Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 46. Остановка у Абу Айюба
Часть 46. Остановка у Абу Айюба
Верблюдица шла дальше, пока не подошла к кварталу рода ʼАди ибн ан-Наджара, которые приходились Прор...
3 760
27 октября, 20

Часть 46. Остановка у Абу Айюба

3 760
27 октября, 20
Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снова отправился в путь. Мимо какого бы дома ансаров он ни проезжал, жители Медины брали его верблюдицу за поводья и просили его остановиться у них. Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждый раз отвечал:
 
«Отпустите ее, у нее есть приказ!»[1]
 
Верблюдица шла дальше, пока не подошла к кварталу рода ʼАди ибн ан-Наджара, которые приходились Пророку дядями по материнской линии, поскольку его дед Хашим взял в жены женщину из этого рода. И верблюдица опустилась на колени перед домом Абу Айюба аль-Ансари. Его собственное имя – Халид ибн Зейд[2].
 
Сейчас на этом месте находится благодатная мечеть Пророка. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
 
«Вот мой дом, если на то будет Воля Аллаха».
 

رَّبِّ أَنزِلْنِي مُنزَلًا مُّبَارَكًا وَأَنتَ خَيْرُ الْمُنزِلِينَ

 «Господи! Помести меня в благодатное место, ведь Ты — Лучший из размещающих» (сура «аль-Муъминун», аят 29).
 
Абу Айюб тут же взял седло и занес его домой, а Ас‘ад ибн Зурара взял под уздцы верблюдицу, отведя к себе во двор, где она пробыла некоторое время.
 
Девочки рода ан-Наджар, радуясь прибытию Пророка и его соседству, высыпали на улицу и стали петь:
 
Мы – соседи из рода ан-Наджар.
 
Как же прекрасен наш сосед Мухаммад!
 
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним и спросил:
 
— Вы любите меня?
 
Они отвечали:
 
— Да!
 
А он им сказал:
 
— Всевышний Аллах знает, что мое сердце любит вас![3]
 
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил поселиться на нижнем этаже дома Абу Айюба, чтобы было удобнее принимать гостей. Но Абу Айюб, да будет доволен им Аллах, остался недоволен такими решением, желая проявить почтение Посланнику Аллаха. Ведь живя на нижнем этаже, он может испытать неудобства – мимо ходят люди, от этого вниз может сыпаться песок, или потечь вода, если ее разольют.
 
Однажды ночью у них разбился кувшин с водой. Он вместе с женой бросился вытирать воду бархатной материей (другой у них не оказалось), боясь, что вода прольется на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому Абу Айюб постоянно уговаривал его перебраться наверх[4].
 
Все знатные ансары звали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к себе. Среди них – Са'д ибн 'Убада, Ас'ад ибн Зурара и Умм Зейд ибн Сабит. Каждый вечер они присылали ему по три или четыре блюда с едой в подарок[5].
 

Размещение переселенцев

 
Оказавшись вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине, мухаджиры получили приглашение от ансаров жить в их домах. Они решали, кто приютит мухаджира, бросая жребий. Каждый из них попал в дом того ансара, на кого указал жребий.
 

Братья по вере

 
Кто поразмыслит над этой любовью, которая не могла возникнуть в результате усилий человека, но лишь по милости и доброте Всевышнего Аллаха, тот поймет, каким путем эти люди добились победы над противниками из язычников и людей Писания, несмотря на малочисленность и не самое лучшее снаряжение.
 
Ансары ставили интересны братьев-мухаджиров выше своих собственных, о чем Всевышний Аллах говорит в суре «аль-Хашр»:
 

وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَىٰ أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ ۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

 
«А жившие в домах (в Медине) и уверовавшие до них (до того, как туда переселились мусульмане из Мекки) (искренне) любят переселившихся к ним и не чувствуют зависти к тому, что дано им. Они ставят их выше себя (отдают им еду, а сами остаются голодными), даже если сами нуждаются. А защищенный от скупости преуспеет (и спасется)» (сура «аль-Хашр», аят 9).
 
Это была наивысшая форма братства. Ансары считали незначительным все, что делали для своих братьев-мухаджиров по сравнению c теми обязанностями, которые – как они считали – накладывает дружба.
 
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, соединил ансаров и тех, кому они дали приют, крепчайшими узами братства ради Аллаха. [6]
 
Нет нужды утруждать перо для упоминания о том, что это братство стояло для них выше, чем братство по крови. Оставим представление об этом на волю исламских чувств читателя, которые значительно красноречивее, чем любое перо.
 
В целом же Всевышний Аллах связал их сердца настолько крепко, что они стали единым целым в разных телах. Пусть Всевышний Аллах поможет мусульманам и в наше время достичь такого же братства, чтобы вести дела так же, как их вели познавшие подлинное единство!
 
Это братство было основано на милосердии и истине. Они даже после смерти оставляли наследство в пользу друг друга как родственники. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил каждому, кто побратался с другим ради Аллаха:
 
«Пусть двое станут братьями еще двоим»[7].
 
Так они оставляли друг другу  наследство до тех пор, пока Всевышний Аллах не отменил это аятом суры «аль-Ахзаб»:
 

النَّبِيُّ أَوْلَىٰ بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنفُسِهِمْ ۖ وَأَزْوَاجُهُ أُمَّهَاتُهُمْ ۗ وَأُولُو الْأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَىٰ بِبَعْضٍ فِي كِتَابِ اللَّـهِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ إِلَّا أَن تَفْعَلُوا إِلَىٰ أَوْلِيَائِكُم مَّعْرُوفًا ۚ كَانَ ذَٰلِكَ فِي الْكِتَابِ مَسْطُورًا

 
«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены — их матери. Кровные родственники ближе друг к другу, согласно предписанию Аллаха, чем верующие и мухаджиры, разве что вы сделаете добро своим друзьям. Так было (записано) в Книге (в Хранимой скрижали)»[8].
 

Переселение членов семьи Пророка 

 
После того, как Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, прочно обосновался в Медине, он отправил Зейда ибн Харису и Абу Рафи‘а в Мекку, чтобы они привезли тех членов его семьи, кто все еще оставался там.
 
Он отправил вместе с ними Абдуллаха ибн Урайкыта (своего проводника)[9], чтобы тот указывал им дорогу.
 
Так, в Медину приехали Фатыма и Умм Кульсум, мать правоверных Сауда, Умм Айман, ее муж Зейд и их сын Усама. А дочь Пророка Зайнаб не отпустил её муж Абу аль-'Ас ибн ар-Раби'.
 
Вместе с ними из Мекки уехал и Абдуллах, сын Абу Бакра, который забрал с собой супругу Абу Бакра Умм Руман[10], и его дочерей 'Аишу и Асму, жену аз-Зубейра ибн аль-'Аввама, которая на тот момент была беременна. У них родился сын Абдуллах, который стал первым новорожденным у мухаджиров в Медине[11].
 

Лихорадка в Медине

 
Климат Медины не подошел жителям Мекки. Многие из них переболели лихорадкой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навещал больных, а когда они жаловались ему на трудности и болезни, он обращался с мольбой к своему Всемогущему и Великому Господу, говоря:
 
 «О Аллах, внуши нам такую же любовь к Медине, как к Мекке, или даже сильней! Дай нам благодать в ее муддах и са‘[12] и удали из нее лихорадку в Джухфу![13]»[14]
 
Всевышний Аллах ответил на мольбы Своего Пророка, в итоге мусульмане перестали болеть, полюбили Медину и стали жить в ней благополучно.
 

Препятствия для слабых мусульман

 
Некоторых мусульман, не имевших никакой поддержки, язычники удерживали насильно, мешая им переселиться в Медину. Они мучали их и пытались заставить отречься от Ислама.
 
Среди тех, кого удерживали в Мекке насильно, были такие верующие, как аль-Валид ибн аль-Валид[15], ʼАйяш ибн Раби‘а[16] и Хишам ибн аль-'Ас[17]. Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа за них в намазе. Это основа для чтения дуа-кунут. Он совершал дуа в разное время и в разных намазах – в намазе витр после ночной молитвы или в утренней молитве до и после поясного поклона.
 
Каждый сподвижник передавал то, что видел. И это стало причиной разногласий имамов по поводу места совершения дуа-кунут в намазе.
 
[1] Ибн Са'д (1/236).
 
[2] Он умер в эпоху правления Му'авии, да будет Всевышний Аллах им доволен, при осаде Константинополя, и был похоронен у стен города.
 
[3] Хадис об этом передал аль-Хаким в «Мустадрак».
 
[4] Передал Муслим (№ 2053) и аль-Байхакы  в «ад-Даляиль ан-Нубувва» (2/509).
 
[5] Ибн Са'д (1/237).
 
[6] Ибн Хишам (1/505) и Ибн Са'д (1/238).
 
[7] Ибн Хишам от Ибн Исхака. Ученые говорили, что, видя, как побратались мухаджиры и ансары, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, захотел, чтобы и мухаджиры побратались между собой. Он сам побратался с Али, да будет Аллах им доволен.
 
[8] «Кровные родственники ближе друг к другу, согласно предписанию Аллаха, чем верующие и мухаджиры», то есть близкие родственники в Шариате Аллаха более достойны получить наследство умершего, чем другие верующие, не связанные с ним узами родства. Этот аят отменяет норму, существовавшую в начале Ислама, когда наследство верующего делили между другими мусульманами. «Разве что вы сделаете добро своим друзьям»: часть имущества можно передать тем, кто не является родственником, через завещание (васыя).
 
[9] Он продолжал придерживаться религии своих предков.
 
[10] Бинт ʼАмир. Жена Абу Бакра ас-Сыддыка и мать его детей Аиши и Абдуррахмана, да будет Аллах доволен ими всеми. Она скончалась в шестом году после хиджры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходил на ее могилу и просил для нее прощения у Господа.
 
[11] «Усуд аль-Габа» (3/242).
 
[12] Просьба о благодати в торговле и сельском хозяйстве. Прим. пер.
 
[13] Деревня на расстоянии 82 миль от Мекки, где на тот момент жили иудеи.
 
[14] Передал Бухари (№1790) и Муслим (№ 1376).
 
[15] Сын аль-Валида ибн аль-Мугыры и брат Халида ибн аль-Валида.
 
[16] Брат Абу Джахля по матери. «Усуд аль-Габа» (4/320).
 
[17] Хишам ибн аль-'Ас аль-Махзуми. «Усуд аль-Габа» (5/403).
АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Список уроков