Часть 52. Изменение кыблы
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прожил в Медине первые шестнадцать месяцев, совершая намаз лицом в сторону Иерусалима (Кудса), хотя ему самому хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы. Он просил Всевышнего Аллаха об этом. И вот однажды, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился, Всевышний Аллах ниспослал ему откровение об изменении кыблы в сторону Мекки, и он развернулся к ней прямо в намазе, и последовали за ним остальные[1].
Смена кыблы выявила некоторых слабых верой мусульман – они отреклись от веры. Иудеи cтали критиковать Ислам за отмену его решений[2], как будто бы не знали, что восток и запад принадлежат Аллаху, и Он наставляет на прямой путь кого пожелает.
Предписание поста в месяц Рамадан
В месяц ша'бан этого же года Всевышний Аллах предписал исламской общине держать пост в месяц рамадан. До этого предписания Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился три дня в каждый месяц[3].
Пост – это столп религии и обязанность, благодаря которой совершенствуется общество в целом. Человек больше заботится о себе, забывая о нуждах слабых и бедных. Необходимо что-то, что побудит человека задуматься о тех, чьи возможности ограничены, и нет для этого более подходящего состояния, чем голод и жажда – через них смягчается душа, совершенствуется нравственность человека, а выплата милостыни становится менее обременительной.
Фитр-садака (милостыня в конце месяца поста)
По той же причине Мудрый Законодатель обязал мусульман выплачивать милостыню по окончанию месяца поста[4]. И ты заметишь, что человек, как правило, выплачивает эту милостыню не столько из чувства долга, сколько из искренней душевной щедрости.
Закят с имущества
В этот же год было предписано выплачивать закят с имущества, чтобы малоимущие могли получать средства от своих богатых братьев по вере, не причиняя им вреда. Если человек в течение года сохраняет имущество стоимостью двадцать динаров или двести дирхамов, то он должен выплатить 0,5 динара или 5 дирхамов. Если имущество будет превышать указанные суммы, то закят выплачивается с расчетом этого прироста, даже если он мал.[5]
Со стада из сорока овец или из тридцати коров, или из пяти верблюдов, по прохождению одного года, мусульманин обязан выплатить определенную часть, определенную Законодателем[6]. То же касается товаров, предназначенных для торговли и урожая. Все это получает имам[7] и раздает тем, кому они предназначены из числа бедных, нищих и остальных упомянутых в аяте о милостыне:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«(Обязательные) пожертвования (именуемые закятом)[8] передаются только бедным (у кого средств недостаточно) и нищим (это те, у кого совсем нет средств на жизнь), тем, кто их собирает (а также распределяет и ведет учет закята), и тем, чьи сердца (и расположение) хотят завоевать, (для выкупа) рабов (работающих на свое освобождения – мукатаб), должникам, (для расходов) на пути Аллаха и путникам (у которых нет средств продолжить свой путь). Так установил Аллах. И Аллах — Знающий, Мудрый». (Сура «ат-Тауба», аят 60)
Разумный, далекий от фанатизма человек поймет, что закят призван решить проблему бедности, не причиняя вреда богатым, и удерживает бедняков от нарушения законов своих стран.
[1] Передали Бухари (№ 40), Муслим (№ 525), ат-Тирмизи (№ 2962) и др.
[2] Всевышний Аллах рассказал об этом: «Глупцы спросят (удивляясь тому, что мусульмане во время намаза стали обращаться в сторону Каабы вместо мечети аль-Акса): «Что заставило их отвернуться от кыблы, к которой они поворачивались прежде?»» (Сура «аль-Бакара», аят 142). В книге «ат-Такмиль ва аль-итмам» Ибн 'Аскара (стр. 55) приводятся имена иудеев, которые сказали так. Мусульмане же спросили о решении Всевышнего Аллаха в отношении тех, кто молился до изменения кыблы, в ответ на что Всевышний Аллах ниспослал следующее: «Аллах не обесценит вашу веру (а именно - те намазы, которые вы совершали в направлении прежней кыблы)». (Сура «аль-Бакара», аят 143).
[3] См. «Тарих Табари» (3/17) и «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (1/248).
[4] См. «Тарих Табари» (3/17) и «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (1/248).
[5] 2.5% от реальной суммы, имеющейся в наличии.
[6] Бухари (№ 1386).
[7] За подробностями, касающимися сбора и выплаты закята, обратитесь к книгам и урокам по фикху своего мазхаба.
[8] Имам Ибн Джарир ат-Табари пишет, что речь в аяте идет об обязательном закяте, и его могут получить только бедняки и те, кто был назван в этом аяте.
Комментарии: 0
Правила форума