Абдуллах ибн Умм Мактум (радыАллаху анху) был двоюродным братом матери правоверных
Хадиджи бинт Хувайлид (радыАллаху анха). Его отца звали Кайс ибн Зайд, а мать – Атика бинт Абдуллах; её также называли Умм Мактум (Мать сокрытого), поскольку она родила слепого ребенка.
Абдуллах был свидетелем зарождения Ислама в Мекке. Он был одним из первых, кто принял Ислам. Он переносил
преследования язычников и страдал, как и многие другие сподвижники. Его отношение к религии было примером стойкости, несгибаемой твердости и самопожертвования. Ни его преданность, ни его вера не ослабли под гнетом курайшитов. Наоборот, все это только увеличило его решимость держаться за религию Аллаха и преданность Его Посланнику ﷺ.
Абдуллах был сильно предан благородному Пророку ﷺ, и он так стремился запоминать новые аяты из Корана, что не упускал ни одной возможности сделать это. Его настойчивость иногда могла раздражать, поскольку он, стремясь к знаниям, старался завладеть вниманием Пророка ﷺ.
В этот период времени благородный Пророк ﷺ был сосредоточен на том, чтобы призвать к Исламу знатных курайшитов. Однажды он встретился с Утбой ибн Рабия, его братом Шайбой, Амром ибн Хишамом, более известным как Абу Джахль, Умайей ибн Халафом и Валидом ибн Мугырой, отцом будущего сподвижника
Халида ибн Валида (радыАллаху анху), который позже прославился как Сайфуллах – Меч Аллаха.
Пророк ﷺ стал рассказывать этим людям об Исламе. Ему очень хотелось, чтобы они приняли Ислам, либо, по крайней мере, перестали бы преследовать его сподвижников.
Пока он был занят разговором, Абдуллах ибн Умм Мактум подошёл к нему, и не зная, какой важной беседой занят Посланник Аллаха ﷺ, попросил его прочитать ему последние аяты Корана.
«О, Посланник Аллаха», — обратился он, — «Научи меня тому, чему Аллах научил тебя». Пророк ﷺ, увидев его, нахмурился и отвернулся от него, поскольку его внимание было занято знатными курайшитами, которые, как он надеялся, могли принять Ислам и укрепить его.
Как только он ﷺ закончил разговор с ними, вдруг он почувствовал, что в глазах у него потемнело, и кровь стала стучать в висках. Это обычно было признаком ниспослания откровения. В этот раз ему были ниспосланы следующие аяты:
«Он нахмурился и отвернулся, оттого, что к нему пришел слепой. Откуда ты знаешь? Возможно, он очистится или примет наставление, и оно принесет ему пользу.
А тому, кто решил, что он (ни в чем) не нуждается, ты уделяешь внимание. Не будет твоей вины, если он не очистится. А того, кто приходит к тебе, спеша и боясь (Аллаха), ты оставляешь без внимания. Но нет! Это — напоминание. И кто пожелает, вспомнит его. Оно — в почитаемых свитках. (Эти свитки) возвышены и чисты. (Они) в руках посланцев благородных и благочестивых». (Сура «Абаса», 80: 1–16).
Эти шестнадцать аятов, которые были ниспосланы благородному Пророку ﷺ о его верном сподвижнике, Абдуллахе ибн Умм Мактум (радыАллаху анху) — шестнадцать аятов, которые продолжают читаться с того времени до сегодняшнего дня и будут продолжать читаться до Судного дня, иншаАллах.
С этого дня Посланник Аллаха ﷺ не переставал быть щедрым по отношению к Абдуллаху, спрашивая о его нуждах и исполняя его просьбы всякий раз, когда он приходил.
В последующие годы Посланник Аллаха ﷺ часто встречал Ибн Умм Мактума следующими словами: «Добро пожаловать, о тот, о ком меня упрекнул мой Создатель».
Когда курайшиты усилили преследование благородного Пророка ﷺ и тех, кто уверовал вместе с ним, Аллах дал им разрешение на переселение. Ответ Абдуллаха был скорым. Он и Мусаб ибн Умайр (да будет доволен ими Аллах) были первыми из сподвижников, которые уехали в Медину. Не забывайте о том, что он был слепым от рождения, однако решился на такое опасное путешествие.
Как только они достигли Ясриба (Медины), он и Мусаб начали обучать людей, читая им Коран и рассказывая им о религии Аллаха. Когда позднее сам Пророк ﷺ прибыл в Медину, он назначил Абдуллаха и Биляля муаззинами для мусульман, которые должны были провозглашать Единство Аллаха пять раз в день, призывая людей к лучшим действиям и призывая их к успеху.
Многие люди сейчас не знают, что этот слепой сахаб был также муаззином Пророка ﷺ наряду с Билялем (радыАллаху анху). Биляль произносил азан к молитве, а Абдуллах произносил икамат. Иногда они менялись и делали наоборот. Во время Рамадана один из них читал азан, чтобы разбудить людей, и они могли бы поесть перед началом поста (сухур). Другой из них читал азан, чтобы объявить о наступлении рассвета и начале поста.
Одна из обязанностей, которую благородный Пророк ﷺ возложил на Абдуллаха ибн Умм Мактум, заключалась в том, что он был наместником Медины в его (Пророка) отсутствие. Это происходило более чем десять раз, причем один из них – в тот момент, когда Пророк ﷺ и другие сподвижники отправились на освобождение Мекки.
Вскоре после битвы при Бадре, Пророк ﷺ получил откровение от Аллаха о повышении уровня сподвижников, участвующих в сражении, над теми, кто остается дома. Это было сделано в целях поощрения воюющих сподвижников, а также в качестве побуждения остальным отказаться от своей бездеятельности. Это откровение сильно повлияло на Ибн Умм Мактума. Ему было тяжело, что он таким образом был лишен высшего уровня, поскольку не мог участвовать в боях по причине своей слепоты. Он обратился к Пророку ﷺ:
«О, Посланник Аллаха. Если бы я мог участвовать в сражении, я бы, конечно, сделал это». Затем он настойчиво просил Аллаха ниспослать откровение о его конкретном случае и ему подобных, которые не смогли выйти на битву по причине их болезни.
Его молитва была услышана. К упомянутому выше аяту было ниспослано уточнение о мусульманах, не вышедших на сражение по причине болезни. Полный аят стал выглядеть следующим образом:
«Не равны верующие, которые остаются дома, не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха (рискующие) имуществом и жизнью. Аллах возвысил воинов (рискующих)имуществом и жизнью над остающимися дома. Каждой (из двух групп) Аллах обещал награду (Рай за веру). Но воинов Аллах возвысил над остающимися дома великой наградой». (Сура «Ан-Ниса», 4:95).
Несмотря на то, что Абдуллах таким образом был освобожден от участия в сражениях, он не мог довольствоваться пребыванием дома. Он попросил назначить его знаменосцем мусульман:
«Поставьте меня между двумя рядами (сражающихся) и дайте мне знамя. Я буду носить его и защищать, ведь я слепой и не могу убежать».
На 14-м году хиджры Умар (радыАллаху анху), второй халиф Ислама, решил выступить против персов. Он написал своим губернаторам:
«Отправьте мне людей с оружием и на лошадях, или тех, кто может мне чем-то помочь. И поспешите».
Толпы мусульман со всех концов халифата откликнулись на призыв Умара (радыАллаху анху) и сходились в Медину. Среди всех них был слепой воин, Абдуллах ибн Умм Мактум (радыАллаху анху).
Халиф Умар (радыАллаху анху) назначил
Саада ибн Аби Ваккаса (радыАллаху анху) главнокомандующим над армией, дал ему наставления и простился с ним. Когда армия достигла Кадисии, Абдуллах ибн Умм Мактум надел на себя кольчугу и был готов к сражению. Он пообещал держать и защищать знамя мусульман или быть убитым в сражении.
Силы противников встретились и продолжали сражаться в течение трех дней. Эта битва была одним из наиболее тяжелых сражений в истории мусульманских завоеваний. На третий день мусульмане добились победы, после чего одна из величайших империй в мире рухнула.
За эту победу заплатили жизнями сотни мучеников. Среди них был воин и ученый Абдуллах ибн Умм Мактум. Он был найден мертвым на поле боя, сжимающим флаг мусульман. Этот слепой сподвижник умер мучеником на поле боя и встретился со своим Господом наиболее почетным образом.
Комментарии: 0
Правила форума