Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 55. Пленники Бадра
Часть 55. Пленники Бадра
Вернувшись в Медину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, созвал своих сподвиж...
4 404
5 января, 21

Часть 55. Пленники Бадра

4 404
5 января, 21

Вернувшись в Медину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, созвал своих сподвижников на совет, чтобы решить, что делать с пленными.

 

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

— О Посланник Аллаха, эти люди – наши родственники и двоюродные братья. Я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, что укрепит нас в борьбе с неверующими, и, может быть, после Аллах направит их на путь истинный, и они будут помогать нам.

 

‘Умар, да будет доволен им Аллах, возразил:

 

— Клянусь Аллахом, я не согласен с Абу Бакром. Я считаю, что ты должен позволить мне отрубить голову такому-то (имея в виду одного своего родственника), и ты должен разрешить Али отрубить голову ‘Акилю бин Абу Талибу, и разрешить Хамзе отрубить голову такому-то его брату, чтобы враги Аллаха знали, что в сердцах наших нет места снисхождению к язычникам, тем более что эти пленные – их предводители и лучшие их воины!

 

С ним согласились Са'д ибн Му'аз и Абдуллах ибн Раваха[1].

 

Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сказал:

 

«Поистине, Аллах делает некоторые сердца мягкими – настолько, что они словно нежнее молока. А некоторые сердца Он делает твердыми настолько, что становятся они тверже камня. О Абу Бакр! Ты подобен Ибрахиму, который сказал:

 

رَبِّ إِنَّهُنَّ أَضْلَلْنَ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ فَمَن تَبِعَنِي فَإِنَّهُ مِنِّي وَمَنْ عَصَانِي فَإِنَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 

«Господи! Поистине, они (идолы) сбили с истинного пути многих людей. Мои последователи (принявшие мой призыв к единобожию) – часть меня (ведь они на моем пути). А кто ослушается меня (примет мою религию, но будет грешить при этом – того Ты прости), ведь Ты – Прощающий, Милующий (верующих)» (Сура «Ибрахим», аят 36).

 

О 'Умар! Ты как Нух, который сказал:

 

وَقَالَ نُوحٌ رَّبِّ لَا تَذَرْ عَلَى الْأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا

 

«И Нух взмолился: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего!» (Сура «Нух», аят 26)».

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, похвалил обоих своих сподвижников, поскольку цель у них была одна — укрепление религии и борьба с язычеством, но предпочел в итоге мнение Абу Бакра. Затем Пророк сказал сподвижникам:

 

— Вы бедны, пусть же никто из вас не освободит своего пленника без выкупа.

 

Дошло до курайшитов решение Посланника Аллаха относительно выкупа пленных. Они оплакивали своих убитых целый месяц, потом знатные люди сказали: «Не делайте этого! Дойдет до Мухаммада и его приятелей, и они станут злорадствовать». Они решили не оплакивать своих убитых до тех пор, пока не отомстят за них, и договорились между собой не торопиться с выкупом пленных, чтобы мусульмане не запросили слишком большой выкуп.[2]

 

Выкуп

 

Мутталиб ибн Абу Вада'а ас-Сахми, отец которого был среди пленных, пошел наперекор общему решению. Ночью он незаметно выехал из Мекки, приехал в Медину, выкупил своего отца за четыре тысячи дирхамов и уехал вместе с ним. Потом и другие курайшиты стали выкупать своих пленных. Сумма выкупа составляла четыре тысячи дирхамов. Тому же, кто не имел средств на выкуп, но умел читать и писать, предлагали в качестве выкупа обучить грамоте и письму десятерых детей жителей Медины[3].

 

Среди пленных был и 'Амр – сын Абу Суфьяна. Абу Суфьяну сказали:

 

— Выкупи своего сына 'Амра!

 

Он отвечал:

 

— Чтобы Мухаммад забрал моего сына и мое богатство? Пусть останется в их руках, и пусть они держат его в плену, сколько им захочется!

 

Абу Суфьян встретил в Мекке Са'да ибн ан-Ну'мана аль-Асари, который пришел на малое паломничество. Абу Суфьян напал на него и пленил в отместку за своего сына 'Амра. Люди из рода 'Амр ибн 'Ауф пошли к Посланнику Аллаха и сообщили ему об этом. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал этим людям 'Амра, и они отправили его к Абу Суфьяну, который, в свою очередь, освободил за это Са'да.[4]

 

Также среди пленных был Абу аль-'Ас ибн ар-Раби' — муж Зейнаб, дочери Посланника Аллаха. Пророк благодарил своего зятя за добропорядочность. Когда началась вражда между курайшитами и Посланником Аллаха, они потребовали от Абу аль-'Аса развестись с Зейнаб, как это сделали сыновья Абу Ляхаба, но он отказался. Он сказал:

 

— Ни в коем случае, клянусь Аллахом, не разведусь со своей женой! Я не хочу вместо своей жены никакую другую женщину из курайшиток!

 

Когда жители Мекки послали выкуп за своих пленных, Зайнаб, дочь Посланника Аллаха, тоже послала выкуп за Абу аль-'Аса ибн ар-Рабиа. Вместе с деньгами в качестве выкупа она послала ожерелье, которое подарила ей на свадьбу Хадиджа. Пророк, увидев это ожерелье, очень сильно расстроился и сказал:

 

— Если сочтете возможным отпустить ее пленника на свободу и вернуть ей ее вещи, то сделайте это!

 

Сподвижники согласились с этим. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, освободил зятя с условием, что тот отпустит Зайнаб в Медину, и Абу аль-'Ас, приехав в Мекку, велел ей уехать к своему отцу. Посланник Аллаха отправил за ней гонцов, которые привезли ее к нему. [5]

 

Когда Абу аль-'Ас принял Ислам (перед завоеванием Мекки), Пророк вернул ему Зайнаб на основании первого бракосочетания.

 

Среди пленных находился один человек по имени Сухайль ибн ‘Амр, прекрасный оратор, который наносил обиды мусульманам своим языком. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

— О Посланник Аллаха, прикажи выбить Сухайлю два передних зуба, и тогда язык его будет вываливаться, и он ничего и нигде не сможет сказать против тебя!

 

Но Пророк ответил:

 

— Я не стану его уродовать, чтобы Аллах не сделал со мной то же самое, хотя я и являюсь пророком! Может, он займет такую позицию, которую ты не будешь осуждать.

 

Мукриз ибн Хафс прибыл в Медину за Сухайлем и договорился с мусульманами, что он побудет в плену вместо Сухайля, пока тот не выплатит за себя выкуп[6].

 

Всевышний Аллах подтвердил слова Своего Посланника относительно Сухайля. Когда скончался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и большинство жителей Мекки задумали отречься от ислама, подобно бедуинам, Сухайль ибн 'Амр встал перед ними и сказал, начав с восхваления Аллаха и приветствия Его Посланнику:

 

— О люди! Кто из вас поклонялся Мухаммаду, пусть знают, что Мухаммад умер. Но кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что поистине Аллах — Живой, Который никогда не умрет! Аллах Всевышний сказал:

 

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإِن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَى عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ اللَّهَ شَيْئًا وَسَيَجْزِي اللَّهُ الشَّاكِرِينَ

 

«Мухаммад – только Посланник. Были посланники и до него. Если он умрет или будет убит, вы двинетесь назад (отречетесь от Ислама)? Кто двинется назад, тот ничем не навредит Аллаху. И Аллах вознаградит благодарных (проявивших стойкость в следовании религии Аллаха)»» (Сура «Алю Имран», аят 144).

 

Затем он продолжил:

 

— Клянусь Аллахом, я знаю, что эта религия охватит всю землю, которую охватывает солнце при своем восхождении. Пусть не ослепит вас этот (Абу Суфьян), он знает то же, что и я, однако запечатала его сердце зависть к роду Хашим. Полагайтесь на своего Господа! Поистине, религия Аллаха жива, и Его Слово совершенно. Аллах поможет тому, кто помогает Ему, и укрепит Свою религию. Всевышний Аллах дал вам лучшего из вас (то есть Абу Бакра), поистине, это лишь усилит Ислам. А кто отречется, тому мы отрубим голову!

 

Люди отказались от своих намерений. Это сообщение стало одним из чудес нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.[7]

 

Также среди пленных находился аль-Валид ибн аль-Валид[8], он был освобожден своими братьями Халидом и Хишамом, а по возвращении в Мекку принял Ислам. Его упрекнули, спросив:

 

— Почему ты не принял Ислам до выкупа?»

 

Он ответил:

 

— Я не хотел, чтобы вы подумали, что я принял ислам из страха.

 

Он хотел переселиться в Медину, но братья помешали ему. Ему удалось присоединиться к мусульманам во время восполнения умры[9].

 

Также среди пленных был ас-Саиб ибн Язид, знаменосец в битве при Бадре. Он выкупил себя сам. Он — предок имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи'и.

 

Также в плену оказался Вахб ибн 'Умайр аль-Джумахи. Его отец 'Умайр был истинным шайтаном среди курайшитов, из тех, кто подвергал унижениям Пророка. После битвы они сидели с Сафваном ибн Умайя, вспоминая трагедию Бадра.

 

 'Умайр сказал:

 

– Ты сказал правду, клянусь Аллахом, если бы не долг, которого я не могу уплатить, и если бы не дети, за которых я боюсь, что они пропадут без меня, то я сел бы верхом и отправился бы к Мухаммаду, чтобы убить его. У меня есть повод для встречи с ним — мой сын у них в плену.

 

Сафван сказал:

 

– На мне будет твой долг, я уплачу его. Твои дети будут вместе с моими — я их буду утешать, пока жив. Я им дам все, что смогу.

 

'Умайр ответил:

 

— Тогда не говори никому об этом, пусть это останется между нами.

 

Тот ответил:

 

— Так и сделаю.

 

Потом 'Умайр велел принести ему меч, наточил его и смазал ядом. Затем он отправился в Медину. В это время 'Умар ибн аль-Хаттаб находился среди мусульман, беседовавших о битве в долине Бадр и о милости Аллаха, оказанной им в этой битве. Вдруг 'Умар увидел, что 'Умайр ибн Вахб,  опоясанный мечом, остановился перед дверью мечети. 'Умар сказал:

 

— Эта собака — враг Аллаха 'Умайр ибн Вахб — пришел со злым умыслом. Это он разжигал рознь между нами в день битвы в долине Бадр.

 

'Умар пришел к Пророку и сказал:

 

— О Пророк Аллаха! Враг Аллаха 'Умайр ибн Вахб пришел к нам, опоясанный мечом.

 

Пророк сказал:

 

— Впусти его ко мне!

 

ʼУмар подошел к 'Умайру, взял за перевязь меча на шее и крепко схватил. Находившимся там ансарам он сказал:

 

— Идите с нами к Пророку, сядьте возле Пророка и берегите его от этого нечестивца. Ему нельзя доверять.

 

Потом он отвел 'Умайра к Пророку. Увидев 'Умайра, которого 'Умар крепко держал за перевязь меча на шее, Пророк сказал:

 

– Отпусти его, 'Умар! Подойди, 'Умайр!

 

Тот подошел и сказал:

 

— Доброе утро! 

 

Это было общепринятое приветствие среди язычников. Пророк ответил:

 

— Аллах удостоил нас приветствием лучше твоего, о 'Умайр — приветствием с пожеланием мира. [10]

 

Затем Пророк спросил:

 

— Что же тебя привело к нам, ʼУмайр?

 

ʼУмайр ответил:

 

— Я пришел за пленным, который находится у вас. Будьте к нему снисходительны!

 

Пророк спросил:

 

— А для чего тебе меч, который висит у тебя на шее?

 

Тот ответил:

 

— Да пропадут они, эти мечи, пропадом! Они нас не защитили!

 

Пророк спросил его:

 

— Скажи мне правду, для чего ты приехал?

 

'Умайр ответил:

 

— Я приехал только для этого.

 

Пророк сказал:

 

— Нет! Ведь ты сидел вместе с Сафваном ибн Умаййа в аль-Хиджре, и вы говорили то-то и то-то. [11]

 

Умайр ответил:

 

— Я свидетельствую, что ты — Посланник Аллаха! Мы обвиняли тебя, о Посланник Аллаха, во лжи, когда ты приходил к нам с небесной вестью, с ниспосланным тебе откровением. Во время этого разговора никого, кроме меня и Сафвана, там не было. Клянусь Аллахом, я знаю, что только Аллах мог тебе об этом сообщить!

 

'Умайр вернулся в Мекку и стал открыто исповедовать Ислам.

 

Абу 'Азиз ибн 'Умайр[12] – брат Мус'аба ибн 'Умайра, был также среди пленных. Мимо него прошел его брат Мус'аб ибн 'Умайр и сказал:

 

— Держи его за руку крепче! Его мать богата, и она даст тебе за него большой выкуп.

 

Абу 'Азиз  сказал ему:

 

— О брат мой! Ты даешь такой совет относительно меня?

 

Затем его мать послала четыре тысячи дирхамов и выкупила его.

 

Также среди пленных был 'Аббас ибн Абдуль-Мутталиб, дядя Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был вынужден участвовать в этом сражении. Когда он оказался среди пленных, его попросили выплатить выкуп за себя и сына его брата 'Укейля ибн Абу Талиба. Он сказал:

 

— За что мы будем платить, ведь нас вынудили воевать?

 

Пророк сказал:

 

— Внешне ты выступил против нас.

 

С него и его племянника был взят выкуп. Затем он сказал Посланнику Аллаха:

 

— Ты меня навсегда оставил бедным курайшитом.

 

Пророк ответил:

 

— Как же? Ведь ты оставил деньги Умм аль-Фадль и сказал: «Если я умру, то оставлю тебя богатой!».

 

Тогда аль-'Аббас сказал:

 

— Клянусь Аллахом, никто не мог тебе об этом рассказать, кроме Аллаха»[13].

 

Это пример справедливости и равенства. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не освободил своего дядю от выкупа, зная, что он выступил по принуждению, но освободил других, убедившись в их нищете, именно такой бывает справедливость. Всевышний Аллах сказал:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاءَ لِلَّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ إِن يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقِيرًا فَاللَّهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلَا تَتَّبِعُوا الْهَوَى أَن تَعْدِلُوا وَإِن تَلْوُوا أَوْ تُعْرِضُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

 

«О верующие! Строго придерживайтесь (истины и) справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, даже если это будет (свидетельство) против вас же самих, или против родителей, или против родственников. Будь он (тот, о ком вы свидетельствуете) богатым или бедным – Аллах позаботится о них обоих. Поэтому не следуйте своим прихотям, отступая от справедливости. Если же вы исказите (правду) или откажетесь (свидетельствовать), то (помните) что, поистине, Аллах – Сведущий обо всем, что вы делаете (и Он воздаст вам за это)» (Сура «ан-Ниса», аят 135).

 

Также среди пленных был поэт Абу 'Азза аль-Джумахи. Он был из тех, кто наносил сильные обиды Посланнику Аллаха в Мекке, а когда был пленен, обратился к Пророку со словами:

 

— О Мухаммад! Ты знаешь, что у меня денег нет, я беден, у меня много детей. Освободи меня без выкупа!

 

И Пророк освободил его без выкупа.[14]

 

[1] Передал Муслим в книге о джихаде и военных походах. Также «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/676) и «Аль-Кямиль фи ат-тарих» Ибн аль-Асира (2/136).

 

[2] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишам (1/648).

 

[3] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишам (1/660).

 

[4] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/650-651).

 

[5] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишам (1/652-653); аль-Байхакы, «Ад-Даляиль ан-нубувва» (3/154).

 

[6] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/649) и «Тарих Табари» (2/42).

 

[7] «Усуд аль-Габа» (2/480-481).

 

[8] «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (4/131).

 

[9] В 7-м году после хиджры.

 

[10] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишам (1/661), «Тарих Табари» (3/46) и «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (4/199-201).

 

[11] Подробно в «Тарих Табари» (3/47).

 

[12] «Тарих Табари» (3/40).

 

[13] «Тарих Табари» (3/43) и «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (4/13-14).

 

[14] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/660). Там есть его стихи, восхваляющие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Полное его имя – 'Амр ибн Абдуллах ибн 'Усман ибн Ухейб ибн Хузафа аль-Джумахи. Он был казнен во время битвы при Ухуде, об этом будет рассказано отдельно.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Список уроков