Циклы Авторы Сортировка
Image
Часть 81. Азан Биляла
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел Билялу (да будет Аллах им доволен) ...
765
7 сентября, 21

Часть 81. Азан Биляла

765
7 сентября, 21

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел Билялу (да будет Аллах им доволен) подняться на крышу Каабы и провозгласить оттуда азан.

 

После завоевания Мекки Пророк пробыл в ней восемнадцать дней, все это время он сокращал намазы. Он назначил Аттаба ибн Усайда наместником Мекки и определил ему жалованье в размере одного дирхама в день. Аттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не насытит Аллах голодный живот за один дирхам в день».

 

Разрушение идола аль-‘Узза

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) через пять дней после своего пребывания в Мекке отправил Халида ибн аль-Валида с тридцатью всадниками к идолу аль-‘Уззы, находившемуся в Нахле, и велел разрушить его. Этот идол был главным у курайшитов. Халид его разрушил.

 

Разрушение идола Сува‘

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал Амра ибн аль-Аса к идолу Сува‘, велев ему разбить его. Этот идол был главным объектом поклонения племени Хузайль, а находился он в Рухате на расстоянии трех миль от Мекки. ʼАмр ибн аль-ʼАс разбил его.

 

Разрушение идола Манат

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Са‘да ибн Зайда аль-Ашхали с двадцатью всадниками к идолу Манат, который находился в аль-Мушалляле, это гора на побережье моря близ Кудайда. Этому идолу поклонялись ауситы, хазраджиты, люди из племени Гассан. Они отправились к нему и разрушили его.

 

Битва при Хунейне

 

После завоевания Мекки и разрушения язычества Исламу подчинились все арабы, принимая истинную веру толпами, за исключением двух племен – Хавазиг и Сакыф, которых охватило высокомерие времен джахилии.
 
Предводители этих племен собрались на совет. Они говорили: «Мухаммад закончил воевать со своим народом и ничего не мешает ему выступить против нас, поэтому мы должны сами выступить против мусульман, опередив его».
 

Приняв решение воевать с мусульманами, они назначили главнокомандующим Малика ибн Ауфа ан-Насри, к нему присоединилось много племен, среди которых был и род Са‘д ибн Бакр, которыми Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был вскормлен.

 

Среди них был почтенный старик по имени Дурайд ибн ас-Симма, который был известен своей смелостью, знаниями и опытом в военном деле. Кроме того, Малик ибн Ауф отправился в поход со всем имуществом, женами и детьми своих воинов. Дурайд спросил Малика, зачем он это сделал. Тот сказал: «Я хотел, чтобы за каждым мужчиной стояла его семья и его имущество, чтобы он сражался ради этого». Тут Дурайд воскликнул: «Клянусь Аллахом, ты подобен пастуху овец! Да разве бегущего с поля боя что-нибудь остановит?! Если ты выиграешь сражение, пользу тебе принесет только мужчина с мечом и копьем, а если проиграешь, то опозоришь и свою семью, и имущество!». Однако Малик не прислушался к совету Дурейда. Он выстроил в ряд женщин за мужчинами, а за ними находились верблюды, затем коровы и затем овцы, чтобы никто из бойцов не обратился в бегство.

 

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узнал, что племена Хавазин и Сакыф готовятся сразиться с ним, он собрал войско и выступил в поход во главе двенадцати тысяч мусульман, две тысячи которых были мекканцами, а остальные прибыли вместе с Пророком из Медины.

 

Жители Мекки вышли пешком и верхом, даже женщины двигались уверенно, не проявляя слабости – ожидалось много трофеев. В войско вошли и восемьдесят язычников, в том числе Сафван ибн Умаййя и Сухайль ибн ‘Амр.

 

Когда они приблизились к врагу, Пророк построил свои войска и раздал отрядам знамена: знамя мухаджиров вручил Али ибн Абу Талибу, знамя хазраджитов – аль-Хубабу аль-Мунзиру, знамя ауситов досталось Усайду ибн Худайру, также знамена были вручены другим арабским племенам. Пророк сел верхом на свою мулицу[1], надев на себя две кольчуги и шлем.

 

Мусульман обрадовала их многочисленность, которая ничем им не помогла[2]. Авангард мусульман направился в сторону противника и их встретили засады, которые были поставлены в узких местах и горных ущельях: войско мусульман было осыпано градом стрел, подобным нашествию саранчи, и люди бросились в бегство, не обращая внимания друг на друга.

 

А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) остался на поле боя верхом на своей мулице, вместе с ним устояло небольшое количество мухаджиров и ансаров, среди которых были: Абу Бакр, Умар, Али, аль-‘Аббас, его сын аль-Фадль, Абу Суфьян ибн аль-Харис, его брат Раби‘а ибн аль-Харис, Му‘аттаб ибн Абу Ляхаб.

 

Аль-‘Аббас удерживал его мулицу за стремя, а Абу Суфьян[3] за узду. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стал звать: «Ко мне, люди!», но никто не обращал на него внимания. Земля стала тесной для обратившихся в бегство.

 

Что касается мекканцев, которые приняли Ислам совсем недавно и еще не избавились до конца от оков многобожия, то некоторые из них были рады такому положению дел, другие же были возмущены бегством мусульман.

 

Абу Суфьян ибн Харб воскликнул: «Они не остановятся до самого моря!» – а брат Сафвана ибн Умаййи сказал: «Поистине, сегодня колдовство не действует!». Сафван, тогда еще язычник, сказал ему: «Замолчи, чтоб Аллах выбил твои зубы! Клянусь Аллахом, лучше пусть мной правит курайшит, чем хавазинит!». Проходя мимо, один из курайшитов сказал ему: «Радуйся поражению Мухаммада и его сподвижников, клянусь Аллахом, они не исправят ваше положение никогда!». Сафван рассердился и воскликнул: «Горе тебе, ты радуешься победе бедуинов?!». Икрима ибн Абу Джахль сказал тому человеку: «Исправление положения не в твоих руках, положение в руках Аллаха, и Мухаммад властен над этим. Если он потерпит поражение сегодня, то завтра непременно нас ждет успех».

Сухайль ибн ‘Амр, тоже на тот момент язычник, сказал ему: «Клянусь Аллахом, твоя верность ему вызвана твоей молодостью!». Он ответил ему: «О Абу Язид, мы были ничем, у нас не было разума, мы поклонялись камням, которые не способны ни навредить, ни помочь»[4].

 

Некоторые, убегая, дошли до Мекки. Посланник Аллаха стоял на месте, произнося такие слова[5]:

 

Я – пророк, и нет в этом лжи,

я – ибн Абду аль-Мутталиб!

 

Потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своему дяде аль-Аббасу, обладавшему очень громким голосом: «Призови ансаров, о Аббас». Тогда он изо всех сил закричал: «О ансары! Где дававшие клятву под деревом?».

 

Его услышали все, кто находился в долине. Ансары стали говорить: «Мы идем к тебе, мы идем к тебе!». Они пытались повернуть своих верблюдов, но не могли справиться с ними, им мешало множество убегающих бедуинов, и тогда они начали снимать свои доспехи и бросать их на верблюдов, а сами хватали мечи и щиты, соскакивали на землю, предоставляя верблюдам возможность бежать куда угодно, и шли на голос Аббаса.

 

Через некоторое время вокруг Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собралось большое количество людей. Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых они не видели[6].

 

Мусульмане разом ринулись в атаку, язычники стали неуклонно терять силы и в итоге бросились в бегство в разные стороны, не обращая внимания на свое имущество, женщин и детей. Мусульмане стали преследовать их, убивая и захватывая в плен. В плен были взяты женщины и дети, а также многие воины, но кому-то удалось сбежать. В этот день серьезные ранения получил Халид ибн аль-Валид. После этой битвы многие язычники Мекки приняли Ислам, увидев заботу Аллаха о мусульманах.

 

Эта битва преподала важный урок военного дела. Войско состояло из разных групп: среди них были язычники, бедуины и те, кто совсем недавно принял Ислам. Им было все равно: победят мусульмане или нет. Поэтому они при первом же потрясении обратились в бегство. Все это едва не обернулось для мусульман поражением, если бы не Милость Всевышнего Аллаха. Поэтому следует набирать в войско только тех, кто сражается искренне и на самом деле является защитником своей религии – он не будет склонен к бегству, поскольку будет бояться мучительного наказания, которое уготовил Аллах бегущим с поля боя[7].

 

Мусульманами было захвачено шесть тысяч пленных, двадцать четыре тысячи верблюдов, более сорока тысяч овец и четыре тысячи укий серебра. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел собрать всю эту добычу и отправить ее в аль-Джи‘рану.

 

После поражения врагов часть их направилась в Таиф, часть – в Нахлю, а еще часть – в Аутас.

 

 

[1] Белую мулицу по имени Дульдуль.

 

[2] Указание на Слова Всевышнего Аллаха: «Аллах помог вам во многих местах и (вспомни о победе) в день Хунайна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничего вам не дала. Земля стала для вас тесной, несмотря на ее простор (вы сильно испугались), а потом вы ушли (с поля боя почти все)» (Сура «ат-Тауба», аят 25).

 

[3] Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн Абдуль-Мутталиб, сын дяди Пророка и его молочный брат, которых вскормила Халима ас-Са'дия. Он был очень сильно похож на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Умер в 15 году хиджры, во время правления Умара ибн аль-Хаттаба. («Усуд аль-Габа», 6/144).

 

[4] Приводится в «Тарих Табари» (3/182).

 

[5] Передал Бухари, № 4063, и Муслим, № 1776.

 

[6] Указание на Слова Всевышнего Аллаха: «Потом Аллах низвел спокойствие (уверенность) Своему Посланнику и верующим (и они вернулись к Пророку и продолжили сражаться). И Он ниспослал невидимое войско (из ангелов) и покарал неверующих (пленом или смертью). Таково возмездие неверующим!» (Сура «ат-Тауба», аят 26).

 

[7] Также важным уроком этого сражения служит то, что не следует только полагаться на собственные силы и материальные возможности, поскольку они не являются единственной причиной победы, согласно тому, что разъяснил Всевышний Аллах: «Да! Если вы будете терпеливы и богобоязненны, и враги нападут на вас прямо сейчас, ваш Господь усилит вас пятью тысячами узнаваемых (по отличительным признакам) ангелов (у каждого из которых на голове будет чалма, а в гривы и в хвосты их лошадей вплетены белые ленты). (126) Аллах сделал это (сообщение о помощи ангелов) лишь радостной вестью для вас, и чтобы ваши сердца успокоились благодаря этому. Ведь помощь – только от Аллаха, Могущественного, Мудрого» (Сура «Алю Имран», аяты 125-126). Поэтому численность и снаряжение являются только причиной и средством. Что касается истинной надежды, то она должна быть на Одного Аллаха.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:вторник
Новый урок:вторник
Список уроков