Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 72. Худайбийское соглашение
Часть 72. Худайбийское соглашение
Курайшиты, понимавшие, что положение становится серьезным, поспешили направить для заключения переми...
4 712
25 мая, 21

Часть 72. Худайбийское соглашение

4 712
25 мая, 21

Курайшиты, понимавшие, что положение становится серьезным, поспешили направить для заключения перемирия Сухайля ибн Амра. Прибыв к мусульманам, Сухайль сказал: «О Мухаммад! Произошедшее – не дело рук уважаемых среди нас людей, это совершили наши глупцы. Выдай нам наших людей из плена».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы сделаем это, только когда вы выдадите наших людей».

 

После чего они освободили Усмана и всех остальных, кто был с ним.

 

После обмена пленными Сухайль назвал условия перемирия[1]:

 

  1. Военные действия между сторонами прекращаются на четыре года.
     
  2. Любого курайшита, который придет к Мухаммаду без разрешения своего покровителя, иначе говоря, сбежит от них, Пророк вернет им, а мединца, который придет к курайшитам, сбежав от Пророка, мекканцы ему возвращать не обязаны.
     
  3. В этом году Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возвращается обратно и не входит в Мекку, а на следующий год мусульмане смогут войти в Мекку и остаться в городе на три дня, имея при себе только мечи в ножнах, а курайшиты не станут препятствовать им.
     
  4. Любой из тех, кто пожелает заключить союз с Мухаммадом, может сделать это, и любой, кто пожелает заключить союз с курайшитами, может сделать это.
     

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял все условия соглашения. Мусульмане же испытали большое разочарование. Некоторые стали восклицать: «Преславен Аллах! Разве можно возвращать язычникам того, кто придет к нам, будучи мусульманином?!».

 

На это Пророк ответил: «Того, кто перейдет к ним от нас, отдалил (от истины) Аллах, а тому, кто придет к нам от них, Всевышний Аллах сам предоставит выход и избавление».

 

Что касается третьего пункта, запрещающего вхождение в Святилище для обхода Дома, то он стал главным испытанием для мусульман, так как Посланник Аллаха уже рассказал им свой сон, в котором он со своими сподвижниками вошел на территорию Харама без войны. Умар спросил об этом Абу Бакра, он (да будет доволен ими обоими Аллах) ответил: «Разве он говорил тебе, что мы придем туда в этом году?».

 

После этого был составлен письменный договор. Писарем был Али ибн Абу Талиб, которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продиктовал следующее: «С именем Аллаха Милостивого, Милующего…»

Услышав это начало, Сухайль сказал: «Пиши: «С именем Твоим, о Аллах»» – и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел Али написать так, как тот сказал. Далее он продиктовал: «На таких условиях заключает мир Мухаммад, Посланник Аллаха…»

 

Тут Сухайль опять прервал его: «Клянемся Аллахом, если бы мы знали точно, что ты – Посланник Аллаха, то не стали бы ни мешать тебе достичь Каабы, ни сражаться с тобой! Пиши же: «Мухаммад ибн Абдуллах»».

 

На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Клянусь Аллахом, поистине, я – Посланник Аллаха, даже если вы не верите мне!» – но велел Али написать «Мухаммад ибн Абдуллах», а слова «Посланник Аллаха» стереть, однако Али отказался стирать эти слова, и тогда их собственноручно стер сам Пророк. Соглашение было составлено в двух экземплярах: один для курайшитов, второй для мусульман.

 

После записи договора пришел, прихрамывая, закованный в кандалы Абу Джандаль ибн Сухайль, который не смог вовремя перебраться в Медину вместе со всеми, поскольку его держали его в Мекке в заточении, но позже ему удалось бежать и присоединиться к мусульманам, прося у них защиты.

 

Но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Абу Джандаль, терпи и надейся на награду от Аллаха, и Аллах приведет тебя и тех слабых, которые находятся вместе с тобой, к облегчению и укажет вам выход. Поистине, мы заключили с этими людьми перемирие и приняли обязательства на себя, а они – на себя, и мы не нарушим своего слова!».[2]

 

Закончив составлять соглашение о перемирии, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел своим сподвижникам обрить головы и заколоть свой жертвенный скот, чтобы выйти из состояния ихрама. Однако мусульмане пребывали в глубоком разочаровании, и никто из них не двинулся с места, чтобы исполнить приказ Пророка. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашел к Умм Саламе, и сказал ей: «Погибли мусульмане, я им приказал, но они не послушались».

 

Она сказала: «О Посланник Аллаха, найди им оправдание, ты взял на себя большую ответственность в этом соглашении, в результате которого мусульмане вернулись без победы, они испытали горечь разочарования. Хочешь ли ты, чтобы твой приказ выполнили? Тогда выйди к ним и никому не говори ни слова, пока сам не принесешь в жертву своего верблюда и не позовешь своего цирюльника, чтобы он обрил тебе голову».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выслушал ее, затем встал и вышел от супруги, не заговорив ни с кем из своих сподвижников. Он заколол своего верблюда и позвал цирюльника, который обрил ему голову. Как только люди увидели это, они поспешили совершить обряд жертвоприношения и обрить головы.

 

Затем мусульмане вернулись в Медину, и обе стороны чувствовали себя в безопасности. После этого совершила переселение Умму Кульсум бинт Укба ибн Абу Муʼайт – сестра Усмана по матери. Язычники потребовали вернуть ее обратно в Мекку, а она сказала: «О Посланник Аллаха! Я женщина, если я вернусь обратно, они подвергнут меня испытаниям в моей религии». После этого Аллах Всевышний ниспослал следующий аят:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا جَاءَكُمُ الْمُؤْمِنَاتُ مُهَاجِرَاتٍ فَامْتَحِنُوهُنَّ اللَّهُ أَعْلَمُ بِإِيمَانِهِنَّ فَإِنْ عَلِمْتُمُوهُنَّ مُؤْمِنَاتٍ فَلَا تَرْجِعُوهُنَّ إِلَى الْكُفَّارِ لَا هُنَّ حِلٌّ لَّهُمْ وَلَا هُمْ يَحِلُّونَ لَهُنَّ وَآتُوهُم مَّا أَنفَقُوا وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ أَن تَنكِحُوهُنَّ إِذَا آتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ وَلَا تُمْسِكُوا بِعِصَمِ الْكَوَافِرِ وَاسْأَلُوا مَا أَنفَقْتُمْ وَلْيَسْأَلُوا مَا أَنفَقُوا ذَلِكُمْ حُكْمُ اللَّهِ يَحْكُمُ بَيْنَكُمْ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

 

«О верующие! Когда к вам приходят переселившиеся верующие женщины, то проверяйте их (чтобы убедиться, что они действительно верующие). Аллах лучше знает об их вере.[3] Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их неверующим (мужьям), ибо им (неверующим мужчинам) нельзя жениться на них (на верующих женщинах), а тем нельзя выходить замуж за них.[4] Возвращайте им (их мужьям) то, что они отдали (в качестве махра). На вас не будет греха, если вы женитесь на них, передав им махр. И не держитесь за узы (брака) с неверующими женами (немедленно разведитесь с ними) и просите вернуть то, что вы отдали (в качестве махра). И пусть они (неверующие) просят (вас) вернуть то, что отдали (в качестве махра). Таково решение Аллаха. Он рассудил вас. И Аллах – Знающий (абсолютно все), Мудрый». (Сура «аль-Мумтахана», аят 10)

 

Переселившаяся женщина должна была принести клятву в том, что она совершила переселение не ради предпочтения одного места другому и не из-за ненависти к мужу, не из-за желания мирских благ, не ради мужчины из числа мусульман, а переселилась только из-за любви к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). После принесения клятвы ее не возвращали, а выплачивали её мужу-язычнику его брачный подарок, после этого на ней мог жениться любой мусульманин. В аяте есть запрет на удерживание жены-язычницы, она должна быть возвращена своей семье, после того как они вернут то, что было на нее потрачено.

 

Сбежать к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) удалось и Абу Басыру – Утбе ибн Усайду ас-Сакафи (да будет доволен им Аллах) – на поиски которого курайшиты послали двух человек. Пророк велел Абу Басыру возвращаться в Мекку. Абу Басыр воскликнул: «О Посланник Аллаха! Ты возвращаешь меня язычникам, чтобы они заставили меня отречься от моей религии?».

 

Пророк ответил ему: «О Абу Басыр! Иди! Всевышний Аллах найдет для тебя и таких, как ты, выход и облегчит ваше положение».

 

Абу Басыр ушел вместе с двумя своими преследователям. Когда они дошли до Зуль-Хулайфы, Абу Басыр напал на одного из стражников и убил его, второму удалось бежать, а Абу Басыр вернулся в Медину. Там он сказал Пророку: «О Посланник Аллаха, Аллах освободил тебя от всяких обязательств, поскольку ты вернул им меня, а потом Аллах избавил меня от них!». На это Посланник Аллаха сказал: «Иди куда хочешь, но не оставайся в Медине!». Он ушел и обосновался на берегу Красного моря у дороги, по которой курайшиты ездили в Шам. Позже немало мусульман, насильно удерживаемых в Мекке, вырвались и присоединились к Абу Басыру.

 

А Абу Джандалю ибн Сухайлю тоже удалось бежать от курайшитов, и он также присоединился к Абу Басыру. Вместе с ним к беглецам присоединилась целая группа бедуинов. Они стали нападать на караваны курайшитов и жили за счет перехваченного имущества. Курайшиты терпели ощутимые убытки и были вынуждены обратиться к Пророку, заклиная его Аллахом и родственными связями, с просьбой сделать что-то с группой Абу Басыра. Со своей стороны они обещали, что принявшим Ислам и примкнувшим к Пророку ничего угрожать не будет. Пророк принял это предложение.

 

Всевышний Аллах избавил мусульман от печали, с которой они не могли смириться во время подписания соглашения, когда Посланник Аллаха велел вернуть обратно Абу Джандаля. Мусульмане убедились в том, что мнение Посланника Аллаха лучше их мнения. Перемирие гарантировало безопасность, а это значит, что общины мусульман и неверующих в какой-то мере смешивались, и неверующие имели возможность наблюдать мусульман с близкого расстояния. По этому поводу Абу Бакр (да будет Аллах им доволен) сказал следующее: «Не было победы в Исламе более величественной, чем победа Худайбии. Люди не могли знать того, что было между Мухаммадом и его Господом, рабы торопятся, а Всевышний Аллах не торопится из-за торопливости рабов, пока все не устроится согласно Его пожеланию»[5].

 

Во время возвращения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Худайбии была ниспослана ему сура «Аль-Фатх», которая начинается со следующих слов Всевышнего Аллаха:

 

إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا

 

«Поистине, Мы даровали тебе явную победу» (Сура «Аль-Фатх», аят 1).

 

Название этой суры является подтверждением вышесказанных слов Абу Бакра ас-Сыддика.

 

 

[1] Бухари, № 2581; Муслим, № 1486.

 

[2] Часть хадиса, переданного Бухари. См. выше.

 

[3] Только Аллах доподлинно знает, верующий человек или нет. Вы же судите о вере по внешним признакам.

 

[4] Когда подтвердится, что они переселились в Медину, действительно приняв Ислам, тогда брак мусульманки с неверующим мужем аннулируется, и мусульманин может жениться на ней.

 

[5] «Канзуль-'Уммаль» Муттакы аль-Хинди (10/472).

АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Список уроков