Циклы Авторы Сортировка
Image
Часть 67. Поражение союзных племен
Передается, что Абу Суфьян встал и объявил: «О курайшиты! Пусть посмотрит каждый, кто с ним сидит ря...
181
30 марта, 21

Часть 67. Поражение союзных племен

181
30 марта, 21

Передается, что Абу Суфьян встал и объявил: «О курайшиты! Пусть посмотрит каждый, кто с ним сидит рядом, и возьмет за руку своего брата, чтобы убедиться в том, что нет среди вас врага». Он уже отвязал веревку своего верблюда, готовясь к отъезду.

 

Сафван ибн Умайя[1] сказал: «Ты же предводитель племени! Не уезжай, оставляя войска». Абу Суфьян сошел с верблюда и объявил об отъезде. Он оставил Халида ибн аль-Валида с группой людей, чтобы они прикрыли тылы отъезжающих, если мусульмане внезапно нападут.

 

Так, Всевышний Аллах избавил мусульман от этой тревоги, когда арабы и иудеи образовали союз против мусульман. Если бы не милость и забота Всевышнего Аллаха по отношению к этой религии, положение мусульман оказалось бы плачевным. Отступление союзных племен состоялось в месяц зуль-ка'да. Поистине, прав Всевышний Аллах, назвав это милостью:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ جَاءَتْكُمْ جُنُودٌ فَأَرْسَلْنَا عَلَيْهِمْ رِيحًا وَجُنُودًا لَّمْ تَرَوْهَا وَكَانَ اللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرًا

إِذْ جَاءُوكُم مِّن فَوْقِكُمْ وَمِنْ أَسْفَلَ مِنكُمْ وَإِذْ زَاغَتِ الْأَبْصَارُ وَبَلَغَتِ الْقُلُوبُ الْحَنَاجِرَ وَتَظُنُّونَ بِاللَّهِ الظُّنُونَا

هُنَالِكَ ابْتُلِيَ الْمُؤْمِنُونَ وَزُلْزِلُوا زِلْزَالًا شَدِيدًا

وَإِذْ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ مَّا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ إِلَّا غُرُورًا

وَإِذْ قَالَت طَّائِفَةٌ مِّنْهُمْ يَا أَهْلَ يَثْرِبَ لَا مُقَامَ لَكُمْ فَارْجِعُوا وَيَسْتَأْذِنُ فَرِيقٌ مِّنْهُمُ النَّبِيَّ يَقُولُونَ إِنَّ بُيُوتَنَا عَوْرَةٌ وَمَا هِيَ بِعَوْرَةٍ إِن يُرِيدُونَ إِلَّا فِرَارًا

 

«О верующие! Вспомните о милости Аллаха к вам, когда пришли к вам войска (с войной). Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели (из ангелов). И Аллах видит все, что вы делаете.  10. И вот они напали на вас сверху и снизу (окружили вас). И тогда остановился (ваш) взгляд (на врагах), и сердце поднялось в горло, и вы стали думать об Аллахе разное (и хорошее, и плохое). 11. Там верующие подверглись испытанию и сильному потрясению. 12. И вот сказали лицемеры, а также те, чьи сердца больны (слабые верой): «Обещания Аллаха и Его Посланника были обманом». 13. И вот часть из них сказала: «О жители Ясриба (Медины)! Незачем вам здесь находиться! Вернитесь (домой)!» Группа (людей) стала просить разрешения (покинуть поле боя) у Пророка, говоря: «Наши дома остались без защиты». Но они не были без защиты — просто те хотели бежать (с поля боя)». (Сура «Аль-Ахзаб», аяты 9-13)

 

Поход на племя Курайза

 

Вернувшись со своими сподвижниками в Медину, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел снять с себя доспехи, однако Всевышний Аллах приказал ему идти в поход на племя Курайза, чтобы очистить землю от людей, которых не могут соблюдать договоры, и для которых любые соглашения – пустой звук.

 

Мусульмане не могли себя чувствовать в безопасности рядом с ними. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам: «Пусть никто из вас не совершает намаз аср до поселений племени Курайза»[2].

 

Мусульмане выступили поспешно, за ними последовал Пророк на своем осле, оставив главным в Медине Абдуллаха ибн Умм Мактума. Знамя он вручил Али ибн Абу Талибу. Численность мусульман составляла три тысячи человек. Время намаза аср застало их в пути, и некоторые из сподвижников совершили намаз в пути, а другие – уже после наступления намаза магриб, дойдя до поселений племени Курайза, действуя согласно буквальному смыслу слов Пророка. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не стал порицать никого из них.

 

Когда иудеи увидели войско мусульман, Всевышний Аллах вселил в их сердца страх. Они пытались отказаться от своего решения, то есть нарушения договора с мусульманами и союза с их врагом. Однако было поздно, предательство уже состоялось. Иудеи это поняли и укрылись в своих крепостях. Мусульмане осаждали их в течение двадцати пяти дней. Когда иудеи убедились, что война неизбежна и что умрут с голоду, если осада продлится, они обратились к мусульманам с просьбой дать им возможность покинуть Медину, подобно племени ан-Надыр, но вместе с имуществом и оружием. Но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не принял это предложение. Тогда они предложили оставить оружие, но и это было отвергнуто.

 

После того, как все предложения иудеев были отвергнуты, им осталось только сдаться на милость Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) но они не решались на это. Они хотели связаться с некоторыми своими бывшими союзниками из мусульман, надеясь узнать, чего им ждать в случае, если они сдадутся.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) потребовал от них сдаться и довольствоваться любым решением мусульамн. Иудеи попросили Посланника Аллаха прислать к ним их бывшего союзника Абу Любабу[3], имущество и дети которого все еще находились на их территории, чтобы посоветоваться с ним. Когда Абу Любаба пришел, увидев его, мужчины подошли к нему, а женщины и дети принялись плакать, и ему стало жалко их. Они спросили: «О Абу Любаба, сдаться ли нам на милость Мухаммаду?». Он сказал: «Да», – но указал при этом рукой себе на горло, желая дать им понять, что их ожидает смерть.

 

Поняв, что тем самым предает Аллаха и Его Посланника, Абу Любаба сразу же ушел оттуда. Но он не пришел к Посланнику Аллаха, а явился в мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, привязал себя к одному из ее столбов и дал обет, что позволит отвязать себя от этого столба только самому Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и что отныне он никогда не появится на землях бану Курайза.

 

Когда об этом узнал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) который с нетерпением ожидал его, он сказал: «Если бы он сразу пришел ко мне, то я бы обязательно попросил для него прощения у Аллаха, однако что сделано, то сделано, и я не стану освобождать его до тех пор, пока его покаяние не примет Аллах!».

 

Иудеи все же решили сдаться на милость Посланника Аллаха. Он велел взять под стражу мужчин, и руки их заковали в цепи. Ауситы обратились к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой поступить с ними, как он поступил с людьми из племени Кайнукаʼ, которые были союзниками их братьев-хазраджитов, поскольку Курайза были союзниками ауситов.

 

На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Согласитесь ли вы, чтобы судьбу их решил один из вас?». Они сказали: «Да». Тогда Пророк сказал: «Так пусть решает Са‘д ибн Му‘аз», – и люди сказали: «Мы согласны».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выбрал их предводителя Са‘да ибн Му‘аза, который из-за полученной им тяжелой раны в битве у рва не пошел вместе с другими и находился в палатке для раненых, расположенной в Мечети.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил людей за ним. Его посадили на осла и привезли к Посланнику Аллаха. Окружив его, ауситы стали говорить: «О Са‘д, окажи благодеяние твоим покровителям и прояви доброту по отношению к ним, ведь ты знаешь, как поступил ибн Убай со своими покровителями».

 

Са‘д (да будет доволен им Аллах) сказал: «Для Са‘да настало время доказать, что, когда речь идет об Аллахе, он не боится порицания людей!».

 

Когда Са‘д подъехал к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижникам, Посланник Аллаха сказал им: «Подойдите к вашему вождю и помогите ему спешиться!» – и они помогли ему, а потом сказали: «О Са‘д, судьба этих людей зависит от тебя».

 

Он повернулся в сторону, где не было Посланника Аллаха, и спросил: «И мой приговор им будет исполнен?». Они ответили: «Да». Он спросил: «И мусульмане подчинятся этому?». Они ответили: «Да». Он спросил: «И тот, кто находится там, тоже?» – и повернулся лицом к Посланнику Аллаха в знак уважения к нему. Пророк ответил: «Да, и я».

 

Тогда Са‘д сказал: «В таком случае, я приговариваю к смерти их мужчин; женщин и детей следует взять в плен, а имущество – разделить». Посланник Аллаха сказал: «Ты рассудил согласно велению (ниспосланному) Аллахом!».[4]

 

Такова участь предателей! Затем было велено исполнить приговор, что и было сделано. Трофеи были собраны: полторы тысячи мечей, триста кольчуг, две тысячи копий, пятьсот щитов. Также было найдено много мебели, посуды.  Пророк разделил все это на пять частей вместе с пальмами и пленными, пешему досталась одна третья часть от доли всадника. Также он (да благословит его Аллах и приветствует) выделил долю женщинам, которые лечили раненых. Среди добычи было найдено много вина. Его вылили.

 

После завершения суда рана Са‘да открылась, в результате чего он (да будет доволен им Аллах) скончался. Среди ансаров он был как Абу Бакр среди мухаджиров. Во всех сражениях он проявлял стойкость и решимость. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сильно любил его и обрадовал Раем за его великие деяния.

 

После возвращения мусульман в Медину Всевышний Аллах принял покаяние от Абу Любабы, ниспослав:

 

وَآخَرُونَ اعْتَرَفُوا بِذُنُوبِهِمْ خَلَطُوا عَمَلًا صَالِحًا وَآخَرَ سَيِّئًا عَسَى اللَّهُ أَن يَتُوبَ عَلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 

«Есть и другие (люди), которые признались в своих грехах (в том, что не вышли на джихад). Они смешали добрые дела со злыми (отказ от сражения). Может быть, Аллах примет их покаяние. Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)» (Сура «ат-Тауба», аят 102).

 

Напомним, что он дал обет Всевышнему Аллаху, что будет сторониться территорий племени Курайза, на которых он совершил свой проступок.

 

С завершением этого похода Всевышний Аллах освободил мусульман от недоброго соседства иудеев, привыкших поступать вероломно. Не осталось никого из них, кроме нескольких бывших вождей, осевших в Хайбаре. Они стали причиной объединения союзных племен, и скоро читатель узнает о том дне, когда они были наказаны.

 

Женитьба на Зайнаб бинт Джахш

 

В этот год Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Зайнаб бинт Джахш после того, как вольноотпущенник Пророка Зайд ибн Хариса развелся с ней. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был сыном ее тети по материнской линии.

 

Инициатором ее брака с Зайдом был сам Посланник Аллаха. Однако ее родственники были недовольны этим решением, поскольку она занимала высокое положение в обществе, и арабы не желали выдавать дочерей за вольноотпущенников. Они считали, что никто не достоин их дочерей, кроме тех, кто равен с ними в положении. Зайд, хотя и был усыновлен Посланником Аллаха, не имел благородного происхождения. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят:

 

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

 

«Для верующего мужчины и верующей женщины, когда Аллах и Его Посланник вынесли решение о (каком-либо) деле, нет выбора (принимать или нет это решение) в этом деле. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот, без сомнения, сбился с (истинного) пути» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 36).

 

Согласно этому аяту, нельзя перечить Пророку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Бракосочетание состоялось, но в супружеской жизни она стала проявлять гордость, которую он не мог терпеть.

 

Зайд пожаловался на нее Посланнику Аллаха, но он (да благословит его Аллах и приветствует) велел Зайду проявить терпение. Терпение давалось тяжело, и Зайд несколько раз говорил Пророку о своем решении развестись с ней. И когда их совместная жизнь стала совсем невозможной, Всевышний Аллах приказал своему Пророку жениться на Зайнаб после развода, чтобы покончить с этим раздором и сохранить ее репутацию после брака с вольноотпущенником.

 

Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) опасался, что иудеи и арабы станут порицать его за то, что он женился на жене своего сына и сказал Зайду: «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Пророк скрыл то, что ему ниспослал Всевышний Аллах, и Всемогущий решил изменить запрет[5] на брак с женой усыновленного сына следующими аятами:

 

وَإِذْ تَقُولُ لِلَّذِي أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَأَنْعَمْتَ عَلَيْهِ أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَاتَّقِ اللَّهَ وَتُخْفِي فِي نَفْسِكَ مَا اللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى النَّاسَ وَاللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَاهُ فَلَمَّا قَضَى زَيْدٌ مِّنْهَا وَطَرًا زَوَّجْنَاكَهَا لِكَيْ لَا يَكُونَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ حَرَجٌ فِي أَزْوَاجِ أَدْعِيَائِهِمْ إِذَا قَضَوْا مِنْهُنَّ وَطَرًا وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ مَفْعُولًا

 

«Когда же Зайд исполнил свое желание (и развелся с женой), Мы женили тебя на ней, чтобы у верующих не было затруднений относительно жен своих приемных сыновей после того, как те полностью разведутся с ними. И повеление Аллаха (всегда) исполняется!» (Сура «Аль-Ахзаб, аят 37).

 

 Затем Всевышний Аллах запретил мусульманам усыновление, влекущее изменение родословной человека, поскольку в этом есть вред, ниспослав следующий аят:

 

مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا

 

«Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужчин. Но он – Посланник Аллаха и Печать пророков. И Аллах знает обо всем» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 40).

 

После этого момента Зайд стал называться Зайд ибн Хариса, тогда как прежде именовался Зайд ибн Мухаммад. Таким образом, упоминание его имени в Коране осталось на все времена.

 

Некоторые историки и люди с подлыми намерениями рассказывают об этой истории то, что может исходить лишь от потерявшего благоразумие и не понимающего сути сказанного. Они говорят, что однажды Посланник Аллаха отправился навестить Зайда и случайно заметил его жену, поскольку ветер поднял ее покрывало, и она запала ему в сердце, и он воскликнул: «Преславен Аллах!». А когда пришел её муж, он поведал об этом ему. И муж понял, что должен развестись с ней. Он отправился к Посланнику Аллаха и сообщил ему о своем намерении, но Пророк запретил ему делать это и т. д.

 

Их ложь способен разоблачить хотя бы тот факт, что женщины-арабки не знали на тот момент о том, что следует покрывать лицо. Зайнаб была дочерью его тетки, она одна из первых приняла Ислам, когда еще Посланник Аллаха был в Мекке. Как же он (да благословит его Аллах и приветствует) не мог видеть ее, если с момента принятия ею ислама прошло десять лет? Неужели возможно, что он увидел ее только после того, как ветер поднял покрывало? Посланник Аллаха лично выдал её замуж за Зайда. Если бы он (да благословит его Аллах и приветствует) испытывал к ней симпатию и любовь, то непременно женился бы на ней сам, поскольку не существовало для этого никаких препятствий.

 

لَا تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجًا مِّنْهُمْ وَلَا تَحْزَنْ عَلَيْهِمْ وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِلْمُؤْمِنِينَ

 

«Не смотри же в сторону (материальных) благ, которыми Мы наделили некоторых из них. И не печалься о них (из-за их неверия). И опусти крылья (милосердия) перед верующими (будь с ними мягок, добр и терпелив)» (Сура «Аль-Хиджр», аят 88).

 

А также:

 

وَلَا تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجًا مِّنْهُمْ زَهْرَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا لِنَفْتِنَهُمْ فِيهِ وَرِزْقُ رَبِّكَ خَيْرٌ وَأَبْقَى

 

«Не обращай внимания на блага, которыми Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы испытать их. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа (в Раю) лучше и долговечнее (не будет иметь конца)» (Сура «Та Ха», аят 131).

 

И чтобы после всего этого он входил в дом мужчины из числа его последователей и взглянул, пусть и случайно, на его супругу с вожделением? Это неуместное утверждение. Если бы такое произошло с менее значимым человеком, то его можно было бы упрекнуть. Но что можно сказать про человека, которого историки единогласно называют лучшим из людей, а нрав его – совершенным. Такая подлость для него немыслима! То был самый проницательный и разумный из людей, и даже Всевышний Аллах восхвалял его в Своей Книге:

 

وَإِنَّكَ لَعَلَى خُلُقٍ عَظِيمٍ

 

«Поистине, ты – человек превосходного нрава» (Сура «Аль-Калям», аят 4).

 

Нет никаких сомнений в том, что это клевета, подобная истории о возвышенных журавлях, выдуманной врагами Ислама, чтобы задеть честь мусульман.

 

Хвала Аллаху, дошедшие до нас аргументы и здравое суждение доказали ложность всего этого. Несомненно, то, о чем мы рассказали в самом начале, есть истина из Корана. Всевышний Аллах сказал:

 

وَإِذْ تَقُولُ لِلَّذِي أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَأَنْعَمْتَ عَلَيْهِ أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَاتَّقِ اللَّهَ وَتُخْفِي فِي نَفْسِكَ مَا اللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى النَّاسَ وَاللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَاهُ فَلَمَّا قَضَى زَيْدٌ مِّنْهَا وَطَرًا زَوَّجْنَاكَهَا لِكَيْ لَا يَكُونَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ حَرَجٌ فِي أَزْوَاجِ أَدْعِيَائِهِمْ إِذَا قَضَوْا مِنْهُنَّ وَطَرًا وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ مَفْعُولًا

 

«И ты сказал тому, кому Аллах оказал милость, и кому ты сам оказал милость (Зайду ибн Харисе): «Удержи свою жену и побойся Аллаха». Ты скрыл то, что Аллах раскроет. Ты опасался людей, но опасаться следует Аллаха. Когда же Зайд исполнил свое желание (и развелся с женой), Мы женили тебя на ней, чтобы у верующих не было затруднений относительно жен своих приемных сыновей после того, как они полностью разведутся с ними. И повеление Аллаха (всегда) исполняется!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 37).

 

Всевышний Аллах Сам повелел Пророку жениться на ней, а Священный Коран – самый сильный довод!

 

 

[1] По другой версии это был 'Икрима ибн Абу Джахль.

 

[2] Бухари, № 905; Муслим, № 1770.

 

[3] Рифа'а ибн Абдуль-Мунзир, один из старейшин и участник присяги в Акабе. Он выступил с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в поход Бадр, но Посланник Аллаха вернул его в Медину, назначив его главным в городе в его отсутствие. Пророк выделил ему долю из добычи. «Усудуль-Габа» (6/265).

 

[4] Бухари, № 2878; Муслим, № 1768.

 

[5] Передал Муслим под № 1428 в книге о браке, глава: Брак Зайнаб бинт Джахш.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков