Часть 54. Великая битва при Бадре (продолжение)
Итак, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Господа, двинулся в путь со своим войском, чтобы достичь колодцев Бадра прежде, чем к ним подойдут язычники. Вечером мусульмане остановились у ближайшего из этих колодцев. Хубаб ибн аль-Мунзир, да будет доволен им Аллах, хорошо разбиравшийся в военном деле, сказал: «О Посланник Аллаха, скажи мне, ты занял эти позиции, с которых мы не можем ни наступать, ни отступать, по велению Аллаха? Или же это твое мнение и военная хитрость?». Пророк ответил:
«Таково мое мнение, и это – военная хитрость». Аль-Хубаб на это сказал: «О Посланник Аллаха, если так, то эта позиция не подходит. Лучше подними людей и давай подойдем к ближайшему к курайшитам колодцу и встанем там, а остальные колодцы позади нас засыпем, а там выкопаем водоем и наполним его водой. И во время битвы мы сможем пить, а они – нет».[1]
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сказал:
«Ты дал правильный совет!».
После этого он поднял воинов и привел их к самому близкому от врага колодцу. Мусульмане ночью принялись рыть водоем, засыпая остальные колодцы, чтобы заставить врага мучиться от жажды. Так оно и вышло.
После того, как мусульмане заняли свои позиции у источника воды, Са‘д ибн Му‘аз, да будет доволен им Аллах, предложил Посланнику Аллаха, чтобы мусульмане построили для него командный пункт на случай непредвиденных обстоятельств и возможного поражения. Он сказал: «О Посланник Аллаха, не построить ли нам для тебя навес? Мы приготовим его для тебя и твоих верховых верблюдов, а потом встретим врага. И если Аллах поможет нам победить – случится то, чего мы желаем, если же случится что-то иное – ты сядешь на верблюда и вернешься к нашим соплеменникам, ибо за тобой остались люди, которые любят тебя не меньше, чем мы. И если бы они знали, что тебе придется сражаться, то не покинули бы от тебя! И Аллах защитит тебя ими, а они будут давать тебе добрые советы и сражаться вместе с тобой».
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Или Аллах даст лучшее решение, чем это». Потом был воздвигнут навес на возвышенности перед полем боя[2].
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал выравнивать ряды, и они стали подобными прочному строению. И посмотрев на курайшитов, он обратился к Аллаху с такой мольбой:
«О Аллах, вот курайшиты, которые явились сюда высокомерно и гордо, сопротивляясь Тебе и объявляя ложью слова Твоего посланника! О Аллах, окажи мне обещанную Тобой помощь и заставь их подчиниться!».
В это время произошел раскол среди предводителей язычников. 'Утба ибн Раби'а решил отговорить людей от сражения. Он согласился выплатить штраф за 'Амра ибн аль-Хадрами, убитого во время похода Абдуллаха ибн Джахша, и вернуть захваченное у него имущество. Но когда 'Утба объявил об этом среди людей, Абу Джахль обвинил его в трусости и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мы не вернемся, пока Аллах не рассудит нас с Мухаммадом!»[3]
Перед началом боя аль-Асвад бин ‘Абд аль-Асад аль-Махзуми вышел вперед из рядов язычников и закричал: «Даю обет Аллаху, что обязательно напьюсь из их водоема, или разрушу его, или умру ради этого!». Тогда к нему вышел Хамза ибн ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах. Начался поединок, и Хамза отрубил ему ногу до середины голени перед этим водоемом. Аль-Асвад упал на спину, из его ноги в сторону его товарищей хлынула кровь, и он пополз к водоему, чтобы броситься в него и выполнить свою клятву, но Хамза догнал его и убил. [4]
А потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал перед войском, побуждая их к стойкости и терпению. Он говорил:
«За терпение, проявленное в бою, Аллах отводит печаль и избавляет от горя».
Сражение началось с поединков. Из рядов мекканцев вышли три человека: 'Утба ибн Раби'а, его брат Шейба ибн Раби'а и сын аль-Валид ибн 'Утба. Против него вышли три юноши из ансаров. Язычники спросили их: «Кто вы?». Ответили: «Мы ансары». Тогда 'Утба, его брат и сын сказали: «Вы нам не нужны». Пусть выйдут к нам благородные люди из нашего племени!». Тогда Пророк вывел 'Убайду ибн аль-Хариса ибн Абдуль-Мутталиба против первого, Хамзу ибн Абдуль-Мутталиба против второго и Али ибн Абу Талиба против третьего. Хамза и Али сразили своих противников. 'Убайда и 'Утба обменялись ударами, нанеся друг другу ранения, после чего воины набросились на 'Утбу и убили его. У 'Убайды была отрублена нога. Его положили рядом с Пророком, и он, да благословит его Аллах и приветствует, положил его голову на свое благородное бедро и обрадовал его мученической смертью, сказав: «Я хотел бы, чтобы Абу Талиб был жив и знал, что мы достойны произнести его слова:
Мы защитим его, пока не погибнем вокруг него
Забыв своих сыновей и жен»».[5]
После завершения поединков Посланник Аллаха приказал сподвижникам выравнять ряды: он держал в руке стрелу и ею подавал знаки людям. Проходя мимо Савада ибн Газиййи, союзника рода Адия, выступавшего вперед шеренги, Пророк слегка уколол его стрелой в живот и крикнул: «В ряд, о Савад!». Тот воскликнул: «О Посланник Аллаха, ты сделал мне больно! А ведь Аллах послал тебя с правдой и справедливостью. Так возмести мне!». Пророк обнажил его живот, сказав: «Возмещу», обнял его и поцеловал в живот. При этом Пророк спросил: «Что тебя толкнуло на это, о Савад?». Тот ответил: «О Посланник Аллаха! Ты видишь, что происходит. Я хотел, чтобы исполнилось самое заветное мое желание: чтобы ты прикоснулся ко мне на прощание». Посланник Аллаха пожелал ему добра.
Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал давать советы войску: «Не вступайте в бой, пока я вам не прикажу. А когда они приблизятся к вам, начинайте обстреливать их из луков и стреляйте как можно чаще, но не извлекайте мечей из ножен, пока они не навалятся на вас!»[6].
Затем он вместе с Абу Бакром вернулся к своему навесу, а Са‘д ибн Му‘аз во главе отряда охраны занял подходы к нему. Посланник Аллаха обращался к Всевышнему с мольбами:
«О Аллах, выполни то, что Ты обещал мне! О Аллах, заклинаю Тебя обещанием Твоим! О Аллах, если Ты пожелаешь того, то никто больше не станет поклоняться Тебе после этого дня!».
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Довольно, о Посланник Аллаха, поистине, Аллах исполнит тебе своё обещание!».
А потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из-под своего навеса, и прочитал:
سَيُهْزَمُ الْجَمْعُ وَيُوَلُّونَ الدُّبُرَ
“Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять!” (Сура «аль-Камар», аят 45).
Затем он стал подбадривать сподвижников словами: «Клянусь Тем, в чьей власти душа Мухаммада – любого человека, который сегодня станет сражаться с ними, проявляя стойкость, надеясь на награду Аллаха и наступая, а не отступая, Аллах обязательно введет в рай! Снаряжение и оружие убитого достаётся убившему его».
Услышав это, аль-Умайр ибн аль-Хумам сказал: «Отлично, отлично! Поистине, если проживу я столько, чтобы доесть все эти финики, то и такая жизнь будет для меня слишком долгой!». И он выбросил свои финики, а потом бросился в бой и сражался, пока его не убили. [7]
Сражение разгорелось, и Всевышний Аллах поддержал мусульман ангелами. Он сделал их помощь доброй вестью, чтобы успокоить сердца верующих. Не прошло и часа, как враг был разбит. Курайшиты обратились в бегство. Мусульмане преследовали их, убивая и захватывая в плен. Из язычников было убито около семидесяти человек: 'Утба и Шейба – сыновья Раби'а, аль-Валид ибн 'Утба были убиты в поединке. Абу аль-Бахтари ибн Хишам, аль-Джаррах – отец Абу 'Убейды, был убит своим сыном. Умайя ибн Халяф и его сын Али были убиты группой ансаров, вместе с Билялям ибн Рабахом и 'Аммаром ибн Йасиром, которых Умайя мучал в Мекке. Был убит Ханзаля – сын Абу Суфьяна ибн Харба, а также Абу Джахль, с которым сражались двое юношей[8] из ансаров, поскольку они узнали, что тот причинял Пророку сильные мучения. Добил Абу Джахля Абдуллах ибн Мас'уд.
Был убит Науфаль ибн Хувайлид, его убил Али ибн Абу Талиб. Также из убитых – Убайда и аль-'Ас – сыновья Абу Ухайхы Са'ида ибн аль-'Аса ибн Умейи, и многие другие.
Пленных также было семьдесят, но при возвращении Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, казнил 'Укбу ибн Му'айта и ан-Надра ибн аль-Хариса, поскольку они сильнее всех притесняли его в Мекке.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел собрать тела погибших на поле боя. Пророк во время военных походов хоронил каждого, кого находили мертвым на поле боя. Это было одним из его правил, вне зависимости от того, был убитый верующим или нет.
Когда Пророк велел сбросить в колодец 'Утбу – отца Абу Хузейфы, одного из первых мусульман – то его лицо изменилось. Пророк догадался, в чем дело, и спросил: «О Абу Хузайфа! Ты огорчен тем, что случилось с твоим отцом?». Тот ответил: «Нет, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха! Я не сомневался в отце и в его гибели. Но я знал отца умным, добрым и благородным человеком. Я хотел, чтобы все это он принес в ислам. Когда увидел, что с ним случилось, и он умер в неверии, все это опечалило меня». Пророк пожелал ему добра и утешил его. [9]
Далее Пророк велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего он подъехал к краю колодца, и обратился к убитым, называя их имена и имена их отцов, со словами: «О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы сейчас, если бы покорились Аллаху и Его Посланнику? Поистине, мы убедились, что обещанное нам Господом нашим – истина, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим – истина?!»[10]
Услышав это, ‘Умар спросил: «О Посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Клянусь Тем, в чьей власти душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю, но не могут ответить!».
После победы Пророк направил гонцов сообщить мусульманам радостную весть[11]: Абдуллаха ибн Раваху он послал к жителям верхней части Медины, а Зейда ибн Харису на свой верблюдице – в нижнюю часть города.
Между тем иудеи и лицемеры распространяли разные ложные слухи, в том числе и слух о гибели Пророка, желая этим посеять смуту среди мусульман. Гонцы обрадовали жителей Медины в тот момент, когда сравняли землю над могилой Рукаййи — дочери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которая была замужем за 'Усманом ибн 'Аффаном.[12]
Затем Посланник Аллаха двинулся в путь, и тогда среди некоторых воинов возникли споры относительно военной добычи. Молодежь утверждала: «Мы участвовали в битве непосредственно, и ни у кого другого нет в этом доли». Старики же говорили: «Мы прикрывали ваши спины, поэтому мы имеем право на долю вместе с вами». Эти споры могли ослабить мусульман и разжечь вражду и ненависть в их сердцах, но Всевышний Аллах ниспослал аят, разрешающий этот спор:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَنفَالِ قُلِ الْأَنفَالُ لِلَّهِ وَالرَّسُولِ فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَصْلِحُوا ذَاتَ بَيْنِكُمْ وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Они (сподвижники, захватившие трофеи в битве при Бадре) спрашивают тебя (о Мухаммад) о трофеях (о том, как правильно их делить). Ответь: «Трофеи принадлежат Аллаху и Его Посланнику». Бойтесь же Аллаха и налаживайте отношения друг с другом. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы (действительно) верующие (то ваша вера направит вас к покорности)» (Сура «аль-Анфаль», аят 1).
После этого свет Корана озарил их сердца и объединил их после того, как едва они не разошлись. Мусульмане положились в этом вопросе на Посланника Аллаха, который разделил трофеи согласно решению Корана. Он, да благословит его Аллах и приветствует, поровну разделил трофеи между пешим и всадником. Также Пророк включил в долю тех, кто не принимал участия в сражении по уважительной причине:
- Абу Любаба аль-Ансари, он был ответственен за жителей Медины.
- Аль-Хариса ибн Хатыба, Посланник Аллаха назначил его отвечать за род 'Амр ибн 'Ауф.
- Аль-Хариса ибн ас-Самма и Хаввата ибн Джубейра, они получили увечья в ар-Рауха и не смогли продолжить путь.
- Тальху ибн Убейдуллаха и Са'ида ибн Зейда, они были отправлены на разведку и вернулись только после завершения сражения.
- 'Усмана ибн 'Аффана. Посланник Аллаха оставил его присматривать за своей дочерью во время её болезни.
- 'Асыма ибн 'Ади, он был оставлен Посланником Аллаха наместником Кубы и аль-'Алия.
Пророк также выделил доли тем, кто пал шахидом в Бадре, их было четырнадцать человек, и среди них был 'Убейда ибн аль-Харис ибн Абдуль-Мутталиб, который получил смертельное ранение во время поединка. Он, да будет доволен им Аллах, умер, когда мусульмане возвращались из Бадра, и был похоронен в ас-Сафре[13]. Когда Пророк приблизился к Медине, его встретили дети с бубенцами, декламируя:
Взошла над нами полная луна из-за долины Вадаʼ[14],
И теперь мы должны быть благодарны,
Пока хоть кто-то обращается с мольбами к Аллаху!
О тот, кто был направлен к нам,
Принес ты повеления, которым обязательно подчиняться!
[1] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/620) и «Тарих» Табари (3/29).
[2] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/620); Аль-Байхакы «Ад-Даляиль ан-нубувва» (3/44).
[3] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/622-623), «Тарих Табари» (3/29) и «Табакат аль-Кубра» Ибн Са'да (2/16).
[4] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/624); «Ад-Даляиль ан-нубувва» (3/66).
[5] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/272).
[6] Передали Бухари (№ 3763), Абу Дауд (№ 2664) и Ахмад в «Муснаде» (№ 16060).
[7] Передал Муслим под № 1901 в книге о правлении, глава: закрепленность рая за шахидом.
См. «Жизнеописание Пророка» ибн Хишам (1/657) и «Табакат аль-Кубра» ибн Са'да (3/565). Там рассказывается: Посланник Аллаха спросил: «Что заставляет тебя говорить: “Отлично, отлично!?”» Он ответил: “Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, лишь то, что я надеюсь оказаться одним из обитателей рая!” – и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, ты – один из них!”.
[8] Они Му'аз ибн 'Амр ибн аль-Джамух и Му'авваз ибн 'Афра. См. «Жизнеописание Пророка» ибн Хишам (1/634-635).
[9] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/640) и «Тарих Табари» (3/38).
[10] Передали Бухари (№ 3757) и Муслим (№ 2875).
[11] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/642) и «Тарих Табари» (3/35).
[12] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/642).
[13] Долина, где много пальм и растительности, находится на дороге паломников. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не раз проходил по ней. Там же находится одноименная деревня, расположення выше Янбу'а со стороны Медины. Воды ас-Сафры текут в Янбу'. «Аль-Му'джам аль-Бульдан» (3/412).
[14] Именно с ее стороны Пророк, да благословит его Господь и приветствует, вошел в город.
Комментарии: 0
Правила форума