Часть 66. Битва у рва
Предводители племени ан-Надыр не смогли смириться с тем, что мусульмане изгнали их и завладели их имуществом. Они жаждали мести и желали вернуться на родину. Несколько человек из племени отправились к курайшитам в Мекку, чтобы призвать их к походу против Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обещая оказать им помощь. Курайшиты согласились.
Затем делегация отправилась к племени Гатафан, вождей которого они призвали к тому же, к чему призывали курайшитов. Вожди приняли их предложение.
Войска курайшитов и их союзников приготовились выступить под общим командованием Абу Суфьяна. Их знаменосцем был Усман ибн Тальха аль-Абдари. Общая численность войска достигала четырех тысяч человек, в распоряжении армии было три сотни лошадей и тысяча верблюдов.
Отрядом из тысячи всадников племени Гатафан командовал Уяйна ибн Хисна. Этот человек отплатил Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) злом и неверием за добро, ведь Пророк выделил ему участок земли для пастбища, и Уяйна принял тот участок, но, разбогатев, выступил против того, кто оказал ему милость.
Также против мусульман вышло племя Мурра под командованием аль-Хариса ибн Ауфа аль-Мурри, который повел с собой четыреста человек, и племя Ашджа‘ под командованием Мас‘уда ибн Рухайля[1]. Приготовились к выступлению также семьсот человек из племени Салим в под командованием Суфьяна ибн Абду Шамса. Племя Асад выступило под командованием Тулейхы ибн Хувайлид аль-Асади. В общей сложности войска союзных племен насчитывали десять тысяч воинов. Всеми командовал Абу Суфьян.
Когда весть об этом дошла до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сразу же созвал военный совет, который должен был решить: оставаться в Медине или же выйти навстречу этому огромному войску.
Салман аль-Фариси предложил вырыть ров. Это был мудрый план, тем более, арабы до этого никогда не пользовались этим военным приемом.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал браться за работу, и мусульмане стали копать, начав с восточной стороны каменистой части города, и копали до западной стороны – это была самая незащищенная часть Медины. Остальные стороны города плотно застроены домами и защищены пальмовыми рощами, и враг не способен их преодолеть. Мусульмане испытывали большие трудности во время рытья рва, поскольку у них не было инструментов, которые бы облегчали процесс. Вместе с ними работал сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), он перетаскивал землю, повторяя слова Ибн Равахи[2]:
Если бы не Ты, не встали бы мы на верный путь,
не давали бы милостыню и не совершали намаз!
Ниспошли же нам спокойствие
и укрепи наши стопы, когда встретим мы (врага).
Поистине, враги замыслили против нас зло,
Но если захотят они (ввести нас в) соблазн, мы не поддадимся!
Армия мусульман из трех тысяч воинов расположилась на восточной стороне города и заняла позиции таким образом, что сзади их прикрывала гора Саль‘. Знамя мухаджиров было у Зайда ибн Хариса, а знамя ансаров у Са'да ибн ʼУбада.
Курайшиты расположились у места под названием аль-Асьяль, а племя Гатафан со стороны горы Ухуд. Язычники были удивлены, увидев ров – арабы с такой военной хитростью еще не сталкивались. Они стали обстреливать мусульман из луков. Затянувшийся обстрел вынудил группу лучших воинов предпринять попытку преодолеть ров. Это были Икрима ибн Абу Джахль, 'Амр ибн Абд Вудд и другие.
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сразился с 'Амром ибн Абд Вуддом и убил его, а остальные пустились в бегство и перебрались обратно через ров. В ров упал Науфаль ибн Абдуллах и свернул себе шею[3].
Во время одной из перестрелок Са‘д ибн Му‘аз (да будет доволен им Аллах) был ранен стрелой, попавшей ему в локтевую артерию. Перестрелка из луков продолжалась целый день, из-за чего мусульмане не могли совершать некоторые намазы своевременно[4].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по ночам ставил людей сторожить ров, чтобы язычники не напали в темноте. Он сам также охранял определенный участок рва, несмотря на сильный холод.
А лицемеры в этот трудный час явили свое истинное лицо. Они сказали:
وَإِذْ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ مَّا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ إِلَّا غُرُورًا
«Обещания Аллаха и Его Посланника были обманом» (Сура «аль-Ахзаб», аят 12).
Лицемеры всячески старались уклоняться от работы, говоря: «Наши дома незащищены и мы боимся, что на них нападет враг»:
وَإِذْ قَالَت طَّائِفَةٌ مِّنْهُمْ يَا أَهْلَ يَثْرِبَ لَا مُقَامَ لَكُمْ فَارْجِعُوا وَيَسْتَأْذِنُ فَرِيقٌ مِّنْهُمُ النَّبِيَّ يَقُولُونَ إِنَّ بُيُوتَنَا عَوْرَةٌ وَمَا هِيَ بِعَوْرَةٍ إِن يُرِيدُونَ إِلَّا فِرَارًا
«Наши дома остались без защиты». Но они не были без защиты — просто те хотели бежать (с поля боя) (Сура «Аль-Ахзаб», аят13).
Положение мусульман было тяжелым, эта блокада сильно ударила по бедным мусульманам Медины. Ситуация усложнилась еще больше, когда иудеи из племени Курайза, которые проживали в окрестностях Медины, воспользовавшись удобным случаем, нарушили договор с мусульманами. Хуай ибн Ахтаб – глава изгнанного племени ан-Надыр – отправился к Ка‘бу ибн Асаду аль-Курази, вождю племени Курайза. Хуай как шайтан, который говорит человеку: «Не верь», приукрашивал последствия нарушения договора и продолжал уговаривать Ка‘ба, пока тот не согласился воевать против мусульман. Когда известие об этом дошло до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он отправил Масляму ибн Асляма во главе двухсот человек, а также Зайда ибн Хариса во главе трехсот – для охраны Медины, опасаясь за женщин и детей. Для проверки полученных сведений Пророк отправил аз-Зубайра ибн аль-'Аввама. Когда же Зубайр приехал к иудеям, то столкнулся с их злостью: они стали оскорблять Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и мусульман. Вернувшись, аз-Зубайр обо всем рассказал Пророку[5].
Итак, мусульмане подверглись серьезному испытанию – на них напали со всех сторон. Лицемеры стали говорить, что им заблагорассудится. В этой ситуации Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) решил заключить перемирие с предводителем племени Гатафан – Уяйной ибн Хисном, предложив им треть урожая фиников Медины. За это они должны были покинуть войско язычников и вернуться домой. Однако ансары выступили против, сказав: «Когда мы все были язычниками и поклонялись идолам, они и мечтать не могли о нашем урожае, так неужели после того, как Аллах почтил нас Исламом и привел нас к вере, мы отдадим им наше имущество?!»
Если Всевышний Аллах хочет защитить народ, то Он дарует ему причины для успеха оттуда, откуда они не могли и предположить. Взгляните же на заботу Аллаха о тех, кто крепко держался за свою истинную религию! Человек по имени Ну‘айм ибн Мас‘уд аль-Ашджа'и, друг курайшитов и иудеев, явился к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я принял Ислам, но мои соплеменники об этом не знают, приказывай же мне, что пожелаешь!». Тогда Пророк сказал ему: «Ты один, что же ты можешь сделать? Делай то, что можешь, ведь, поистине, война – это обман»[6].
Затем Ну‘айм отправился к племени Курайза, которые нарушили договор с мусульманами[7]. Иудеи оказали ему гостеприимство, и он сказал их предводителям: «Вы знаете о моей любви к вам и о том, что я опасаюсь за вас. Мне стало известно кое-что, и я счел нужным сообщить это вам, предупредить вас. При условии, что вы меня не выдадите!». Они согласились, и он сказал: «Вы знаете об изгнании племен Кайнукаʼ и ан-Надыр, в результате которого они лишились своего имущества и домов. Даже если курайшиты и Гатафан не победят, они просто вернутся к себе домой и оставят вас наедине с Мухаммадом, который отомстит вам. Я думаю, что вам не стоит принимать участие в этой войне, пока они не передадут вам в качестве заложников семьдесят знатных людей из своего племени, которые будут гарантией того, что никто не вернется к себе домой, оставив вас одних против мусульман». Иудеям понравилась его мысль, и они приняли этот совет.
А Ну‘айм сразу же отправился к курайшитам, встретился с предводителями их родов и сказал им: «Вы знаете, как я люблю вас и как хорошо отношусь к вам. Я узнал кое-что важное и счел нужным сообщить это вам, предупредить вас. Но вы не выдавайте меня!». Они сказали: «Не выдадим». Тогда он сказал: «Иудеи жалеют о том, что нарушили договор с Мухаммадом – они боятся, что вы вернетесь домой и оставите их наедине с Мухаммадом. Поэтому они написали ему, что возьмут у вас знатных людей в качестве заложников и передадут их ему, чтобы восстановить мирный договор, который их вынудило нарушить племя ан-Надыр. Мухаммад согласился на это. А вот уже и их гонцы прибыли. Не доверяйте им и передавайте мои слова!»
После этого Ну‘айм отправился к племени Гатафан и также сказал его предводителям что-то подобное. Абу Суфьян отправил гонцов к племени Курайза, чтобы призвать их готовиться к войне на следующий день, но они ответили: «Сегодня суббота, а мы не можем сражаться в этот день. Вы ведь знаете, что постигло наших предшественников, нарушивших субботу[8]. Мы не будем воевать вместе с вами против Мухаммада, пока вы не выдадите нам своих людей в качестве заложников. Мы хотим быть уверенными в том, что вы не вернетесь домой, оставив нас одних в этой войне».
Курайшиты и Гатафан таким образом получили подтверждение слов Ну‘айма ибн Мас'уда. После этого решимость обеих сторон ослабла, и в рядах союзников произошел раскол.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молил Всевышнего Аллаха, от которого негде укрыться, кроме как у Него Самого. Он говорил:
«О Аллах, ниспосылающий Писание и скорый в расчете, повергни союзников! О Аллах, разбей и потряси их!»[9]
(Аллахумма мунзиля-ль-Китаби, сари‘а-ль-хисаби-хзими-ль-ахзаб! Аллахумма хзим-хум ва зальзиль-хум!).
И Аллах услышал мольбы Своего Посланника и наслал на союзников холодный ветер в темную ночь. Арабы испугались, что иудеи договорятся с мусульманами и нападут на них в темноте. Они решили вернуться домой еще до наступления утра. Услышав шум в стане врага, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал своим сподвижникам: «Должно быть, что-то случилось. Кто принесет мне сведения об этих людях?»[10]
Все промолчали, и он повторил свой вопрос трижды. Среди присутствующих был Хузейфа ибн аль-Яман. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Ты слышишь мой голос и не отвечаешь?». Тот ответил: «О Посланник Аллаха, там ведь очень холодно!». Пророк сказал: «Ступай по просьбе Посланника Аллаха, и принеси нам сведения об этих людях». И Хузейфа (да будет доволен им Аллах) подверг себя опасности, служа своему Пророку. Он разузнал о положении врага и о том, что арабы готовы покинуть войско и вернуться по домам.
[1] Позже он принял Ислам и проявил себя с лучшей стороны.
[2] Передал Бухари под № 3878 в книге о военных походах, глава: битва у рва. Муслим под № 1803 в книге о джихаде, глава: битва у рва.
[3] В «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да сказано то, что на него напал аз-Зубейр ибн аль-'Аввам с мечом и разрубил его на две части. В «Тарих Табари» говорится, что Науфаль пытался преодолеть ров, но безуспешно. А когда он упал, его стали забрасывать камнями, и он кричал им: «О арабы! Смерть лучше, чем это». Тогда к нему спустился Али и убил его.
[4] Бухари, № 3886.
[5] Как-то раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине у каждого пророка свой апостол, поистине мой апостол – аз-Зубейр» (Бухари, № 3887).
[6] Бухари, № 2866; Муслим, № 1739.
[7] «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/73), «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/229) и «Тарих» Табари (3/103).
[8] Это отсылка к словам Всевышнего Аллаха: «Вы знали тех из вас, кто нарушил (запрет на ловлю рыбы в) субботу. И Мы сказали им: «Станьте обезьянами презренными!»!» (Сура «аль-Бакара», аят 65).
[9] Бухари, № 2779; Муслим, № 1742.
[10] Передал Муслим под № 1788 в книге о джихаде и книге, [в которой приводятся примеры из] жизни [пророка] (Китаб ас-сияр), глава: битва у рва, там приводится следующий текст: "[Поистине], в День воскресения Аллах [отведёт место рядом] со мной тому человеку, который [добудет для] меня сведения об этих людях" в длинном хадисе.
Комментарии: 0
Правила форума