнь ваши братья!». Он сражался, пока не погиб, да будет доволен им Аллах.

 

Курайшиты издевались над телами убитых при Ухуде. Хинд, жена Абу Суфьяна, распорола живот Хамзы, вынула печень, начала есть ее, но не смогла проглотить и выплюнула.[28]

 

Абу Суфьян подошел к горе и закричал:

 

— Дела идут хорошо! Этот день – месть за день Бадра, а война идет с переменным успехом. Мы встретимся с вами в Бадре на следующий год!

 

 Затем он сказал:

 

— Ваших убитых изуродовали. Я не приказывал делать этого, но это меня вовсе не огорчает.[29]

 

После этого язычники вернулись в Мекку, решив не идти войной на Медину, и это свидетельствует о том, что мусульмане не потерпели поражение в этот день, иначе язычники преследовали бы их и пытались бы захватить их город.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был сильно опечален смертью своего дяди Хамзы. Все шахиды были похоронены при Ухуде, каждый из них в той одежде, в которой погиб.

 

Мусульмане были крайне изнурены и не могли копать отдельные могилы для каждого шахида, по этой причине в одной могиле хоронили по два-три тела.[30]

 

Когда мусульмане вернулись в Медину, иудеи и лицемеры стали над ними насмехаться, обнаруживая скрытую до той поры ненависть. Они говорили друг другу:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ كَفَرُوا وَقَالُوا لِإِخْوَانِهِمْ إِذَا ضَرَبُوا فِي الْأَرْضِ أَوْ كَانُوا غُزًّى لَّوْ كَانُوا عِندَنَا مَا مَاتُوا وَمَا قُتِلُوا لِيَجْعَلَ اللَّهُ ذَلِكَ حَسْرَةً فِي قُلُوبِهِمْ وَاللَّهُ يُحْيِي وَيُمِيتُ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

 

«Если бы они остались с нами, то не умерли бы и не были убиты» (Сура «Алю Имран», аят 156).

 

В этом испытании заключается великий урок для мусульман. Верующие в тот день нарушили два важных правила, за что и были наказаны:

 

  • Первое – это полное подчинение Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во всех его приказах. Он сказал лучникам: «Не покидайте своего места – будем мы побеждать или терпеть поражение». Однако они ослушались и спустились с горы.

 

  • Второе – все дела должны совершаться лишь ради Аллаха. Нельзя позволять благам этого мира, которые часто становятся причиной больших бед, увлечь себя. Лучники захотели трофеев, увлеклись добычей и в итоге были наказаны. Об этом Всевышний Аллах подробно говорит в суре «Алю Имран»:

 

وَلَقَدْ صَدَقَكُمُ اللَّهُ وَعْدَهُ إِذْ تَحُسُّونَهُم بِإِذْنِهِ حَتَّى إِذَا فَشِلْتُمْ وَتَنَازَعْتُمْ فِي الْأَمْرِ وَعَصَيْتُم مِّن بَعْدِ مَا أَرَاكُم مَّا تُحِبُّونَ مِنكُم مَّن يُرِيدُ الدُّنْيَا وَمِنكُم مَّن يُرِيدُ الْآخِرَةَ ثُمَّ صَرَفَكُمْ عَنْهُمْ لِيَبْتَلِيَكُمْ وَلَقَدْ عَفَا عَنكُمْ وَاللَّهُ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ

 

«И, поистине, выполнил Аллах данное вам обещание, когда вы (о верующие) поражали их (неверующих) с Его позволения. Но вы пали духом, оспорили приказ и ослушались (Пророка) после того, как Он (Аллах) показал вам желанное (и победа была близка). Среди вас есть те, кто стремится к земным благам, а есть те, кто стремится к вечному. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Но Он уже простил вас, и Аллах – обладатель щедрости для верующих» (Сура «Али Имран», аят 152).

 

Просим Аллаха о помощи!

 

 

[1] Ту'ейм ибн 'Ади ибн Науфаль – один из предводителей курайшитов. Он был с ними в ночь переселения. Был убит при Бадре руками Али ибн Абу Талиба. Другие историки считают, что его убил Хамза ибн Абдуль-Мутталиб. «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/709).

 

[2] Деревня находится на расстоянии семи миль от Медины. Это место является микатом для жителей Медины. См. «Аль-Му'джам аль-Бульдан» (2/295-296).

 

[3] Передал Абду-Раззак в книге «Аль-Мусаннаф» (5/364-365). «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/63) и «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/38).

 

[4] Передали Абу Дауд, № 2590; Ибн Маджа, № 2806. Оба – от ас-Саиба ибн Йазида.

 

[5] Есть мнение, что знамя хазраджитов было вручено Са'ду ибн 'Убада. «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/39).

 

[6] В «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/39) передается по-другому: «Не обращайтесь за помощью к язычникам против язычников».

 

[7] Среди них были: Рафи‘ ибн Худейдж, Самура ибн Джундуб, Абдуллах ибн ‘Умар бин аль-Хаттаб, Усама ибн Зайд, Усайд ибн Захир, Зайд ибн Сабит, Зайд ибн Аркам, ‘Араба ибн Аус, ‘Амр ибн Хазм, Абу Са‘ид аль-Худри, аль-Бара ибн ‘Азиб и другие. «Тарих Табари» (3/64).

 

[8] Это Марри ибн Синан ибн Са‘ляба.

 

[9] Во главе пятидесяти человек, которым всю ночь предстояло ездить вокруг лагеря.

 

[10] Ибн Хишам (2/64).

 

[11] «Асбаб ан-нузуль» имама ас-Суюты, стр. 88.

 

[12] Бухари, № 3817; Ахмад в «Муснаде», № 18623.

 

[13] «Ас-Сира аль-халябийя» (2/222).

 

[14] «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/41).

 

[15] Ахмад в «Муснаде», № 23983.

 

[16] Бухари, № 3844.

 

[17] Абдуллах ибн Джубейр аль-Ансари, брат Хаввата ибн Джубейра.

 

[18] ‘Умара бинт Алькама.

 

[19] Бухари, № 3600; Муслим, № 1811.

 

[20] Бухари, № 3833; Муслим, № 2411.

 

[21] Ибн Хишам (2/82). Обладатель меча Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день Ухуда. Пророк спросил: «Кто из вас готов взять его у меня и использовать достойно?» – и люди бросились к нему, чтобы взять меч. И тогда Абу Дуджана сказал: «Я использую его как следует, о Посланник Аллаха!» – и Пророк отдал этот меч ему, и он действительно смог использовать его достойно.

 

[22] Пророк прозвал его словом «фасик», «нечестивец». «Тарих Табари» (3/67).

 

[23] См. «Усуд аль-Габа» (3/128).

 

[24] Бухари; Муслим, № 1791.

 

[25] «Я узнал его глаза, которые сверкали из-под защитного шлема. Я тогда во весь голос закричал». «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (2/46).

 

[26] Передал Бухари, № 3847.

 

[27] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/122).

 

[28] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/91) и «Тарих Табари» (3/74).

 

[29] «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/47).

 

[30] «Тарих Табари» (3/78).

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков