Через две недели к Пророку прибыла делегация племени Хавазин во главе с Зухайром ибн Сурадом. Они сказали: «О Посланник Аллаха, среди тех, кого вы захватили, наши матери, сестры и тетки – это позор для нас. Мы просим Аллаха и тебя, о Посланник Аллаха о милости».
Зухайр сказал: «О Посланник Аллаха! В загонах — также и твои тетки по матери и отцу, твои кормилицы, опекавшие тебя».
Затем он продекламировал стихи, желая разжалобить его (да благословит его Аллах и приветствует):
Прояви к нам милость, о Посланник Аллаха в щедрости!
Поистине ты – человек, которого мы желаем и ждем.
Прояви милость к женщинам, вскормившим тебя,
Наполнившим чистым молоком твой рот.
Пророк сказал: «Больше всего мне по душе правдивые слова, так скажите мне, что вы хотите получить больше: ваших детей и жен или ваше имущество? Я ждал вас, но потом решил, что вы не придете».
Они ответили: «Ничто не может сравниться с узами родства! Верни нам наших женщин и детей, это ближе для нас, и не говори ничего про скот».
Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я верну вам долю, принадлежащую мне и роду Абду аль-Мутталиб. После намаза зухр подойдите ко мне, объявите, что приняли Ислам, и скажите: «Мы ваши братья по вере». Затем скажите: «Мы просим Посланника Аллаха ходатайствовать за нас перед верующими, и просим верующих ходатайствовать за нас перед Посланником Аллаха в том, чтобы он вернул нам наших пленных»».
Они так и поступили.
После этого Посланник Аллаха сказал своим сподвижникам: «Эти люди пришли сюда как мусульмане, и поэтому я медлил с распределением их плененных родственников. Кроме того, я предоставил им право выбора, и выше всего они поставили своих жен и детей. Поэтому тот, кому достались их близкие, пусть вернет их им добровольно, а кто хочет оставить их у себя, имея на это законное право, пусть вернет их по моему требованию и получит за это в шесть раз больше обычного из первой же добычи, которую дарует нам Аллах»
[1].
Мухаджиры и ансары сказали: «То, что принадлежит нам, принадлежит Посланнику Аллаха».
Однако нашлись и такие, кто отказался вернуть пленных – группа бедуинов, среди которых были аль-Акра‘ ибн Хабис, ‘Уяййна ибн Хисн и аль-‘Аббас ибн Мирдас – и Посланник Аллаха забрал их у них в долг.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел задержать семью Малика ибн ‘Ауфа ан-Надри – главнокомандующего войска – в Мекке, у их тети Умм Абдуллах ибн Абу Умаййи. Делегация сказала Пророку: «Они наши предводители». Пророк сказал: «Я желаю им добра», - а затем он спросил о местонахождении Малика, и ему ответили: «Он бежал вместе с племенем Сакыф». Тогда Пророк сказал: «Передайте ему, что, если он вернется мусульманином, я отдам ему его семью и имущество и дам (еще) сто верблюдов».
Узнав об этом, Малик тайно покинул крепость, пришел к Посланнику Аллаха в аль-Джи‘ране, принял Ислам и получил свое имущество и родственников обратно. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назначил его своим наместником для мусульман племени Хавазин.
Совершение умры из аль-Джи‘раны
Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), войдя в состояние ихрама в аль-Джи‘ране, отправился оттуда в Мекку для совершения умры.
Он вошел в Мекку ночью, совершил таваф вокруг Каабы, прикоснулся к черному камню. В ту же ночь он вернулся обратно. Пророк пробыл в аль-Джи‘ране тринадцать дней
[2], после чего велел собираться в путь. Войско отправилось в дорогу, чувствуя себя в безопасности, пока не добралось до Медины, за три дня до окончания месяца Зу-ль-Ка‘да.
Этим походом Всевышний Аллах уничтожил единство многобожников, подчинил их земли и устранил его предводителей.
Никто из мужчин племени Хавазин не остался дома – все вышли на войну, взяв с собой всех верблюдов и всех овец. Всевышний Аллах пожелал возвысить Ислам, унизив его врагов захватом их родственников и имущества. Погас пыл язычников, не осталось у них никого, кто мог бы воевать. Поэтому можно сказать, что поражение племени Хавазин поставило точку в войне против арабов-язычников. Не осталось среди них никого, за исключением малочисленных групп, чье безрассудство вынуждало их обнажать мечи. Затем уже и они не могли поднимать оружие, когда их озарил свет истины.
Поход отряда Кайса ибн Са’да в Суда
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), вернувшись в Медину, отправил Кайса ибн Са’да во главе отряда из четырехсот мусульман, чтобы призвать к исламу племя Суда’, которое проживало в Йемене.
Затем к Посланнику Аллаха пришел их представитель и сказал: «Верни же назад свой отряд, а я отвечу перед тобой за своих соплеменников», — и Пророк приказал отряду вернуться обратно.
Делегация племени Суда
Затем это человек вернулся к своим соплеменникам и склонил их приехать к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Пятнадцать человек приехали в Медину. Они поселились у Са’да ибн ’Убады, затем принесли Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) клятву на верность Исламу. Они сказали: «Мы в твоем распоряжении, и мы представляем остальной наш народ».
После этого они вернулись домой и призвали к Исламу остальных. Позднее сто человек из этого племени принимало участие в прощальном паломничестве вместе с Посланником Аллаха.
Отряд ‘Уяйны ибн Хисна
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Бишра ибн Суфьяна аль-‘Адави к роду Ка‘б из племени Хуза‘а, чтобы собрать с их имущества закят.
Однако племя Тамим запретило им выполнить повеление Пророка. Узнав об этом, он отправил отряд из пятидесяти всадников из бедуинов под командованием ‘Уяйны ибн Хисна.
Отряд напал на тамимитов в пустыне, и они бежали. ʼУяйна захватил одиннадцать мужчин, двадцать одну женщину и тридцать детей, которых привели в Медину, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел поселить их в доме Рамли бинт аль-Харис[3].
Делегация племени Тамим
Через некоторое время послы племени Тамим прибыло в Медину просить за пленных. Среди них были ‘Утарид ибн Хаджиб[4], аз-Зибрикан[5] ибн Бадр, ‘Амр[6] ибн аль-Ахтам.
Они сели и стали ждать Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк задерживался, и они крикнули ему, находившемуся во внутренних комнатах: «Выйди к нам, Мухаммад! Мы пришли состязаться с тобой». Этот крик обидел Посланника Аллаха. Но он вышел к ним, и тогда было ниспослано:
إِنَّ الَّذِينَ يُنَادُونَكَ مِن وَرَاءِ الْحُجُرَاتِ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ
وَلَوْ أَنَّهُمْ صَبَرُوا حَتَّى تَخْرُجَ إِلَيْهِمْ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Поистине, большинство тех, кто (громко) зовет тебя через комнаты (из-за стен жилищ твоих жен), – они неразумны. И если бы они потерпели, пока ты выйдешь к ним, это было бы лучше для них. И Аллах — Прощающий, Милующий (тех, кто кается)» (сура «аль-Худжурат», аяты 4-5).
Наступило время намаза зухр, Биляль произнес азан, и Пророк вышел для совершения намаза. Они окружили его и стали говорить: «Мы люди из племени Тамим, мы привели к тебе наших поэтов и проповедников, чтобы состязаться с тобой в стихах и гордиться этим». Пророк ответил им: «Я не был отправлен со стихами, и не было мне велено гордиться».
Затем он совершил намаз зухр, после чего вышел к ним. Они вновь окружили его и стали хвастаться своим благородством и благородством своих предков.
‘Амр ибн аль-Ахтам восхвалил аз-Зибрикана ибн Бадра, сказав: «Ему подчиняются в наших собраниях, он господин в своем обществе». Аз-Зибрикан ответил: «О Посланник Аллаха, он завидует мне из-за моего благородства, он знал лучше того, что сказал».
Тогда ‘Амр сказал: «А еще он бесчестен, скуп и самодоволен». Посланник Аллаха был раздражен этой переменой в словах ‘Амра. ‘Амр продолжил: «О Посланник Аллаха, я сказал правду в первом утверждении и не солгал во втором. Сначала я был благожелателен, поэтому сказал лучшее о нем из того, что знал, потом я разгневался и сказал худшее о нем из того, что знал».
Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, красноречие может оказывать такое же воздействие, как и колдовство!»
[7].
После этого они приняли Ислам, а Посланник Аллаха щедро наградил их и вернул им жен и детей. Они пробыли кое-какое время в Медине, обучаясь Корану и религии.
[2] Абу Дауд, № 1996; ан-Насаи (5/199-200).
[3] Женщина из рода ан-Наджар. Ибн Хабиб упомянул ее среди ансаров, присягнувших на верность Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Также в ее доме держали людей из племени Курайза, пока относительно них вынес свое решение Са'д ибн Му'аз.
[4] 'Утарид ибн Хаджиб ибн Зурара ибн 'Адас ат-Тамими, принял Ислам во время делегации своего племени в девятом году, затем отрекся от религии, последовав за Саджахом, но затем снова принял Ислам и стал хорошим мусульманином («Усуд аль-Габа», 4/42-43).
[5] Абу 'Аййяш, имя его аль-Хусайн, его называли аз-Зибрикан из-за его красоты. Переселился в Басру, но не стал вероотступником, когда его народ отрекся от религии. Служил сборщиком закята во время правления Абу Бакра и 'Умара (да будет доволен ими всеми Аллах) — «Усуд аль-Габа» (2/247-248).
[6] Синан ибн Суммай, также последовал за Саджахом, но затем снова принял Ислам и стал хорошим мусульманином. Он был поэтом и проповедником, его называли аль-Мукаххаль из-за его красоты («Усуд аль-Габа», 4/196-197).
[7] Бухари, № 5434; Муслим, № 869; Абу Дауд, № 5012.
Комментарии: 0
Правила форума