Часть 61. Поход на Хамра аль-Асад
После того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Медину, он опасался того, что многобожники решат, что их победа на поле боя ничего им не дала, пожалеют об этом и вернутся, чтобы еще раз напасть на Медину. Поэтому Посланник Аллаха обратился к сподвижникам с предложением начать преследование мекканской армии, и чтобы выступили только те, кто был вчера вместе с ним. Они ответили на призыв Аллаха и Его Посланника, несмотря на все свои ранения – они перевязали свои раны и вышли. Знамя все ещё было не развязано, Пророк вручил его Али ибн Абу Талибу. Главным над Мединой назначил ибн Умм Мактума.
После этого войско двинулось в путь и шло, пока не достигло Хамра аль-Асад – места, расположенного на расстоянии восьми миль от Медины. Предположения Посланника Аллаха оказались верными. Многобожники сожалели о том, что оставили мусульман, не напали на Медину, чтобы добиться победы. Ими было решено вернуться. Однако, когда они узнали, что Посланник Аллаха вышел по их следам, они решили, что к мусульманам присоединились те, кто не принимал участия во вчерашней битве. Всевышний Аллах вселил в их сердца страх, и они продолжили свой путь в Мекку. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) удалось схватить поэта Абу 'Аззу, когда они находились в Хамра аль-Асад.
Напомним, что его он освободил без выкупа после битвы при Бадре при том условии, что впредь он не будет никому помогать в борьбе против него. Пророк велел казнить его, Абу ʼАзза взмолился: “О Мухаммад, прости меня, окажи мне милость и отпусти меня к моим дочерям, а я обещаю тебе, что больше никогда не буду делать того, что сделал!”. Но Посланник Аллаха сказал: “Нет! Клянусь Аллахом, тебе больше не видать Мекки после этого, ибо ты скажешь: “Я обманул Мухаммада дважды!”[1]. А верующего дважды из одной и той же норы не кусают!”.[2] Пророк сказал: «Отруби ему голову, о, Зайд».
Он был казнен. В этом есть великое назидание от Создателя благородного шариата. Человек, который не остерегается того, что однажды уже постигло его, не является разумным. Поэтому в этом случае необходимо было проявить суровость.
В этот год Пророк выдал замуж свою дочь Умму Кульсум за 'Усмана ибн 'Аффана, после того как скончалась его жена Рукаййя – другая дочь Пророка, поэтому он получил прозвище «Зу ан-Нурайн» (обладатель двух сияний)[3].
В тот же год Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хафсе бинт Умар ибн аль-Хаттаб, её мать была сестрой 'Усмана ибн Маз'уна, до Пророка она была замужем за Хунейсом ибн Хузафа ас-Сахми (да будет доволен им Аллах), он умер от ранений в битве при Бадре[4].
В тот же год Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Зайнаб бинт Хузейма аль-Хилялия из рода 'Амир. Во времена невежества её называли матерью нищих, из-за сострадания и милосердия, которые она проявляла к ним. До Пророка она была замужем за Абдуллой ибн Джахш, он был убит в день Ухуда. Также Зайнаб приходилась сестрой Маймуне бинт аль-Харис по матери[5].
В этот год родился аль-Хасан ибн Али (да будет доволен ими обоими Аллах).
В тот год было запрещено вино[6]. Запрет устанавливался постепенно, поскольку арабы очень любили вино, и им было непросто отказаться от него в один момент. Запрет сопровождался событиями, которые демонстрировали вред от вина, а такое обычно оказывает большое воздействие на людские души. Первое, что ниспослал Всевышний Аллах относительно вина:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ
«У тебя (о Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: «В них большой грех, но и (незначительная) польза для людей, впрочем, греха в них (несоизмеримо) больше, чем пользы» (Сура «Аль-Бакара», аят 219).
Польза от азартных игр – это раздача милостыни бедным от выигрыша, арабы практиковали такое. Польза от вина – это некое оздоровление организма. Случалось такое, что некоторые мусульмане, выпив вина, путались в чтении Корана, поэтому был ниспослан аят, запрещающий становиться на молитву в пьяном виде:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّى تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ وَلَا جُنُبًا إِلَّا عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّى تَغْتَسِلُوا وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَفُوًّا غَفُورًا
«О верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать (смысл того), что говорите» (Сура «Ан-Ниса», аят 43).
И, наконец, когда мусульмане из-за употребления вина стали враждовать друг с другом, запрет снизошел в категоричной форме:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ
«О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха).
91 — Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?» (Сура «Аль-Маида», аяты 90-91).
Мусульмане ответили на это словами «мы прекратили», так пусть же подобным образом мусульмане поступят и сегодня.
[1] См. «Жизнеописание Пророка» ибн Хишам (2/104) и «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (2/43), там говорится, что он был захвачен в день Ухуда, не было пленных, кроме него. Пророк велел 'Асыму ибн Сабиту казнить его.
[2] Передал Бухари под № 5782 в книге о благовоспитанности, глава: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы». Муслим под № 2998 в книге об отречении от мира и о [том, что способствует] смягчению, глава: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
[3] См. «Усудуль-Габа» (7/384).
[4] См. «Усудуль-Габа» (7/65-67).
[5] См. «Усудуль-Габа» (7/129). Она прожила с ним (да благословит его Аллах и приветствует) недолго два или три месяца, после чего умерла. Она умерла при жизни Пророка.
[6] См. «Асбабу ан-нузуль», стр. 118-119.
Комментарии: 0
Правила форума