Часть 50. Первые военные походы
Курайшиты обычно водили торговые караваны в Шам[1]. Для безопасности караванов их сопровождали знатные представители племени. Путь в Шам был проложен через Медину. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил преградить путь караванам курайшитов в обе стороны, чтобы наказать язычников Мекки и ослабить их в экономическом отношении, тем самым снижая их шансы на победу в будущих сражениях. А они были неизбежны, поскольку курайшиты не оставили бы в покое того, кто опорочил их религию и назвал глупостью их обряды. А остальные арабские племена в то время ориентировались на курайшитов и следовали их религии.
Поход отряда[2] Хамзы на побережье красного моря[3]
В месяц рамадан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Хамзу ибн Абдуль-Мутталиба с отрядом из тридцати мухаджиров, вручив белое знамя Абу Марсаду. Их задачей было преградить путь торговому каравану курайшитов во главе с Абу Джахлем, который возвращался из Шама. Караван сопровождали примерно триста человек. Хамза подошел к побережью Красного моря со стороны аль-'Ис, и встретил на этом месте караван курайшитов. Мусульмане и язычники выстроились друг против друга и были уже готовы вступить в бой, однако Маджди ибн 'Амр аль-Джухани взял на себя переговоры, и противники разошлись без боя. Пророк поблагодарил Маджди за его поступок, ведь войско мусульман еще сильно уступало по численности войску язычников.
Поход отряда Убейды ибн аль-Хариса[4]
В месяце Шавваль в поход был отправлен Убайда ибн аль-Харис, сын дяди Хамзы, во главе отряда из восьмидесяти мухаджиров, чтобы преградить путь каравану курайшитов. Белое знамя было вручено Мистаху ибн Усасе. Мусульмане встретились с отрядом курайшитов из двухсот человек в местечке Батн Рабиг[5], стреляли из луков. Язычники испугались засады и обратились в бегство, но мусульмане не стали их преследовать. В этом столкновении на сторону мусульман перешли аль-Микдад ибн 'Амр и 'Утба ибн Газван.
Скончавшиеся в первом году хиджры
В этот год скончались:
Из мухаджиров 'Усман ибн Маз'ун,[6] да будет доволен им Аллах – молочный брат Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он принял Ислам одним из первых и совершил два переселения. Когда его похоронили, Пророк повелел полить его могилу водой, установил на его могиле камень и сказал: «Я буду узнавать могилу своего брата благодаря этому камню и буду хоронить рядом с ним других своих родственников».
В этом был смысл установки камней на могилу, что отличается от того, что делают люди в наше время: ставят на могилы памятники и изображения, которые выглядят как идолы, а различные мероприятия у этих могил напоминают действия язычников Мекки на местах их поклонения.
Из ансаров умер Ас'ад ибн Зурара[7] – один из двенадцати накибов (старейшин). Он, да будет доволен им Аллах, был старейшиной рода ан-Наджар. После его смерти Посланник Аллаха взял обязанности старейшины на себя, поскольку состоял с ними в родстве.
Также из старейшин умер аль-Бараа ибн Ма'рур[8], который во время второй присяги выступил с речью от имени своего племени.
Из язычников Мекки в этот год умер аль-Валид ибн аль-Мугира.[9] Перед смертью его охватил сильный страх. Абу Джахль спросил его: «О дядя, что тебя напугало?». Он ответил: «Клянусь Аллахом, я не боюсь смерти, однако я боюсь того, что религия сына Абу Кабши распространится в Мекке». Абу Суфьян сказал: «Не бойся, я позабочусь о том, чтобы этого не случилось».
Также в этот год умер аль-'Ас ибн Ваиль ас-Сахми[10]. Всевышний Аллах защитил мусульман от зла этих двух несчастных.
[1] Территория современных Сирии, Иордании, Палестины.
[2] По-арабски словом «сарийя» называют небольшой отряд воинов. Как термин это слово обозначает военный поход мусульман, в котором не участвовал Пророк, мир ему и благословение Аллаха.
[3] См. «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/595) и «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/6) и «Тарих Табари» (3/11).
[4] См. «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/7) и «Тарих Табари» (3/11).
[5] Это долина между Меккой и Мединой недалеко от морского побережья.
[6] Передал Бухари под № 1186 в книге о похоронах. См. «Усудуль-Габа» (3/598-601) и «Сияр а'лям ан-нубаля» (1/153), где приводится его биография.
[7] См. «Усудуль-Габа» (1/86) и «Сияр а'лям ан-нубаля» (1/299).
[8] См. «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (3/618), «Усудуль-Габа» (1/207) и «Сияр а’лям ан-нубаля» (1/267).
[9] См. «Аль-Камиль фи ат-тарих» Ибн аль-Асира (2/110) и «Аль-А'лям» аз-Зирикли (8/122), там приведена его биография. Аль-Валид был отцом нашего господина Халида ибн аль-Валида, да будет доволен им Аллах.
[10] См. «Тарих Табари» (2/9) и «Аль-Камиль фи ат-тарих» Ибн аль-Асира (2/110).
Комментарии: 0
Правила форума