ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Часть 28. Преследования мусульман (часть 10)
Вслед за тем язычники додумались предложить Пророку, мир ему и благословение Всевышнего, поклоняться...
Часть 28. Преследования мусульман (часть 10)
Вслед за тем язычники додумались предложить Пророку, мир ему и благословение Всевышнего, поклоняться вместе с ними идолам, а они за это вместе с ним будут поклоняться Аллаху. Всевышний Аллах ниспослал им в ответ суру «аль-Кафирун»:
قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ وَلَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ وَلَا أَنَا عَابِدٌ مَّا عَبَدتُّمْ وَلَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ
Смысл: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь. Вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не буду поклоняться тому, чему поклоняетесь вы. А вы не станете поклоняться Тому, Кому поклоняюсь я. Вам – ваша вера, а мне – моя!».
Скажи им, о Мухаммад: «Даже не рассчитывайте, что я приму ваше предложение и стану поклоняться кому-то, помимо Аллаха».
Язычники поняли, что их план не удался. Тогда они попросили убрать из Корана аяты, которые им не нравились – те, где порицались идолы, или содержались угрозы тем, кто будет им поклоняться, то есть они хотели, чтобы Пророк мир ему и благословение Всевышнего, изменил Коран. Всевышний Аллах ниспослал об этом аят суры «Юнус»:
قَالَ الَّذِينَ لَا يَرْجُونَ لِقَاءَنَا ائْتِ بِقُرْآنٍ غَيْرِ هَـٰذَا أَوْ بَدِّلْهُ قُلْ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أُبَدِّلَهُ مِن تِلْقَاءِ نَفْسِي إِنْ أَتَّبِعُ إِلَّا مَا يُوحَىٰ إِلَيَّ
«Они говорят: «Принеси нам другую книгу (вместо Корана) или исправь его (замени то, что нам не нравится)!». Ответь (им, Мухаммад): «Я не могу сам изменять в нем что-то. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении…» (сура «Юнус», аят 15).
Тогда же произошла история, услышав которую, любой, кто пренебрегал слабыми, навсегда перестанет так поступать. Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, разговаривал с предводителем курайшитов. Собрались самые влиятельные, самые могущественные из них. Он призывал их к Исламу, читал им Коран и рассказывал о положениях религии. В этот момент к нему подошел слепой человек по имени Абдуллах ибн Умм Мактум[1], который давно уже принял Ислам. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, был занят разговором с курайшитами. И в какой-то момент они проявили мягкость, так что Пророку показалось, что еще немного, и они примут Ислам. Но тут вдруг вмешался Ибн Умм Мактум и сказал:
— О Посланник Аллаха, научи меня тому, чему научил тебя Аллах, – и повторял свою просьбу снова и снова.
Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, не понравилось, что его прервали. Он подумал, что, если отвлечется на этого бедного, слепого человека, влиятельные курайшиты обидятся и уйдут. И он отвернулся от сподвижника. И Всевышний Аллах упрекнул за это Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в начале суры «ʼАбаса»:
عَبَسَ وَتَوَلَّىٰ أَن جَاءَهُ الْأَعْمَىٰ وَمَا يُدْرِيكَ لَعَلَّهُ يَزَّكَّىٰ أَوْ يَذَّكَّرُ فَتَنفَعَهُ الذِّكْرَىٰ أَمَّا مَنِ اسْتَغْنَىٰ فَأَنتَ لَهُ تَصَدَّىٰ وَمَا عَلَيْكَ أَلَّا يَزَّكَّىٰ وَأَمَّا مَن جَاءَكَ يَسْعَىٰ وَهُوَ يَخْشَىٰ فَأَنتَ عَنْهُ تَلَهَّىٰ
«Он нахмурился и отвернулся, от того, что к нему пришел слепой. Откуда ты знаешь? Возможно, он очистится или примет наставление, и оно принесет ему пользу. Тому, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты уделяешь внимание. Не будет твоей вины, если он не очистится. А того, кто приходит к тебе, спеша и боясь (Аллаха), ты оставляешь без внимания» (сура «ʼАбаса», аяты 1–10).[2]
И после этого Посланник Аллаха никогда в жизни не отворачивался от бедняков, и каждый раз, встречая Абдуллаха ибн Умм Мактума, оказывал ему почет и говорил: «Приветствую того, из-за кого меня упрекнул Аллах!».
[1] Затем он совершил хиджру в Медину. Он часто был муэдзином для мусульман. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тринадцать раз оставлял его наместником в Медине во время своих военных походов. Несмотря на слепоту, он участвовал в сражениях. Пал шахидом в битве при Кадисийи в 15 году по хиджре.
[2] Муфтий Мухаммад Шафи' аль-Усмани пишет в тафсире «Маʼриф аль-Куран»:
«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оказался в ситуации, когда ему было необходимо выбрать между двумя задачами: призывом неверующих к Исламу и обучением мусульманина полезным религиозным знаниям. И эти аяты ясно дают нам понять, что вторая задача более важна, чем первая. Общий принцип таков: улучшение положения мусульман и обучение их Исламу более важная задача, чем призыв неверующих к Исламу. Также очень важно, чтобы ученые в призыве немусульман к Исламу не говорили вещи, которые могут вызвать неодобрение или сомнение у простых мусульман. Все ученые, проповедники и общественные деятели должны всегда помнить об этих наставлениях из Корана, никогда не предпочитая мусульманам неверующих. Поэт Акбар Аллахабади очень хорошо сказал об этом: «Защити себя от обвинений мусульман, а если неверующие назовут тебя невоспитанным, это меньшее зло» (т. 8, с. 707–708).
Предыдущий урок
Часть 27. Преследования мусульман (часть 9)
Следующий урок
Часть 29. Преследования мусульман (часть 11)
Комментарии: 2
Правила форума