Циклы Авторы Сортировка
Image
Часть 47. Первый год. Строительство мечети
Затем Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, велел изготовить кирпичи, после...
176
3 ноября, 20

Часть 47. Первый год. Строительство мечети

176
3 ноября, 20
Первый год
Строительство мечети
 
Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приступил к строительству мечети на том месте, где его верблюдица опустилась на колени. Было это в квартале рода бану Наджар[1]. На этом месте прежде сушили финики, и оно принадлежало двум сиротам, которых опекал Ас'ад ибн Зурара, да будет доволен им Аллах.
 
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил им купить у них землю, однако они ответили: «Нет! О Посланник Аллаха! Мы дарим тебе этот участок!». Но Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, не принял их предложение и все же настоял на покупке земли. На участке оставались заброшенные могилы язычников, какие-то развалины, пальмы и заросли терновника. Могилы и развалины убрали, а кусты и деревья вырубили.
 
Затем Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, велел изготовить кирпичи, после чего мусульмане принялись за строительство. Возвели стены из кирпича и глины. Дверные проемы сложили из камня. Крышу покрыли пальмовыми листьями, а столбами послужили стволы пальм. На пол насыпали песок и мелкие камешки. Высота стен была чуть ниже человеческого роста.
 
Сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в строительстве, чтобы побудить мусульман к возведению мечетей. Во время работы все участники произносили такие слова:
 
О Аллах, нет блага, кроме блага вечного мира.
Смилуйся же над ансарами и мухаджирами![2]
 
Кыбла новой мечети была направлена на север, в сторону Иерусалима. В мечети сделали три двери. Затем пришлось замостить пол камнем, поскольку дожди стали размывать его. Никаких украшений в мечети не было, как не было ни ковров, ни циновок.
 
После пристроили две комнаты. Одну для Сауды бинт Зам‘а, а другую – для ʼАиши, да будет доволен Аллах ими обеими. В то время у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было других жен, кроме них. Комнаты находились по соседству и примыкали к мечети, образуя с ней единое целое. В последующем каждый раз, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился, к мечети пристраивали новую комнату.  
 
Первый азан
 
Всевышний Аллах предписал верующим всегда вспоминать величие Всевышнего, следовать Его велениям и отдаляться от запрещенного Им, поэтому Он сказал в Ясном Писании:
 

«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (сура «аль-Анкабут», 45).

 
Аллах сделал лучшей ту молитву, которая совершается в коллективе, что укрепляет узы дружбы и братства между верующими. Но требовалось действие, напоминающее тому, кто забыл о молитве, о времени ее наступления, и собирающее всех молящихся воедино.
 
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, созвал мусульман на совет, чтобы вместе с ними выбрать способ оповещения о времени наступления молитвы. Некоторые сказали:
 
– Поднимем знамя, когда подойдет время молитвы, чтобы люди могли видеть его.
 
Но это мнение не нашло поддержки, поскольку знамя не привлечет внимание спящего или занятого делами. Другие предложили:
 
– Давайте будем разводить огонь на возвышенности.
 
И это предложение было отвергнуто. Третьи предложили подавать сигнал с помощью трубы, как это делали иудеи для своих молитв, но это также не понравилось Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку он не любил уподобляться иудеям в чем бы то ни было. Затем было предложено бить в колокол, это также было отвергнуто, как и другие предыдущие мысли.
 
Наконец было предложено призывать людей к молитве голосом, это предложение встретило одобрение. Тогда же Абдуллах ибн Зейд[3] увидел сон. Он пришел к Пророку и сказал:
 
– О Посланник Аллаха! В эту ночь пришло мне видение. Я видел человека, который сказал мне: «Хочешь, я научу тебя словам, которые ты станешь говорить во время призыва на молитву?». Я спросил: «Конечно?». Он сказал: «Ты говори: «Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Спешите к молитве! Спешите к молитве! Спешите к блаженству! Спешите к блаженству! Аллах велик! Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха!».
 
Услышав этот рассказ, Пророк сказал:
 
– Это — правдивое видение, если будет угодно Аллаху. Встань вместе с Билялем, подскажи ему слова, и пусть он произносит их. У него голос сильнее, чем у тебя»[4].
 
Когда Биляль произнес эти слова, их услышал Умар ибн аль-Хаттаб, находившийся у себя дома. Он отправился к Пророку, волоча свой плащ и крича: «Пророк Аллаха! Клянусь тем, Кто послал тебя с правдой, я видел то же самое!». Пророк произнес: «И хвала Аллаху за это!».
 
Биляль был одним из двух муэдзинов Пророка в Медине, вторым был Абдуллах ибн Умм Мактум. Читая азан на утренний намаз, Биляль провозгласил после слов «Спешите к блаженству»: «Намаз лучше сна!». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил это решение.
 
В Рамадан же к утреннему намазу призывали дважды: первый азан будил спящих на сухур, а второй – уже звал на намаз.
 
Что касается азана для пятничной молитвы, то при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также и во времена правления Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, первый азан провозглашался, когда имам садился на минбар. При правлении Усмана, да будет доволен им Аллах, людей стало больше, и он добавил второй азан, который провозглашался (рядом с мединским рынком) в местечке аз-Заура (хадис передал аль-Бухари[5]). Когда правителем стал Хишам ибн Абдуль-Малик, он велел азан, который при Усмане провозглашался в аз-Зауре, читать с минарета, затем он же перенес этот азан на время, когда имам поднимался на минбар.
 
Ясно, что азан в мечети перед имамом, является нововведением, которое привнес Хишам ибн Абдуль-Малик. Нет смысла в этом азане, поскольку азан провозглашается для призыва на молитву, а для присутствующего в мечети азан не нужен. Тот же, кто находится за пределами мечети, не может слышать второй азан, если он провозглашался внутри мечети. Об этом упомянул шейх Мухаммад ибн аль-Хадж[6] в книге «Аль-Мадхаль»[7].
 
Хафиз[8] в своей книге «Фатхуль-Бари» сказал: «Что касается того, что привнесли люди до времени пятничной молитвы из молитв и призыва благословления для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то это только в некоторых странах. В данном случае лучше следовать праведным предшественникам»[9].
 
Икамат – это призыв непосредственно перед обязательной молитвой в мечети. Есть разные версии его текста. Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи'и считал, что нужно произносить слова икамата по одному разу, кроме слов «молитва начинается», которые произносятся дважды. Малик ибн Анас считал, что все слова произносятся по одному разу. Абу Ханифа ан-Ну'ман считал, что все фразы икамата нужно произносить дважды[10].
 
 
[1] Передали Бухари (№ 3694); Абу Дауд (№ 453), Ибн Маджа (№ 742) и др.
[2] В версии Бухари это звучит так: «О Аллах, истинная награда –  награда мира вечного. Смилуйся же над ансарами и мухаджирами!»
В «Табакат ибн Са'да сказано: «О Аллах, поистине, жизнью (истинной будет) жизнь в мире вечном. Смилуйся  же над ансарами и мухаджирами!»
[3] Присягнул при Акабе, а также участвовал в битве при Бадре и во всех остальных битвах с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Он увидел сон об азане в первом году хиджры, после того как Посланник Аллаха построил мечеть. См. «Усудуль-Габа» (3/247).
[4] Передали Абу Дауд (№ 498) и ат-Тирмизи (№ 189), который сказал: «Хадис хасан сахих».
[5] Передал Бухари (№ 870).
[6] Мухаммад ибн Мухаммад аль-Абдари аль-Фаси, Абу Абдуллах, известен под именем Ибн аль-Хадж, умер в Каире в 737 году хиджры. Автор книги «Мадхаль аш-шар'и аш-шариф». См. «Хидаятуль-'Арифин» Исма'иля аль-Баша (2/149) и «Аль-И'лям» аз-Зирикли (7/35).
[7] См. «Мадхаль аш-шар'и аш-шариф» (2/243).
[8] Ибн Хаджар, Ахмад ибн Али аль-'Аскаляни, автор книги «Фатхуль-Бари», а также многих других полезных книг. Скончался в 852 году хиджры в Каире.
[9] См. «Фатхуль-Бари» (2/458).
[10] Что касается ханбалитов, то они придерживаются мнения шафиитов. Абдус-Салям ибн Абдуллах, дедушка Ибн Теймийи, в книге «Аль-Мухаррар» (1/136) пишет: «Икамат произносится по одному разу и состоит из одиннадцати предложений, если учесть, что слова «молитва начинается» произносимая дважды». Сказанное совпадает с мнением шафиитов.
АВТОР ЦИКЛА
Сира «Нур аль-якын» (биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад аль-Худари
Автор:
МУХАММАД АЛЬ-ХУДАРИ
Шейх
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков