Когда притеснения курайшитов усилились вновь, Пророк, мир и благословение Аллаха ему, решил отправиться в Таиф
[1], чтобы попросить жившее там племя Сакыф помочь мусульманам. Посланнику Аллаха была нужна поддержка, чтобы и дальше распространять религию Аллаха. Таиф был выбран потому, что этот город находился ближе всего к Мекке и у Пророка, мир и благословение Аллаха ему, в племени Сакыф были родственники по материнской линии.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, отправился в Таиф в сопровождении своего вольноотпущенника Зейда ибн Харисы, да будет Господь им доволен.
Там он встретился с тремя знатными и влиятельными людьми: Абд Ялайлем, Масʼудом и Хабибом – сыновьями ʼАмра ибн ʼУмайра из рода Сакыф. Пророк призывал их к истинной вере, однако эти люди отвергли его призыв в самой грубой и безобразной форме. Он не увидел ничего хорошего с их стороны. В ответ он попросил у них только одно: не сообщать о разговоре курайшитам, ведь он опасался, что, узнав об обращении Мухаммада за помощью к другим племенам – тем более к тем, кого курайшиты считали своими врагами – они придут в ярость, и преследования мусульман усилятся.
Люди племени Сакыф не только разрушили надежды Пророка, мир и благословение Аллаха ему, получить помощь против мекканцев, но и сами причинили ему вред: глупцы и дети вставали по обе стороны дороги, по которой шел Пророк, и бросали в него камни, так что ранили его до крови. Зейд ибн Хариса закрывал его собой, пока они не дошли до виноградника, в тени которого смогли наконец отдохнуть.
Рядом находился сад, принадлежавший ʼУтбе и Шейбе – сыновьям человека по имени Рабиʼа. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, знал, что эти люди были среди его врагов. Поняв, что со всех сторон окружен врагами, он обратился к Всевышнему Аллаху с мольбой:
— О Аллах! Тебе я жалуюсь на бессилие и бесчестье мое среди людей! О самый Милостивый, Ты – Господь слабых, и Ты – мой Господь. Кому же Ты поручил меня? Далекому ли, который морщится при виде меня? Или врагу, которому Ты дал власть над делами моими? Если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, но мне бы хотелось, чтобы Ты облегчил мое положение. Прибегаю к защите Твоего света – ведь он рассеивает тьму и приводит в порядок дела мира этого и мира вечного – от Твоего гнева или Твоего недовольства. Ведь я ищу Твоего довольства! И мощь и сила – только от Тебя!
Когда сыновья Рабиʼы увидели Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, их сердца смягчились от жалости. Они позвали слугу-христианина по имени ʼАддас и велели ему отнести Пророку гроздь винограда. Перед тем, как начать есть виноград, Мухаммад произнес: «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим». ʼАддас сказал ему:
— Местные жители не говорят такие слова.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его:
— Из какой ты страны и какова твоя вера?
Слуга ответил:
— Я христианин из Ниневии
[2].
Пророк уточнил:
— Так ты из города праведного человека Юнуса, сына Матты?
— Откуда ты знаешь Юнуса?
В ответ Посланник Аллаха, мир ему и благословение, прочитал аяты
Священного Корана о пророке Юнусе, мир ему. Когда он завершил чтение, ʼАддас принял Ислам.
Там же к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, явился Джибриль, мир ему, с посланием от Господа. Джибриль сказал:
— Аллах приказал меня наказать твоих родственников за то, как они поступили с тобой.
В ответ Пророк обратился с мольбой к Господу:
— О Аллах! Наставь моих родственников, ведь они не знают (истины).
Тогда Джибриль, мир ему, сказал:
— Прав Тот, кто назвал тебя «мягким и милостивым».
Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оказался в местности Нахля, к нему пришла группа джиннов, являвшихся последователями пророка Мусы, мир ему, чтобы послушать чтение Священного Корана. После этого они вняли наставлениями Корана и, вернувшись к себе, принялись призывать других джиннов к истинной вере, доводя до них послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом рассказал Сам Господь миров в суре «аль-Ахкаф»:
وَإِذْ صَرَفْنَا إِلَيْكَ نَفَرًا مِنَ الْجِنِّ يَسْتَمِعُونَ الْقُرْآنَ فَلَمَّا حَضَرُوهُ قَالُوا أَنْصِتُوا فَلَمَّا قُضِيَ وَلَّوْا إِلَىٰ قَوْمِهِمْ مُنْذِرِينَ قَالُوا يَا قَوْمَنَا إِنَّا سَمِعْنَا كِتَابًا أُنْزِلَ مِنْ بَعْدِ مُوسَىٰ مُصَدِّقًا لِمَا بَيْنَ يَدَيْهِ يَهْدِي إِلَى الْحَقِّ وَإِلَىٰ طَرِيقٍ مُسْتَقِيمٍ يَا قَوْمَنَا أَجِيبُوا دَاعِيَ اللَّهِ وَآمِنُوا بِهِ يَغْفِرْ لَكُمْ مِنْ ذُنُوبِكُمْ وَيُجِرْكُمْ مِنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ وَمَنْ لَا يُجِبْ دَاعِيَ اللَّهِ فَلَيْسَ بِمُعْجِزٍ فِي الْأَرْضِ وَلَيْسَ لَهُ مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءُ أُولَٰئِكَ فِي ضَلَالٍ مُبِينٍ
«И Мы направили к тебе группу джиннов послушать Коран. Придя к нему (Пророку), они сказали (друг другу): «Замолчите (и слушайте)!». Когда же оно (чтение Корана) завершилось, они вернулись к своему народу с предостережением. Они сказали: «Народ наш! Поистине, мы услышали (чтение) Книги, ниспосланной после Мусы, подтверждающей то, что было до нее. Она ведет к истине и (направляет) по верному пути. Народ наш! Ответьте проповеднику Аллаха и поверьте ему. Тогда Аллах простит вам некоторые из ваших грехов и спасет вас от мучительного наказания. А тот, кто не ответит проповеднику Аллаха, не спасется на земле. Помимо Аллаха нет у него других покровителей и помощников. Такие (люди) – в очевидном заблуждении» (
сура «аль-Ахкаф», аяты 29–32).
Также Всевышний Аллах рассказывает эту историю более подробно в начале суры «аль-Джинн», первые аяты которой:
قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِنَ الْجِنِّ فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآنًا عَجَبًا يَهْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَنْ نُشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَدًا
«Скажи (Мухаммад): Мне было внушено, что группа джиннов послушала (Коран), затем они сказали: «Поистине, мы слышали удивительное чтение Корана. Коран наставляет на истинный путь. Мы уверовали в него и больше не будем придавать нашему Господу равных» (
сура «аль-Джинн», аяты 1–2).
Покровительство аль-Мутʼима ибн ʼАди
К тому времени, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, вернулся в Мекку, весть о его путешествии в Таиф и о том, что он искал там помощи против мекканских язычников, дошла до курайшитов. Они не позволили Пророку войти в Мекку. Тогда он попросил передать аль-Мутʼиму ибн ʼАди, сыну Науфаля ибн Абду-Манафа, что желал бы вступить под его защиту. Аль-Мутʼим согласился. Он и его сыновья, вооружившись, проводили Посланника Аллаха, мир ему и благословение Господа, к Каабе.
Кто-то из язычников спросил аль-Мутʼима:
— Ты его покровитель или последователь?
Аль-Мутʼим ответил:
— Покровитель.
Тогда язычники сказали ему:
— В этом случае тебе нет нужды охранять его.
[3]
Гости из Дауса
Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в Мекку прибыл ат-Туфайль ибн ʼАмр из племени Даус, из которого происходил великий сподвижник Абу Хурайра, да будет Всевышний им доволен. Ат-Туфайль был знатным и благородным человеком, вдобавок известным поэтом. Услышав чтение Корана, он принял Ислам. Посланник Аллаха после этого велел ему:
— Отправляйся к своим соплеменникам и призывай их к Исламу!
А затем обратился к Аллаху с мольбой за это племя:
— О Аллах! Наставь на истинный путь Даус!
Ат-Туфайль, пусть Аллах будет им доволен, выполнил приказ Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и благодаря его призыву очень много людей из племени Даус приняли Ислам. Впоследствии он и его верующие соплеменники вторично навестили Пророка – но уже в Медине.
[1] Таиф или Эт-Таиф – город в 70 километрах на юго-восток от Мекки.
[2] Ниневия – город в Ираке, находившийся на месте современного Мосула и бывший какое-то время столицей Ассирийского царства.
[3] То есть мы не причиним ему вреда. Передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Господа, не забыл добрый поступок аль-Мутʼима. Впоследствии он так сказал о пленных кафирах, взятых мусульманами в битве при Бадре: «Если бы аль-Мут‘им ибн ‘Ади был жив и попросил меня отдать ему этих нечистых (язычников), я бы выполнил его просьбу» («ар-Рахик аль-махтум»).
Комментарии: 0
Правила форума