Часть 64. Поход на бану аль-Мусталик
Пятый год
В месяце раби' аль-авваль этого года до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) дошли известия о том, что племена, обитающие вокруг местности Думат аль-Джандаль[1], занялись грабежом. Более того – они собрали многочисленный отряд и готовились напасть на Медину. Пророк да благословит его Аллах и приветствует) подготовился к сражению и покинул город во главе тысячи воинов, оставив главным в Медине Сиба‘а ибн ‘Урфута аль-Гифари.
Мусульмане двигались на Думат аль-Джандаль по ночам и отдыхали днем, чтобы застать врага врасплох. Но перед самым приближением к месту назначения враги все же узнали о них и стали поспешно покидать лагерь. Когда мусульмане добрались до их лагеря, войско его уже покинуло. Кого-то догнали и убили, а кому-то удалось убежать. Мусульмане захватили их скот и пастухов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) провел там несколько дней, рассылая вокруг отряды, но ему так и не удалось никого захватить, а потом он вернулся в Медину с трофеями[2]. На обратной дороге Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заключил мирный договор с ‘Уейной ибн Хисной аль-Фазази, которого Пророк называл «Глупый вождь».
Он выделил ему участок земли, чтобы тот мог пасти молодой скот на землях, находившихся в тридцати шести милях от Медины, поскольку его собственные земли стали неплодородными.
В месяц ша‘бан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнал, что вождь бану аль-Мусталик[3] аль-Харис ибн Абу Дырар собирает войско, чтобы пойти на него войной. Род аль-Мусталик враждовал с мусульманами, так, они содействовали курайшитам при Ухуде.
Пророк выступил во главе многочисленного отряда. Главным в Медине он оставил Зайда ибн Харису. В этом походе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сопровождали две его жены: 'Аиша и Умм Саляма (да будет доволен ими обеими Аллах). Также вместе с ним в поход пошли и некоторые лицемеры, не принимавшие прежде участия в военных походах мусульман, желая получить трофеи. В пути Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретил разведчика племени аль-Мусталик. Пророк расспросил его о положении врага, но тот ничего не сказал, и он велел его казнить.
Когда аль-Харис ибн Абу Дырар и его сторонники узнали о приближении мусульман и о казни их шпиона, их охватил сильный страх, и арабы, находившиеся с ним, покинули вождя. Когда мусульмане добрались до одного из их источников под названием аль-Мурайси‘, Пророк предложил им принять Ислам, но они отказались.
И вот соперники выстроились в ряды готовые сразиться. Некоторое время противники обстреливали друг друга из луков, а потом мусульмане бросились в атаку и одержали победу, не оставив возможности врагам обратиться в бегство. Было убито десять многобожников, а остальные были взяты в плен вместе с женщинами и детьми. В результате битвы мусульмане получили много скота: одних верблюдов насчитывалось две тысячи, а овец и вовсе пять тысяч. За скот отвечал вольноотпущенник Посланника Аллаха Шукран, а за пленных – Бурейда[4].
Среди пленных находилась и дочь вождя бану аль-Мусталик – аль-Хариса – Барра. Из её рода было захвачено двести девушек, которых следовало распределить среди мусульман, но в данном случае благородная политика и предельная щедрость Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) велели иное.
Стоит пояснить, что бану аль-Мусталик считался одним из самых благородных арабских родов, и пленение их женщин представлялось недостойным их высокого положения. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пожелал, чтобы мусульмане по собственной воле освободили этих женщин. Он женился на Барре бинт аль-Харис, которой дал новое имя Джувайрийя[5], и мусульмане решили, что новые родственники Посланника Аллаха не должны быть пленными и освободили их.
Джувайрийя была благородной и достойной женщиной своего племени, как об этом сказала 'Аиша (да будет доволен ими Аллах). Этот благородный поступок произвел особое впечатление на людей племени аль-Мусталик, и все они приняли Ислам. Эти люди приняли сторону мусульман после длительной вражды.
В этом походе произошли два случая, и если бы не проявленная мудрость Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то они обернулись бы для мусульман серьезным расколом.
Первый случай. Наемный слуга Умара ибн аль-Хаттаба[6] повздорил из-за воды с союзником племени Хазрадж[7]: слуга ударил союзника, и у того пошла кровь. Побитый позвал на помощь хазраджитов, а слуга позвал мухаджиров, обе группы были перевозбуждены, и это непременно закончилось бы дракой, если бы не вышел к ним Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), который воскликнул: «Неужели вы продолжаете обращаться друг к другу с призывами времен джахилии в моем присутствии?!». Ему рассказали о случившемся, тогда он сказал: «Прекратите, ибо это дурно пахнет!». Он (да благословит его Аллах и приветствует) поговорил с потерпевшим, и тот простил виновного. Таким образом, смуты удалось избежать.
Узнав об этом, Абдуллах ибн Убай ибн Салюль, с которым находилась группа его соплеменников, разгневался и воскликнул: «Неужели они сделали это?! Они проявляют к нам враждебность, и они превзошли нас числом в нашем собственном городе! Клянусь Аллахом, получилось у нас с ними так, как говорили прежде: «Раскорми свою собаку, так она тебя же и съест!». Но, клянусь Аллахом, поистине, если мы вернемся в Медину, то более могущественные непременно изгонят из нее презренных!».[8]
А потом он повернулся к присутствующим и сказал: «Вы сделали это с собой своими собственными руками, ибо поселили их у себя и поделились с ними своим имуществом. Клянусь Аллахом, если бы вы не отдавали им свое добро, то они ушли бы в другие земли! Вы пожалеете о том, что добровольно сделали себя мишенью для смерти, защищая Мухаммада. Вы сами сделали своих детей сиротами. Их стало много, а вас меньше, ничего не тратьте на них, пока они не покинут его». На этом собрании присутствовал тогда еще совсем юный Зайд ибн Аркам, который был известен крепкой верой. Он сообщил об этом Посланнику Аллаха. Пророк изменился в лице и сказал: «О мальчик, может быть, ты разгневался на него и сказал то, что сказал?». Но Зайд ответил: «Клянусь Аллахом! О Посланник Аллаха, я сам слышал это». Пророк уточнил: «Может тебе послышалось?», – но мальчик продолжал настаивать на сказанном.
Умар попросил разрешения казнить Ибн Убайя, или велеть кому-либо сделать это, но Пророк запретил ему это, сказав: «О Умар, а что же будет, если люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников? Нет. И объяви (людям), что пора отправляться в путь».
Последнее было несвойственно Пророку – он никогда не снимался с места в такую жару. Его решение было основано на необходимости отвлечь мусульман от ненужных разговоров. К Пророку подошел Усайд ибн Худайр, который спросил о причине выхода в путь в такое время. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разве ты не знаешь, что сказал ваш товарищ? Он ведь утверждает, что, когда он вернется в Медину, могущественные непременно изгонят оттуда презренных». На это Усайд сказал: «Это ты, о Посланник Аллаха, изгонишь его оттуда, если пожелаешь! Клянусь Аллахом, это он презренный, а ты – могущественный!». Пророк с людьми поспешно свернули лагерь и вышли в путь, а когда стало припекать солнце, остановился на отдых. Люди от усталости засыпали, едва коснувшись земли.
Один из ансаров поговорил с Абдуллахом ибн Убайем о том, чтобы он попросил прощения у Посланника Аллаха, но он на это только отвернулся и проявил гордость. В этот момент Всевышний Аллах ниспослал суру «аль-Мунафикун», которая раскрыла ложь Абдуллаха ибн Убайя и его товарищей и подтвердила правдивость слов Зайда ибн Аркама[9].
Когда Абдуллаху, сыну Абдуллаха ибн Убайя, стало известно о случившемся с его отцом, он попросил разрешения у Посланника Аллаха лично казнить своего отца, объяснив это тем, что по-своему любит его и опасается возненавидеть верующего мусульманина, который его убьет, и причинить ему вред из-за неверующего.
Пророк успокоил его и сказал: «Мы сжалимся над ним и будем хорошо к нему относиться, пока он будет оставаться с нами»[10].
О втором эпизоде, который чуть не повлек за собой раскол среди мусульман, читайте в продолжении…
[2] «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/62), «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/213) и «Тарих Табари» (3/96).
[3] Один из родов племен Хуза'а.
[4] Бурейда ибн аль-Хусейб.
[5] Передал Ахмад в «Муснаде» (№ 26425) от госпожи 'Аишы (да будет доволен им Аллах); Абу Дауд (№ 3930).
[6] Джахджах ибн Мас'уд.
[7] Синан ибн Вабар аль-Джухани.
[8] Передали Бухари (№ 3330) и Муслим (№ 2584).
[9] Передали Бухари (№ 4617) и Муслим (№ 2772); «Асбаб ан-нузуль» ас-Суюты, стр. 308.
[10] «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/65), «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/292).
Комментарии: 0
Правила форума