Циклы Авторы Сортировка
Image
Часть 62. Начало четвертого год после хиджры
Разведка Медины доложила Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что Тальха и С...
272
23 февраля, 21

Часть 62. Начало четвертого год после хиджры

272
23 февраля, 21
Поход Абу Салямы

 

Этот поход произошел в начале месяца мухаррам четвертого года хиджры.

 

Разведка Медины доложила Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что Тальха и Саляма – сыновья Хувайлида – вместе со своими соплеменниками и теми, кто им подчинялся, стали призывать племя Асад к войне против Пророка. Узнав об этом, он (да благословит его Аллах и приветствует) пригласил Абу Саляму ибн Абдуль-Асада аль-Махзуми, вручил ему знамя и сказал: «Отправляйся во владения рода Асад Хузейма и напади на них». [1] Пророк выделил ему отряд для этого похода. Абу Саляма с войском выступил в начале месяца мухаррам и шел, пока не достиг горы Катан. Он напал на врага неожиданно, в результате чего те разбежались, а мусульмане захватили их верблюдов и овец без боя. Отряд вернулся спустя десять дней после выхода в поход.

 

Поход Абдуллаха ибн Унейса

 

В начале того же года по хиджре разведка доложила Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что Суфьян ибн Халид ибн Нубейх аль-Хузали, живущий в 'Урана[2], собирает силы для войны с мусульманами. Посланник Аллаха направил Абдуллаха ибн Унейса аль-Джухани, с заданием убить Суфьяна. Абдуллах попросил разрешения у Посланника Аллаха говорить неправду. Пророк разрешил ему это и посоветовал сказать, что он из  племени Хуза'а.  Абдуллах бин Унайс выехал пятого числа месяца мухаррам. Когда он прибыл к Суфьяну, тот спросил его: «Кто ты?». Абдуллах ответил: «Я из племени Хуза'а, слышал, что ты собираешь силы против Мухаммада. Я приехал, чтобы присоединиться к тебе». Суфьян сказал: «Да, я собираю силы против него». Абдуллах вышел с ним и завел беседу. Суфьяну было приятно беседовать с ним. Люди уже разошлись, когда они дошли до его палатки. Абдуллах остался сидеть у Суфьяна, пока он не уснул, а потом встал и убил его[3]. Затем он вернулся в Медину, и за ним не последовало никакой погони[4]. Всевышний Аллах в этот раз избавил мусульман от войны.

 

Инцидент в ар-Раджи’

 

В месяце сафар четвертого года хиджры к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыли представители племен ‘Адаль и аль-Кара, и заявили, что среди них есть мусульмане. Они попросили послать с ними тех, кто обучал бы мусульман их религии. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отправил с ними десять человек, которые должны были помимо прочего наблюдать за передвижениями курайшитов. Старшим был назначен ‘Асым ибн Сабит аль-Ансари.

 

Итак, мусульмане отправились в путь с этими людьми, группа шла ночью и укрывалась днем, а когда добрались они до ар-Раджи‘[5], мусульмане оказались в западне. Против них натравили воинов племени Хузайль, к которому принадлежал Халид ибн Суфьян аль-Хузали, убитый в своей палатке Абдуллахом ибн Унайсом.

 

Против них выступило около сотни лучников, они преследовали мусульман, и им удалось их настигнуть. Мусульман, забравшихся на возвышенность, окружили и сказали следующее: «Мы обещаем, что, если вы спуститесь к нам, – мы никого из вас не убьем». Трое[6] мусульман поверили их обещаниям и спустились, но, несмотря на заверения, остальных убили сразу же. Среди них был ‘Асым, он отказался принять обещание язычника. Когда трое уцелевших поняли, что их обманули, один из них отказался присоединиться к ним и был также убит на месте[7].

 

Что же касается двоих сдавшихся, то их привели в Мекку и продали в рабство тем, кто хотел отомстить мусульманам за своих убитых. В итоге они были казнены[8]

 

Хубайб ибн 'Ади перед своей казнью сказал:

 

Если я буду убит мусульманином, мне все равно,

Какой будет моя смерть – она ради Аллаха.

Это – ради Бога, и если Он пожелает,

то восстановит суставы растерзанных частей тела.

 

Отряд аль-Мунзира ибн 'Амра

 

В тот же месяц сафар Абу Бара Амир ибн Малик, по прозвищу «муля‘иб аль-асинна (играющий копьями)», один из предводителей племени Амир, прибыл в Медину, чтобы встретиться с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк призвал его к Исламу, но Абу Бара не ответил ни согласием, ни отказом. Он сказал: «О Посланник Аллаха, если бы ты направил своих сподвижников к жителям Неджда, чтобы они призвали их к твоей религии, я думаю, что они бы ответили на твой призыв».

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я боюсь, что жители Неджда причинят им вред». Абу Бара ответил: «Я обеспечу им свою защиту». Пророк отправил с ним аль-Мунзира ибн Амра в составе группы из семидесяти своих сподвижников. Их называли «чтецами», потому что они много знали из Корана. Они отправились в путь и, добравшись до колодца Ма‘уна[9], отправили Харама ибн Мильхана с посланием Пророка к Амиру ибн ат-Туфайлю, предводителю племени Амир[10]. Однако Амир, даже не взглянув на это послание, напал на Харама и убил его.

 

А после этого он призвал людей из племени Амир напасть на остальных мусульман, однако они не ответили на его призыв, поскольку Абу Бара обещал им свою защиту. Тогда он призвал к этому племя Салим, и на этот призыв откликнулись относившиеся к нему племена Усайя, Ри‘ль и Закван, которые и окружили этих сподвижников, уничтожив их всех до единого. Мусульмане отчаянно сопротивлялись, но это не принесло им пользы – их было слишком мало против врага с таким количеством приспешников. Никто не уцелел, если не считать Ка‘ба ибн Зайда, получившего ранение и оставшегося лежать среди убитых, и ‘Амра ибн Умаййа, который пас скот мусульман.

 

Эта весть дошла до Пророка, и он сказал своим сподвижникам: «Ваши братья встретили язычников, и язычники убили их. Поистине, они (шахиды) сказали: «О наш Господь, сообщи нашему народу, что мы уже встретились с нашим Господом, и Он остался доволен нами, и мы остались довольны Им»[11].

 

Весть об этом отряде и весть об отряде ар-Раджи' дошли до Пророка в один день, это причинило ему такую сильную боль, что он даже стал призывать проклятия на тех людей и те племена, по вине которых были вероломно убиты его сподвижники за эти тридцати дней[12].

 

 

[1] См. «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (2/50).

 

[2] Место неподалеку от Арафата.

 

[3] Передал Абу Дауд (№ 1249).

 

[4] По другой версии за ним велась погоня. Также говорится, что он отрубил голову Суфьяну и взял ее с собой, а, уходя от погони, прятался в пещере горы, где паук свил паутину. См. «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/50).

 

[5] Источник воды племени Хузейль, что находится между Меккой и 'Асафаном.

 

[6] Это были Хубайб ибн 'Ади, Зайд ибн ад-Дасина и Абдуллах ибн Тарик, как передает Ибн Хишам (2/171).

 

[7] Абдуллах ибн Тарик.

 

[8] Это были Хубайб ибн 'Ади и Зайд ибн ад-Дасина. Эту историю передал Бухари под № 3858 в книге о военных походах (глава «Битва ар-Раджи'». В «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/55-56) говорится, что это был отряд Марсада ибн Абу Марсада. Причина этого разногласия в том, что он являлся командиром группы по одной из версий. См. «Жизнеописание Пророка» ибн Хишам (2/169-183), там приводится два двустишия из длинной касыды. Ибн Хишам сказал: некоторые обладающие знанием в поэзии, отрицают его причастность к этим стихам.

 

[9] Восточнее Медины между землями племени Амир и каменистой местности (харра) племени Сулейм.

 

[10] Он племянник Амира, Играющего копьями. Умер, будучи неверующим. См. «Усуд аль-Габа» (3/126).

 

[11] Передал Бухари под № 3867 в книге о военных походах; Муслим под № 677.

 

[12] Передает Анас (да будет доволен им Аллах): Пророк в течение месяца призывал проклятия на племена Ри‘ль, Закван  и Усайя. Передал Бухари под № 3867 в книге о военных походах.

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков