Часть 75. Женитьба на Сафийе
Женитьба на Сафийе
После того, как мусульмане одержали победу над иудеями, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Сафийе бинт Хуайй – дочери предводителя племени ан-Надыр, сделав освобождение ее от рабства свадебным подарком[1], она (да будет доволен ею Аллах) приняла Ислам и удостоилась чести стать матерью правоверных.
Запрет на временный брак
В день завоевания Хайбара Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил заключать с женщинами временные браки[2]. Брак на определенный срок был разрешен во времена джахилийи и практиковался в самом начале Ислама, пока не был запрещен в этот год.
Тогда же было запрещено употреблять в пищу мясо ослов. Мусульмане тут же опрокинули котлы с этим мясом, после того как они сварились, и не притронулись к нему.
Возвращение мухаджиров из Эфиопии
Одновременно с мусульманами из Хайбара[3] вернулся в Медину и Джа‘фар ибн Абу Талиб со своими товарищами, а также аш‘ариты вместе с Абу Мусой и его товарищами после долгого – около десяти лет – пребывания в Эфиопии в безопасности и покое. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сильно обрадовался им и выделил аш‘аритам[4] долю военной добычи, найденной в крепостях, завоеванных мирным путем. Вместе с Джа‘фаром вернулась и Умм Хабиба бинт Абу Суфьян, мать правоверных.
В это же время к Пророку прибыла делегация племени ад-Даус – соплеменники Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который также находился среди них. Посланник Аллаха и им выделил долю военной добычи[5].
Завоевание Фадака
После того, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), завоевал Хайбар, он отправил гонца к иудеям оазиса Фадак[6], призывая их к подчинению. Они выступили с предложениями о заключении мира в обмен на половину собираемого в Фадаке урожая, как это уже было в Хайбаре, и Пророк принял их предложение. Таким образом, Фадак стал добычей одного только Посланника Аллаха – он (да благословит его Аллах и приветствует) содержал на эти средства себя, свою семью и детей племени Хашим, а также за счет этого Пророк помогал им вступать в брак.
Тайма
Когда до иудеев Таймы дошли известия о падении Хайбара, они договорились с мусульманами о выплате джизьи, и остались в своем городе в безопасности и спокойствии.
Завоевание Вади аль-Кура
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предложил иудеям Вади аль-Кура[7] сдаться, однако те отказались. Мусульмане сошлись с ними в схватке, убили одиннадцать человек и захватили богатую добычу. Пророк разделил ее на пять частей, а землю и пальмы оставил иудеям с условием, что половину урожая они будут отдавать мусульманам – то есть на тех же условиях, на каких он позволил обрабатывать землю иудеям Хайбара. Пророк отправлял к ним Абдуллаха ибн Раваха, чтобы оценить их посевы и забирать половину. Абдуллах был строг в своих оценках, а когда иудеи решили подкупить его, он сказал им: «O враги Аллаха, вы предлагаете мне запретный доход?! Клянусь Аллахом, я пришел к вам от самого дорогого мне из людей, вы же для меня ненавистней обезьян и свиней! Но ни моя ненависть к вам, ни моя любовь к нему не препятствует мне относиться к вам справедливо».
Таким образом, после подчинения иудеев, проживавших по соседству с Мединой, мусульмане избавились от коварного врага, который поджидал удобного случая, чтобы предать, несмотря на все существующие между сторонами соглашения. Мусульмане вернулись с этого похода победителями.
Принятие Ислама Халидом ибн аль-Валидом и двумя его товарищами
После победы над иудеями Ислам приняли три человека, бывшие в прошлом видными военачальниками язычников.
Это были Халид ибн аль-Валид аль-Махзуми, ʼАмр ибн аль-ʼАс ас-Сахми и 'Усман ибн Тальха аль-'Абдари. Это очень сильно обрадовало Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал Халиду: «Хвала Аллаху, который наставил тебя на путь истинный! Я видел в тебе благоразумие и надеялся, что оно приведет тебя только к добру!».
Халид сказал Пророку: «Обратись к Аллаху, чтобы Он простил мне то, что я выступал против тебя». На это Пророк сказал: «Ислам отрезает все то, что было до него».
Отряд 'Умара ибн аль-Хаттаба
В месяц ша‘бан седьмого года хиджры дошло до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что группа людей из племени Хавазин, находящихся в Турабе[8] проявляют вражду к мусульманам. После чего он отправил к ним 'Умара ибн аль-Хаттаба с отрядом из тридцати человек. Мусульмане выступили в поход, но весть об этом дошла до этих людей, и они успели убежать. Добравшись до их поселений, 'Умар никого не обнаружил и вернулся в Медину[9].
Поход Башира ибн Са'да
Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в месяц ша‘бан седьмого года хиджры отправил в поход отряд из тридцати человек под командованием Башира ибн Са‘да аль-Ансари на племя Мурра, обитавшее неподалеку от оазиса Фадак. Когда он достиг их поселений, никого не встретил и захватил много скота, а люди племени Мурра в это время находились в долине – их обо всем оповестили, и к ночи они настигли Башира, который уже возвращался обратно. Противники стали стрелять друг в друга из луков, а к утру сошлись в горячей схватке, в результате которой все мусульмане были убиты, кроме Башира – его оставили, посчитав убитым. Когда враг отошел, он собрался с силами, вернулся к Посланнику Аллаха и обо всем ему рассказал[10].
Поход Галиба ибн Абдуллы аль-Ляйси[11]
В месяц рамадан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Галиба ибн Абдуллу аль-Ляйси с отрядом из ста тридцати человек на враждебные племена, обитавшие в районе аль-Майфа‘а[12]. Мусульмане напали на них, убили некоторых и пленили остальных. Во время сражения Усама ибн Зайд стал преследовать одного из многобожников, тот понял, что Усама его убьет, и произнес свидетельство о принятии ислама. Усама же посчитал, что язычник сделал это, чтобы спастись, и убил его.
Когда мусульмане вернулись в Медину, об этом случае узнал Пророк. Он сказал Усаме: «Неужели ты убил человека, который произнёс слова «нет бога, кроме Аллаха»?! Что же ты будешь делать со словами «нет бога, кроме Аллаха»?!». Усама ответил ему: «О Посланник Аллаха, поистине, он сказал это только из страха смерти!». Тогда Пророк воскликнул: «Разве тебе удалось рассечь его сердце и узнать, что в нем?!».[13]
Он сказал: «О Посланник Аллаха, попроси за меня прощения!». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повторил: «Но что же ты будешь делать со словами «нет бога, кроме Аллаха»?!». Он продолжал повторять это, и Усама пожалел о том, что принял Ислам раньше этого дня. В связи с этим Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا ضَرَبْتُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَتَبَيَّنُوا وَلَا تَقُولُوا لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلَامَ لَسْتَ مُؤْمِنًا تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَعِندَ اللَّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ كَذَلِكَ كُنتُم مِّن قَبْلُ فَمَنَّ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُوا إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا
«О верующие! Когда вы вступаете на путь Аллаха (чтобы сражаться с врагами), выясните (кто перед вами) и не говорите тому, кто приветствует вас салямом: «Ты — неверующий», — ради благ земной жизни. И у Аллаха – трофеи в изобилии. Такими вы были раньше, затем Аллах оказал вам милость (дав вам веру). Так что выясняйте (прежде чем убивать того, кто перед вами). Поистине, Аллах сведущ обо всем, что вы делаете» (сура «ан-Ниса», аят 94).
После этого Пророк велел Усаме освободить раба в качестве искупления за убийство по ошибке.
[1] Бухари, № 3964; Муслим, № 1365.
[2] Бухари, № 3979; Муслим, № 1407.
[3] Бухари, № 3390; Муслим, № 2502 и 2503.
[4] Бухари, № 3392.
[5] В «Жизнеописании Пророка» Ибн Хишама (1/359) сказано: «Джа'фар ибн Абу Талиб прибыл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день завоевания Хайбара. Пророк поцеловал его между глаз, прижал к себе и сказал: «Я не знаю, чему больше радоваться — завоеванию Хайбара или приезду Джа‘фара?»».
[6] Крепость неподалеку от Хайбара, на расстоянии шести дней пути от Медины.
[7] Долина между Мединой и Шамом из провинций Медины, там находится множество деревень.
[8] Долина недалеко от Мекки, на расстоянии двух дней пути от нее.
[9] См. «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (2/117).
[10] См. «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (2/118).
[11] См. «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (2/119).
[12] См. «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (2/119).
[13] Бухари, № 4021; Муслим, № 96.
Комментарии: 0
Правила форума