Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 63. Походы четвертого года хиджры
Часть 63. Походы четвертого года хиджры
О Аллах, что может быть хуже наказания за безрассудство! Народ пребывает в благоденствии и чувствует...
3 621
3 марта, 21

Часть 63. Походы четвертого года хиджры

3 621
3 марта, 21
Поход на племя ан-Надыр

 

О Аллах, что может быть хуже наказания за безрассудство! Народ пребывает в благоденствии и чувствует себя в безопасности, но их предводители уже задумали подлость в надежде на успех. И последствия этой их подлости обернутся горем для целого народа и изгнанием этого из мест его проживания. Так случилось с иудеями племени ан-Надыр, союзниками племени Хазрадж, которые жили рядом с Мединой. Между ними и мусульманами были заключены мирные договоры, гарантировавшие безопасность обоим сторонам. Однако вожди племени ан-Надыр не выполнили договор из-за своей зависти и подлости.

 

Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встретился с ними в сопровождении группы своих сподвижников, а между тем, некоторые иудеи сговорились убить Пророка в этот приезд: один из них должен был сбросить сверху на Пророка жернов[1]. Пророка известили свыше об этом намерении иудеев. Он встал и отправился в Медину, за ним последовали и его сподвижники. Вернувшись в Медину, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сразу же отправил к ним Мухаммада ибн Масляму, чтобы он передал им его слова: «Покиньте мой город, вы решились на предательство». К тем, кто не может отказаться от предательства и подлости, нужно проявлять твердость, и только твердость.

 

Иудеи стали готовиться к отъезду, однако их братья лицемеры послали к ним человека, который убеждал их стоять на своем и не покидать жилищ, обещая им свою поддержку:

 

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ نَافَقُوا يَقُولُونَ لِإِخْوَانِهِمُ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَئِنْ أُخْرِجْتُمْ لَنَخْرُجَنَّ مَعَكُمْ وَلَا نُطِيعُ فِيكُمْ أَحَدًا أَبَدًا وَإِن قُوتِلْتُمْ لَنَنصُرَنَّكُمْ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

لَئِنْ أُخْرِجُوا لَا يَخْرُجُونَ مَعَهُمْ وَلَئِن قُوتِلُوا لَا يَنصُرُونَهُمْ وَلَئِن نَّصَرُوهُمْ لَيُوَلُّنَّ الْأَدْبَارَ ثُمَّ لَا يُنصَرُونَ

 

«Разве ты (о Мухаммад) не видишь, что лицемеры говорят своим неверующим братьям из людей Писания (иудеям из племен Бану Курайза и Бану Надир): «Если вас изгонят (из ваших домов), то мы уйдем вместе с вами и никогда никому не подчинимся против вас (не предадим вас). А если с вами будут воевать, то мы обязательно поможем вам». Аллах свидетельствует о том, что они лжецы! Если их (иудеев) изгонят, то те (лицемеры) не уйдут с ними. А если с ними будут воевать, то они (лицемеры, нарушив свое слово) не помогут им. А если бы даже помогли (и вышли в бой вместе с иудеями), то непременно убежали бы (с поля боя). После уже никто не поможет им» (Сура «аль-Хашр», аяты 11-12).

 

После таких заверений иудеи не стали торопиться с отъездом и доверились лицемерам. Тогда Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) велел готовиться к сражению с этими людьми. Когда войско было готово, он выступил с ним, оставив главным в Медине Ибн Умм Мактума. Али ибн Абу Талиб нес знамя в том походе.

 

Племя ан-Надыр укрылось в своих укреплениях, наивно полагая, что крепости защитят их от Аллаха. Пророк осаждал их шесть дней, затем велел вырубить и выжечь все деревья вокруг, чтобы принудить их к капитуляции. И Всевышний Аллах вселил страх в сердца иудеев, когда они поняли, что не получат от Абдуллаха ибн Убайя обещанной им помощи – он предал их, как предал до них племя Кайнука'.

 

Они передали Посланнику Аллаха, что готовы покинуть Медину, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не просто позволил им уйти из Медины вместе с семьями, но и разрешил им взять с собой все, что могли увезти их верблюды, кроме оружия. Им оставалось только согласиться на это. Перед отъездом иудеи собственными руками разрушили свои дома[2], чтобы в них не поселились мусульмане.

 

Позже некоторые из них переселились в оазис Хайбар, среди них был Хуайй ибн Ахтаб и Саллям ибн Абу-ль-Хукайк, а часть ушла в Азри'ат, что в Шаме. Только двое из них – Ямин ибн ‘Умар и Абу Са‘д ибн Вахб – приняли Ислам, и эти люди сохранили свое имущество.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не поделил на пять частей то, что было захвачено у племени ан-Надыр, поскольку это имущество являлось «аль-фай»,[3] то есть досталось мусульманам без боя. Поэтому оно должно было расходоваться на вооружение и подготовку к войне, поступив в полное распоряжение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который брал часть такой добычи на содержание своей семьи, выделял доли родственникам, сиротам, бедным и путникам, согласно словам Всевышнего Аллаха:

 

كَيْ لَا يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ الْأَغْنِيَاءِ مِنكُمْ وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

 

«То, что Аллах вернул своему Посланнику (в качестве трофеев) от (неверующих) жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам пророка, сиротам, бедным и путникам. Не должна она (эта добыча) достаться богатым среди вас» (Сура «Аль-Хашр», аят 7).

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выделил из этой добычи долю мухаджирам, изгнанным из своих домов и лишенным имущества, и те вернули братьям ансарам то, чем пользовались в первое время после переселения. Пророк взял себе участок земли, чтобы выращивать на нем пропитание для своей семьи.

 

Поход Зату ар-Рика'

 

В месяц рабиʼ аль-ахыр разведка доложила Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что племена Неджда Мухариб и Са‘ляба готовят войска. Посланник Аллаха выступил против них во главе семисот человек, оставим за главного в Медине 'Усмана ибн 'Аффана.

 

Воины дошли до земель тех племен, но не встретили никого, кроме женщин. Мусульмане захватили их, и весть об этом дошла до их мужчин – те испугались и попрятались от мусульман на вершинах гор. Затем все же они собрали группу, которую отправили сразиться с мусульманами. Противники встретились, устрашали друг друга. Приближалось время предвечерней молитвы, и Пророк из опасений, что враг нападет на них во время намаза, совершил его с мусульманами как намаз при опасности (салят аль-хауф). И Всевышний Аллах внушил страх в сердца их врагов, и они разбежались, не решившись вступить в бой с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и мусульманами.

 

Имам Бухари[4] считал, что этот поход состоялся в седьмом году хиджры, однако знатоки истории не согласились с ним в этом.

 

Последний поход на Бадр

 

После окончания битвы при Ухуде Абу Суфьян сказал мусульманам: «Мы встретимся с вами в Бадре на следующий год!». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тогда принял его вызов.

 

И вот наступил обозначенный Абу Суфьяном год, месяц ша‘бан[5]. Бадр был местом, где в этот месяц ежегодно проводилась ярмарка, длившаяся восемь дней. Когда подошло время сражения, Абу Суфьян был не в состоянии исполнить обещание, поскольку год выдался засушливым, но чтобы его не попрекали тем, что он нарушил договоренность, он решил отбить желание сражаться у самих мусульман. Абу Суфьян нанял Ну'айма ибн Мас'уда аль-Ашджа'и, чтобы тот приехал в Медину и устрашал мусульман рассказами о том, какое огромное войско собрал Абу Суфьян. Ну'айм ибн Мас'уд прибыл в Медину и сказал мусульманам:

 

الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُوا لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَانًا وَقَالُوا حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ

 

«(Верующие - те) которым люди сказали: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их!» Но это лишь укрепило их веру, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха! Он – лучший Покровитель!»» (Сура «Али Имран», 173).

 

Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не придал значения этим рассказам и, полностью полагаясь на своего Господа, выступил в назначенное время во главе полутора тысяч воинов. Главным в Медине Пророк оставил Абдуллаха ибн Абдуллаха ибн Убайя.

 

Через некоторое время они достигли Бадра, но никого там не встретили: Абу Суфьян выступил с курайшитами изначально с намерением вернуться после одного-двух дней пути, поскольку был уверен, что рассказы Ну'айма подействуют на мусульман, и нарушившими обещание окажутся сами мусульмане.

 

Добравшись до Маджанна – известного рынка со стороны Марру Захран – Абу Суфьян сказал своим товарищам: «О курайшиты, ничто не улучшит вашего положения, кроме урожайного года, когда вы сможете пасти свой скот и пить молоко вволю, а нынешний год засушливый, и поэтому я возвращаюсь, возвращайтесь же и вы!».

 

И мусульмане провели в Бадре восемь дней, ожидая врага. За это время они продали на рынках все, что у них имелось, и получили на каждый вложенный дирхам по два дирхама прибыли, а затем вернулись в Медину. Всевышний Аллах говорит:

 

فَانقَلَبُوا بِنِعْمَةٍ مِّنَ اللَّهِ وَفَضْلٍ لَّمْ يَمْسَسْهُمْ سُوءٌ وَاتَّبَعُوا رِضْوَانَ اللَّهِ وَاللَّهُ ذُو فَضْلٍ عَظِيمٍ

 

«И они вернулись (в Медину) с благами от Аллаха и (Его) щедростью. Ничего плохого не случилось с ними, и они обрели довольство Аллаха. И Аллах – обладатель великой щедрости» (Сура «Али Имран», аят 174).

 

Когда об этом узнал Сафван ибн Умаййя, он сказал Абу Суфьяну: «Клянусь Аллахом, я запрещал тебе назначать встречу людям, теперь укрепилась их решимость против нас, и они считают, что мы не сдержали слова».

 

Различные события, произошедшие в четвертом году по хиджре

 

В этот год родился аль-Хусейн ибн Али.

 

Умерла Зайнаб бинт Хузейма – мать правоверных.

 

Умер Абу Саляма[6] (да будет доволен им Аллах), сын тети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его молочный брат, один из первых переселившийся в Эфиопию.

 

В этот же год Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Умм Саляме Хинд – вдове Абу Салямы.

 

[1] Вызвался на это дело человек из иудеев по имени Амр ибн Джаххаш ибн Ка'б.

 

[2] Относительно них была ниспослана целиком сура «аль-Хашр».

 

[3] Аль-Фай – это то, что дал Всевышний Аллах верующим из имущества иноверцев без боя, путем изгнания, перемирия.

 

[4] Бухари (№ 3898); Муслим (№ 842). В «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/61) говорится, что этот поход произошел в конце пятого года. В «Жизнеописании Пророка» Ибн Хишама (2/203) сказано, что в четвертом.

 

[5] В «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/59) говорится, что это случилось в начале месяца зуль-ка'да, спустя сорок пять месяцев после хиджры.

 

[6] В «Усуд аль-Габа» (6/152) сказано, что он умер от ранений, полученных в битве при Ухуде в месяц джумада аль-ахира третьего года хиджры. Так что в этом вопросе существуют разногласия.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Список уроков